Вы здесь

Там, где были терские заставы

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Там, где были терские заставы

Вышло в свет второе, исправленное и доработанное издание книг Витислава Ходарева «Терские протоки» и «Станичные суеверия», объединенное общим названием «Вера, надежда, любовь». Вышло оно потому, что первая книга Ходарева в 2005 году была признана Комитетом Ставропольского края по печати, связи и информатизации, а также краевой научной библиотекой имени М.Ю. Лермонтова лучшей в номинации «Самая читаемая книга».
В связи с этим автор был награжден Дипломом признания. Отдельно же «Станичные суеверия еще в 1977 году были отмечены премией имени Семена Бабаевского и названо самой занимательной и красивой книгой по краеведению.

Это, так сказать, наше местное признание. А ведь есть еще всероссийское и международное. Книга «Терские протоки» (поэмы и стихи) отмечена премией имени Константина Симонова, с вручением Витиславу Ходареву золотой медали. А за свои три книги переводов болгарских поэтов - «Слеза на ветру, «Приходите в гости к нам», «Доброе эхо», - Ходарев стал лауреатом премии Николы Фурнаджиева (Болгария), был назван лучшим переводчиком болгарских поэтов за последние десять лет. Готовит к печати автор и четвертый «болгарский сборник», куда войдут переводы 50 поэтов этой близкой нам по духу славянской страны.
Вернемся, однако, к нынешнему изданию «Веры, надежды, любви», которое вышло в канун большой даты - 50-летия творческой деятельности Витислава Ходарева. Хотя поэт начал печататься на Ставрополье 52 года назад, но сам Витислав Васильевич считает, что то были совсем еще юношеские опусы (автору тогда только исполнилось 14 лет). Параллельно Ходарев прошел такую насыщенную событиями и профессиями жизнь, что можно только позавидовать. Шахтер, ракетчик, журналист, художник, помощник капитана противопожарного корабля, долгие годы работал в органах МВД СССР (дослужился до звания подполковника).. Но прежде всего он - терский казак, поэтому тема казачества, которое он в свое время возрождал на Ставрополье - стала одной из главных в творчестве Ходарева. Не случайно строки именно его стихотворения:
- Память о казачестве бессмертна,
Подвиги казачества в сердцах... -
можно прочитать на мемориальной плите, установленной на Крепостной стене в Ставрополе.
В первую главу книги, помимо отдельных стихотворений, вошел своего рода поэтический триптих: поэмы «Казачий круг», «Казачья любовь» и «Казачьи сны». Сюжет каждой из них предстает как цикл сказов, сказаний, лирико-эпических песен. История казачества изображается здесь в моменты ее наиболее драматических событий. «В исторических поэмах Витислава Ходарева, - говорит в своем предисловии к книге доктор филологических наук, профессор СГУ Вячеслав Головко, - «былое нашей стороны» воссоздается с большой любовью, бережно, даже трепетно. В них народное и личностное в такой же мере не противостоят друг другу, как история и современность... Поэт показывает, что без всего лучшего, что создано казачеством, новую жизнь не построить, поскольку без прошлого нет настоящего и будущего».
То же самое можно сказать и о проходящей рефреном у Ходарева через все творчество теме бережного отношения к женщине - продолжательнице рода казачьего. И это особенно притягивает читателя. Достаточно упомянуть, что песня «Казачьи шали для любимых», которую на стихи Витислава Ходарева написал ставропольский композитор Александр Маслов, входит сейчас в репертуар семи хоровых коллективов края и пользуется неизменной популярностью у слушателей. Более двухсот лет казаки праздновали День казачки. Продолжается эта традиция в станицах, расположенных по берегам Терека, Кумы, Подкумка и сейчас. Иногда этот праздник проходит под названием День матери. Все это накрепко связано с давней казачьей присягой: «Честь свою соблюдать, отца-мать слушать и почитать»...
Во второй главе книги Ходарев предстает в роли неутомимого собирателя поверий, суеверий, старин, обрядов терских и донских казаков. Почему автора интересуют именно станичные приметы и суеверия, казачьи пословицы и поговорки? Сам Витислав Васильевич говорит, что его интересует весь казачий фольклор, «но традиционные жанры - песни, сказания, былины - это уже хоженая, если можно так выразиться, тропа. А суеверия... С одной стороны мы с ними постоянно сталкиваемся в быту (постучать по дереву, сплюнуть через левое плечо и так далее). А с другой, никто этим толком не занимается, не собирает, не изучает. Дескать, не серьезное дело, не стоящее внимания... Но давайте не забывать, что и сказка - вымысел. А мы не отрицаем ни ее воспитательного значения, ни эстетической ценности».
И читаем мы у Ходарева, что «Если в казачьей семье хлеб за столом режет хозяин - быть достатку в доме», а «Если только что родившийся ребенок поднимал руки к головке, говорили: будет умным; если сжимал кулачки - жадным; если голова была покрыта волосами - жди богатой жизни». Хочешь верь, хочешь - проверь. Суеверия подразделяются у автора по тематике, так же, как и идущие дальше казачьи пословицы и поговорки. И увлекают они читателя не меньше детектива и любовного романа.
Но и это не все. В начале нынешнего года Витислав Ходарев, побывав на Кавминводах, вновь встречался со старожилами казачьих станиц Предгорного и Георгиевского районов, где записал около ста новых, а вернее - забытых произведений фольклорных жанров. Поиск истинного казачьего говора, примет, сонников, поверий, старин, пословиц и поговорок продолжается.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет