Вы здесь

«Ханума» возвращается, Чехов появляется, чудо продолжается…

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В минувшую пятницу Ставропольский академический театр им. Лермонтова открыл 179-й творческий сезон. Новый театральный год начался с премьер, представленных зрителям почти под самый занавес предыдущего сезона, так что посмотреть их успела лишь малая толика зрителей. Но все «опоздавшие» могут быть спокойны: судя потому, с каким восторгом зал принял спектакли, их ждет долгая театральная жизнь.
Классика русская, комедия французская
В день открытия творческий коллектив приготовил зрителям встречу с Александром Сергеевичем Пушкиным. В спектакль «Повести Белкина» в постановке художественного руководителя театра, заслуженной артистки РФ Ирины Баранниковой вошли две новеллы: «Выстрел» и «Барышня-крестьянка».
При этом у режиссера и актеров, а в спектакле занята практически вся труппа, получились две совершенно разные истории и по жанру, и по восприятию. «Выстрел» – драматическая повесть, к которой подошло бы пушкинское же определение «маленькая трагедия», а «Барышня-крестьянка» – романтическое приключение с хэппи-эндом, прообраз будущих мелодрам-сериалов.
Итак, «Выстрел»… В двух словах напомню сюжет. Отставной гусар Сильвио слыл весьма угрюмым и замкнутым человеком. За месяцы тесного армейского общения он проникся доверием только к одному человеку – Белкину. Именно ему он рассказывает историю, мучившую его последние годы. Шесть лет назад он стал участником дуэли с одним молодым повесой, который мало того, что, стреляя первым, как будто нарочно промахнулся, так еще и отнесся к ответному выстрелу весьма равнодушно. Молодой граф легкомысленно ел черешню, сплевывая косточки в сторону оппонента. Сильвио, взбешенный таким поведением, отказывается продолжать дуэль, и, оставляя за собой право выстрела, подает в отставку и уезжает. Спустя шесть лет он узнает, что его обидчик женится, и решает вернуть ему должок…
Сюжет пушкинской повести незатейлив, но вызывает целую гамму чувств и размышлений: о благородстве и молодецкой удали, юношеском максимализме и мудрости зрелых лет, о смерти и цене человеческой жизни, чести и бесчестии, о мести и прощении.
Сильвио в спектакле играет почетный деятель искусств СК Илья Калинин. Его сумрачный герой представляется фигурой загадочной. Всю первую часть гусара показывают стоящим в выразительной позе с поднятой рукой с пистолетом, чей ствол метит куда-то в пространство. Кажется, что вся его фигура окутана уязвленным самолюбием и противостоянием баловню судьбы графу Б. (актер Олег Хомутов), который позволяет себе плеваться вишневыми косточками во время смертельного поединка. А еще – желанием отомстить, проучить и защитить свою честь. Только вот не понять, какое желание сильнее. Но очевидно, что у него получится изготовить блюдо из всех этих ингредиентов в нужных пропорциях и подать его холодным, как и полагается подавать месть.
Роль сыграна отлично. Браво Илье и всей команде «Выстрела». Работа простая, честная, красивая. Пушкин остался Пушкиным, классика – классикой.
А вот в «Барышне – крестьянке» не все отвечает букве самого произведения. Режиссер не побоялась не просто инсценировать повесть великого русского классика, а поставить самую настоящую комедию. И нет здесь ничего удивительного, ведь «Барышня-крестьянка», пожалуй, одно из самых жизнерадостных, если не сказать легкомысленных, произведений писателя. По законам жанра это водевиль. Со всеми присущими именно водевилю веселью, обманами, бытовыми интригами и, конечно же, любовью.
Напомню сюжет. В одной из отдаленных губерний в своих имениях живут Иван Петрович Берестов, преданно следующий традициям русской старины, и Григорий Иванович Муромский, устроивший из своего поместья европейскую усадьбу. На том и зиждется их противостояние. Получив университетское образование, окруженный ореолом таинственности, в деревню к отцу приезжает Алексей Берестов. Он мгновенно становится объектом внимания всех уездных барышень. Любопытство охватывает и Лизу Муромскую, но, увы, о знакомстве не может быть и речи, покуда отцы их находятся в состоянии непримиримой ссоры. И тогда обаятельная озорница, зная о том, что Алексей любит по утрам гулять в лесу, переодевается в крестьянское платье и отправляется ему навстречу…
Получился легкий, искрящийся юмором, наполненный шутливой интонацией, с чередой переодеваний и узнаваний, забавных интриг и романтических страстей спектакль – что вполне в духе Александра Сергеевича.
В этой постановке каждый герой вызывает к себе интерес. Но особенно хотелось бы отметить заслуженного артиста РФ Александра Жукова в роли старика Берестова и почетного деятеля искусств СК Владимира Лепы в образе Муромцева-старшего. «Старички» зажигали на сцене вовсе не по-стариковски. И этот настрой с первых минут с вдохновением и удовольствием был подхвачен всеми участниками спектакля.
Нельзя не отметить и работу артиста Филиппа Харция. Каждое его появление на сцене вызывало в зрительном зале смех и аплодисменты: до того замечательно смешна, нелепа и вместе с тем трогательна его… мисс Жаксон. Похоже, что в полку актеров-мужчин, с вдохновением играющих женские роли, прибыло.
И все-таки сила спектакля «Повести Белкина» не в режиссерской работе и не в игре каких-либо конкретных исполнителей. Ведь это только форма для того, чтобы объяснить, как другая игра, более важная в жизни – игра случая, фатума, фортуны – владеет человеком, швыряет его, забавляется им. Разве не об этом все «Повести Белкина»? Пушкин любил говорить: «Нечаянный случай всех нас изумил». Его восхищало остроумие жизни, которая все разводит по своим местам. В самом деле, ну что бы делала Лиза и Алексей, если бы родители случайно не помирились? Как бесславно закончилась бы месть Сильвио, если бы не вбежавшая вовремя в комнату жена графа? Везде магическое «если бы».
Что ж, театр драмы сказал новое слово в сценическом прочтении Пушкина. Безусловно, эта работа стала заметным событием в театральной жизни Ставрополья. Теперь дело за зрителем. Уверена, что он воспримет спектакль хорошо, ведь в его основе главный пушкинский посыл – «Чувства добрые я лирой пробуждал».
Второй вечер нового сезона был отдан французской комедии. Постановка по пьесе М. Камолетти «Пижама на шестерых» сразу же стал рецептом от хандры, тоски и уныния, получив неофициальное название – коктейль «Хорошее настроение».
Итак, рецепт. Берем загородный дом неподалеку от Парижа, вливаем туда одну супружескую пару. Добавляем несколько капель любовников и, обязательно, один ломтик лучшего друга. Всего за двести евро бросаем в содержимое шеф-повара экстра-класса в виде оливки для более пикантного вкуса. Затем настаиваем напиток два часа с антрактом… и вот ваш коктейль «Хорошее настроение» готов! А преподнесут вам его блистательные актеры Ставропольского театра драмы.
Приготовил такой вкусный и яркий коктейль заслуженный деятель искусств СК, режиссер Валентин Бирюков, а помогали ему талантливый и интересный актерский ансамбль: заслуженные артисты РФ Светлана Колганова и Игорь Барташ, артисты Полина Полковникова, Евгений Задорожный, Марина Мальцева и Александр Кошелевский.
Главное – помнить: чрезмерное употребление алкогольных напитков вредит вашему здоровью! А то как бывает: сделаешь глоток и попадешь в уморительно смешную историю с невероятными сюжетными поворотами, калейдоскопом забавных коллизий и ситуаций. Где друг превращается в любовника, любовница в племянницу, кухарка в фотомодель, а семейные узы – в игру под названием « наша дружная семья».
Больше писать ничего не буду, а то смотреть комедию будет не интересно. Отмечу, что зал буквально рыдал от хохота. Пижама, рассчитанная на шестерых, подошла всем зрителям. Да и коктейль понравился до чрезвычайности.
Что сезон грядущий нам готовит…
Еще не успели отгреметь премьеры, выпущенные под занавес прошедшего сезона, как на подходе уже новые постановки. До конца года зрителям покажут три новых спектакля.
В грядущее воскресенье ставропольская драма представит зрителям премьеру «Леди Макбет Мценского уезда» по одноименной повести русского писателя Н. Лескова. Режиссером этой мощной постановки стала народная артистка РФ Наталья Зубкова. Главную героиню, купчиху, осмелившуюся полюбить приказчика и поставившую на кон не только свое сердце, благополучие, но и свободу, Катерину Измайлову, играет Ирина Баранникова. Также в спектакле заняты заслуженный артист РФ Михаил Новаков, почетный деятель искусств СК Владимир Петренко, артист Олег Хомутов и другие.
Следующая премьера состоится в ноябре. Трагифарс «Свадьба Кречинского» по пьесе А. Сухово-Кобылина, который заслуженно считается одним из самых талантливых драматургов-сатириков, готовят специально к юбилею заслуженного артиста РФ Игоря Барташа.
…Михаил Васильевич Кречинский слывет заядлым картежником, любителем клубов и игр. Он всем вокруг должен, кредиторы не дают ему прохода. Кречинский находит выход из этой каверзной ситуации и решает жениться на богатой девушке. Для того, чтобы получить благословение отца и ускорить свадьбу, он решается на очередной обман…
Режиссер – Валентин Бирюков. Помимо Игоря Барташа, который играет главную роль, в спектакле также заняты Светлана Колганова, Полина Полковникова, Борис Щербаков, Евгений Задорожный, Владимир Лепа и другие актеры.
«К новому году юных зрителей, по многолетней традиции, ждет премьера сказки «Золушка» в постановке Натальи Зубковой. Совсем скоро приступит к работе приглашенный режиссер из московского театра Et Cetera Анна Артамонова. Она поставит спектакль по своей собственной пьесе «Мой Чехов». У нас он будет называться «Искренне ваш Чехов». Я видела эту постановку, мне она очень понравилась. Премьеру мы планируем показать в конце января, накануне дня рождения Антона Павловича», – говорит художественный руководитель театра Ирина Баранникова.
В творческих планах театра восстановить спектакль «Проделки Ханумы» в постановке Валентина Бирюкова. Зрители буквально требуют вернуть его в репертуар. Также режиссер приступит к работе над спектаклем «Люкс № 13 (Окно)» по пьесе Рэя Куни. Эта комедия когда-то шла на сцене ставропольского театра драмы и была очень популярна у зрителей, собирая неизменные аншлаги.
Еще одна замечательная новость, касающаяся не только театра, но и зрителей. В конце сентября в Ставропольском театре приступила к работе студия актерского мастерства под руководством мастера курса Натальи Зубковой.
«Кастинг проходил, как на приемной комиссии в театральный институт. Желающих оказалось много. Претенденты читали басни, стихи, прозу, кто-то пел, кто-то танцевал, играл на музыкальных инструментах. Изначально планировали взять 16 человек, а в итоге приняли 24. Все студийцы – жители Ставропольского края», – рассказал Сергей Панюков.
Обучение в студии станет первым шагом в профессию для молодых людей, которые в дальнейшем смогут поступить в театральный вуз, стать дипломированными специалистами и служить в ставропольской труппе. На сегодняшний день это оптимальное решение вопроса обновления творческого состава, ведь вопрос о молодых кадрах стоит очень остро, отмечают в театре.
Думаю, что зрители увидят будущих звезд очень скоро. Это обычная практика для студийцев, которые учатся при ставропольском театре, – выходить на сцену к концу первого курса обучения. Пока в массовых сценах, а дальше – время покажет. В истории студии бывали случаи, когда в самом начале обучения студенты получали главную роль. Нынешний художественный руководитель театра Ирина Баранникова, будучи студенткой второго курса, сыграла главную роль в спектакле по пьесе В. Гюго «Рюи Блаз». Так что нынешнему поколению есть куда стремиться.
«Сезон только начался – сыграно всего четыре спектакля. Впереди новые постановки для детей и взрослых, встречи со зрителями, экскурсии по театру, интересные творческие проекты, бенефисы, гастроли. Надеюсь, что жителям и гостям Ставрополья будет у нас интересно. Ведь главный принцип работы старейшего из российских театров – быть на высоте. Дорогие зрители, ждем вас!», – говорит Ирина Баранникова.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.