Вы здесь
«Моя звезда упала на ладошку»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).«Моя звезда упала на ладошку»
Этот романс пели вместе с автором многочисленные зрители, пришедшие в старинный зал Государственной ставропольской краевой филармонии на концерт знаменитого барда Александра Дольского.
Какой это был концерт! В нем звучали хорошо знакомые песни Дольского, давно уже ставшие народными (это ли не высшая похвала для автора?), и народ пел вместе с ним: «Разделилось все на свете на любовь и нелюбовь», «Три сына мои, три сердца, три боли», «А песни для любимых поются, не кончаются», «В тебе все музыка и свет, но одиночество прекрасней», «А Россия лежит в пыльных шрамах дорог, а Россия дрожит от копыт и сапог» («Господа офицеры»). В нем - в концерте - отзывалась джазовым банджо, рассыпалась трелью балалайки, стучала дробью барабана его любимая гитара. Дольский читал свои стихи, рассказывал (доверительно и с юмором) о 18-летней дружбе с Галичем, за что его постоянно вызывали на допросы в КГБ, о своих незабываемых встречах с Булатом Окуджавой, о своей работе в Ленинградском театре миниатюр Аркадия Райкина. Он околдовывал и очаровывал зал своими певческими и инструментальными импровизациями, тут же откликался на просьбы и пел свои «старые» и совсем новые романсы. Артистически обыгрывал миниатюры из жизни, типа «Экзамена по химии». А после концерта давал автографы на своих же книгах, которые можно купить только на концертах Дольского.
ВО МНОГОМ - ПЕРВЫЙ
Слесарь-инструментальщик, солист джаз-оркестра (гитара, контрабас, саксофон, банджо), инженер-конструктор в тресте «Уралстальконструкция», преподаватель Уральского политеха, ученый, поэт, бард, лауреат многих творческих фестивалей, научный сотрудник Ленинградского НИиПИ градостроительства, артист Ленинградского театра миниатюр, художник, автор песен к кинофильмам и театральным спектаклям, конферансье, прозаик. Это все о нем - о за-служенном артисте России Александре Дольском.
А еще - в его жизни много такого, чего нет ни у кого другого. Второе место (первое не было присуждено никому) на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Оно стало сенсацией, так как это было первое (и пока последнее) выступление конкурсанта-любителя, поющего поэта на профессиональном форуме. Ни до, ни после ни один бард, кроме Дольского, не принимал участия в подобных престижных конкурсах. Когда-то знаменитый дирижер Альгис Жюрайтис сказал, что его романсы - это уже музыка XXI и XXII веков.
Александр Александрович - единственный автор XX века, который написал роман в стихах «Анна». Это второй случай в истории России. Первый, как помним, был «Евгений Онегин» Пушкина. За свои две книги - «Анну» и «Сонеты» Дольский получил два года назад Государственную литературную премию. Опять-таки, он - единственный в стране бард, который получил Госпремию за стихи. За большой вклад в русскую культуру Дольскому уже два года присуждается Президентская стипендия.
Но это сейчас. А ведь были времена, когда его песни не имели «цензурного благословения», хотя даже в 80-е годы питерский бард собирал аншлаги в Олимпийском комплексе Москвы. Как рассказал Александр Александрович в одном из интервью, высоких начальников это страшно нервировало. И они решили «проинспектировать» его тексты, отправив группу чиновников на концерт Дольского. Сидят важные чины в ложе - лица непроницаемые. Дольский поет. В зале - овации. В антракте подходит к артисту приятель, что сидел поблизости от проверяющих, и сообщает: «Им нравится. Но им не нравится, что им нравится»...
О ЖИЗНИ, ЖЕНЩИНАХ И ДЕТЯХ
Ну а после чудесного, теплого концерта в краевой филармонии (и бесконечных автографов) удалось поговорить с артистом.
И оказалось, что его музыкальный дар был передан родителями. Отец - Александр Викторович, обладавший замечательным голосом - драматическим тенором, был заслуженным артистом РФ, солистом Свердловского оперного театра. Мама - Елизавета Александровна - балерина. Неудивительно, что уже с раннего детства Александр знал наизусть почти весь репертуар оперного театра, где работали его родители, а в 10-летнем возрасте уже сам выступал на профессиональной сцене. Пел в хоре мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».
- А как вы, Александр Александрович, пришли к гитаре?
- Хотелось не только петь, но и играть на каком-либо музыкальном инструменте. Выбрал гитару. И хотя мама была против, боялась, что я хуже буду учиться в школе, все равно достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. Но это не единственный инструмент, на котором я играю. Когда поступил в Уральский политехнический институт, то окунулся с головой в художественную самодеятельность. В студенческом ансамбле играл на контрабасе, саксофоне, банджо. А для нашего театра миниатюр я сочинял пьесы и зонги. Это был гигантский вуз - 25 тысяч студентов, и самодеятельность была очень интересная.
- Кто в детстве особенно повлиял на ваше желание писать стихи?
- Стихи я начал сочинять в третьем классе. А чуть позже встретил на улице пожилого человека, который тащил тяжелые стопки книг. Помог ему. Так и познакомился с удивительным человеком - Николаем Васильевичем Клементьевым - преподавателем истории живописи и литературы в педагогическом институте. У него была уникальная библиотека: Гомер, Гумилев, Бодлер, Фейхтвангер, Есенин. За некоторые из этих томов в то время можно было легко угодить за решетку. И я еще более утвердился в своем желании писать стихи. Проблемы были только с рифмами. В юности запас слов еще маловат... Это сейчас я могу писать двадцать четыре часа в сутки.
- Кто вы по гороскопу?
- Близнецы. «Мой любимец - беспутный красавец-июнь - растворитель густых меланхолий»...
- Окончив аспирантуру, вы защитили диссертацию?
- Не успел. Меня пригласил в свой Ленинградский театр миниатюр Аркадий Исаакович Райкин. Он мне сказал: «Я верю - ты артист. И твое призвание - сцена». К слову, и мои пластинки с песнями появились на свет тоже благодаря Райкину. Он ходил по инстанциям, говорил, что Дольский никакой не бард, посягающий на власть, а скорее французский экспрессионист, современный Вертинский. Худсовет фирмы «Мелодия» ухватился за эту «легенду», и песни вышли - в десяти альбомах тиражом около девяти миллионов. Это было что-то!
- Многие ваши песни уже давно перешли в разряд народных, в том числе та, что звучит в фильме «Трактир на Пятницкой». Ее поют и часто даже называют «старинным белогвардейским романсом»: «Господа офицеры, я прошу вас учесть, кто сберег свои нервы, тот не спас свою честь».
- Я не в обиде, ведь быть «народным» не так уж плохо. Пусть поют.
- И все-таки главная ваша тема - лирическая. Ваш звездный гимн - «Я хочу любить и быть любимым. Я хочу, чтоб не болела мать...» Если можно, расскажите немного о вашей семье.
- Супруга - Надежда Александровна - бывшая скрипачка, а сейчас ездит со мной на гастроли. Мои книги и диски как раз-таки в ее ведении. Трое сыновей: Петр, Александр, Павел. Один работает врачом, другой - художник, третий - детский психолог. В своей песне «Три сына» я пою о том, что нам только кажется, что мы воспитываем и учим своих детей. Они нас тоже многому учат: в основном, благородству. Как много они нам, родителям, прощают:
- ...Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу,
не худшая все-таки участь.
Мне кажется - я их чему-то учу,
а это они меня учат.
Ну а лирика - это все от женщины. К женщинам я вообще отношусь коленопреклоненно. В одном из новых сонетов есть, к примеру, такое: «Если женщина входит в твой дом, - приготовь свое сердце к трудам». Но главное, наверное, «и не меняю я ни жен, ни убеждений». Все мои песни - личные. Одна из последних - «Семейная молитва». Поэзия ведь без Бога не существует. И наше слово, давно доказано, материально, а потому хорошее слово приносит в жизнь только что-то хорошее.
- За последние 10 лет вы выпустили более десятка компакт-дисков песен, около десяти поэтических сборников, роман в стихах «Анна», альбом репродукций ваших картин с вашими же стихами. Но вы, Александр Александрович, пишете и прозу...
- Да. Первая моя книга прозы «Я пришел дать Вам выпить» вы-шла еще в 1994 году. А о моей живописи можно сказать так: «И палитру души представляла картина». Мы вообще-то часто ругаем то время, в котором живем. Но, с другой стороны, я - джазмен, мои песни причисляли к так называемой культуре андеграунда, а потому продвижение вперед давалось всегда в борьбе. А сейчас, как бы там ни было, я сам издаю свои книги, и в редакционной коллегии у меня всего три человека: я - автор, мой сын Павел - дизайнер-художник и одна помощница-наборщик. Все. И свои книги и диски я продаю только на своих концертах. Возможно ли было такое в советское время?
- Отвечаю: невозможно. И два последних экспресс-вопроса: ваш любимый цвет и любимое время года.
- Цвет - зеленый, а время года - была осень, а сейчас люблю лето.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru