Вы здесь
ДВУЛИКАЯ МЕДИЦИНА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ДВУЛИКАЯ МЕДИЦИНА
На фоне победных рапортов об успешной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», репортажей об уникальных операциях с использованием высоких медицинских технологий ветшает и нищает первичное звено здравоохранения, где втихаря, по мелочам продолжают «потрошить» карманы бедных пациентов.
А между тем, Президент Дмитрий Медведев заявил, что главным приоритетом в реализации профильного нацпроекта должно стать обеспечение финансирования всей медицинской помощи в полном объеме. Медведев высказался также за свободное хождение страховых полисов в сфере здравоохранения. «Необходимо, чтобы каждый пациент мог выбирать и врача, и лечебное учреждение, в которое предпочел бы обратиться», - указал он.
Вопрос, как говорится, назрел. Думаю, с этим согласится каждый. Я же сегодня хочу поделиться некоторыми наблюдениями, размышлениями, навеянными собственным опытом общения с нашей медициной, рассказами родственников, друзей и коллег.
СТЫДНАЯ ТЕМА
Моя сестра, инвалид 2-ой группы, записалась на прием к гинекологу. Записалась заранее, потому что к «узким» специалистам в поликлиниках Ставрополя очередь. Наконец, очередь подошла, и настал час приема. Первый вопрос, который доктор задала новоявленной пациентке: «Перчатки принесли?» Перчаток не было. При записи в регистратуре никто не сказал, что к гинекологу нужно идти со своими стерильными перчатками. И что вы думаете? - Врач отказалась ее осматривать. А это значит, что нужно, купив перчатки, опять записываться на прием и ждать несколько недель.
Когда она мне рассказала об этом, я была в ярости. Бессовестная докторша не постыдилась отказать в приеме престарелому инвалиду. При том, что инвалид-пенсионер, как и все проживающие и прописанные в городе жители, имеет полис обязательного медицинского страхования с вытекающими из этого гарантиями. При том, что на обслуживание инвалидов здравоохранению «капает» и из федерального, и из краевого бюджетов. При том, что город, получивший почти миллиардный профицит бюджета в 2007 году, постоянно подбрасывает муниципальному здравоохранению какие-то дополнительные деньги. Так где же они?
Вспомнилось, как несколько лет назад я после травмы ноги ходила на перевязки в другую муниципальную поликлинику, где от меня требовали приносить свои бинты. Да я уверена, что наши читатели приведут сотни случаев, когда в поликлиниках вот таким образом потихоньку «потрошат» их карманы. Для человека работающего и получающего приличную зарплату, такие траты - пустяк, для пенсионера, экономящего каждую копейку при постоянно растущих ценах на продукты питания, - это ощутимый удар по кошельку. Особенно, если учесть, что пенсионеры, а тем паче инвалиды, к врачам ходят чаще других категорий населения.
По требованию врачей мы покупаем одноразовые шприцы. Назначая лечение, нас посылают за лекарствами в конкретную аптеку за углом или за пять остановок, скороговоркой объясняя, что там дешевле. И мы, соглашаясь, косим под дурачков, хотя прекрасно понимаем, что нашего «заботливого» доктора связывают с этой аптекой какие-то меркантильные интересы. Мы боимся противоречить доктору. А вдруг в конфликте не так полечит или вообще навредит.
Десять лет назад мне довелось оперироваться в краевой больнице. Два замечательных опытных хирурга в четыре руки «чинили» меня, они же отслеживали процесс долечивания. Но в один из выходных на мое несчастье на вечернее дежурство заступил молодой, и как говорили тогда в отделении, подающий надежды доктор. Как раз в этот вечер мне забыли сделать необходимый укол. Медсестра заявила, что нет лекарства и отправила к дежурному врачу. Он увлеченно читал книжку и посоветовал мне, разрезанной, еле передвигающейся, поискать (попросить) ампулу с лекарством в каком-нибудь из соседних отделений. На мое недоумение и возмущение доктор, не отрываясь от книжки, дал поручение медсестре сделать мне укол. Медсестра смущенно сказала, что необходимое лекарство чудесным образом нашлось. Последствия этого укола две недели устраняли в физиотерапевтическом отделении больницы.
Сегодня тот молодой доктор «остепенился», позиционирует себя как светило, постоянно пиарясь в СМИ. Но я никогда не хотела бы, чтобы кто-то из моих родственников, друзей или знакомых попал к нему на операционный стол. Недоверие к врачу, однажды возникшее, очень трудно снова обратить в доверие.
Мы стесняемся говорить вслух о том, как невнимательно, некорректно обходятся с нами подчас в поликлиниках и больницах. Во-первых, жалоба может бумерангом вернуться к тебе, потому что у врачей корпоративная солидарность. А во-вторых, здесь надо бороться не с единичными случаями, а с системой. Качество работы врача и медсестры должно оценивать не только их вышестоящее начальство, но и пациенты.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Спустя 10 лет, я снова попала на операцию в краевую больницу. Но уже в другое отделение. Что поразило: ни перед операцией, ни в период долечивания никто ни разу не сказал мне о необходимости покупать какие-то лекарства, шприцы, бинты или мази. Никаких проблем не возникало и у моих соседок по палате. В больнице имелись все необходимые медикаменты. Период долечивания пришелся на четыре дня июньских праздников. В один из этих дней возникла необходимость консультации с терапевтом. Молодой дежурный доктор все организовал без какой бы то ни было нервотрепки для меня. Также, как и я, все необходимые бесплатные консультации с привлечением профильных специалистов из других отделений получали другие до и послеоперационники.
Уже выписавшись, я узнала, что больница несколько последних лет проводит анкетирование пациентов. Цель его - узнать, насколько они удовлетворены лечением, отношением персонала и хотят ли, если будет необходимость, попасть на лечение снова в это медицинское учреждение. Анкетирование позволяет выявить «болевые» точки, закрепить достигнутые успехи, перенести добрый опыт из одного отделения в другое. Сфера здравоохранения - публичная сфера и если в ней нет открытости, возникают слухи и домыслы.
НАЙТИ СВОЕГО ГИППОКРАТА
Зачастую при сложном заболевании или необходимости операции мы ориентируемся не на лечебное учреждение, а на конкретного врача. Мы внедряемся в его плотный график, мы готовы ждать, когда он «выкроит» окно для нас. Мы ему доверяем и хотим быть благодарными. И вот тут возникает деликатный и спорный вопрос: платить или не платить за операцию? Недавно губернатор Валерий Гаевский заявил, что за поборы в больницах будет строгий спрос вплоть до увольнения главврачей.
Да, вымогательство отвратительно. Оно носит разные формы. Могут конкретно назвать сумму. Могут под разными предлогами тянуть с операцией, пока «клиент не созреет». При этом те, кто платит в кассу по хозрасчету, отнюдь не оказываются в более выгодном положении. Оперирующий хирург получает от этого хозрасчета прибавки к зарплате сущие копейки. Т.е. материальное стимулирование ничтожно. Официальные зарплаты тех же хирургов по-прежнему отстают от зарплат чиновников и, честно признаем, унизительно малы, особенно для специалистов высокой квалификации. Почему я делаю упор на хирургов, потому что именно за операции люди чаще всего платят. В других областях медицины, кроме стоматологии, основные расходы приходятся на лекарства. Благодарность врачу занимает не такую большую долю в общих затратах.
Учитывая эти обстоятельства, я считаю допустимым и естественным, когда благодарный пациент по собственной инициативе, если он располагает финансовыми возможностями, материально поощряет доктора.
Подобную коллизию, говорят, когда-то обозначил Сталин. Версия такая: при утверждении окладов различным категориям советских служащих министры сказали вождю, что очень низкие зарплаты установлены для врачей. На что Сталин, якобы, ответил, что хороших врачей народ сам прокормит, а плохие врачи стране не нужны. Народ и сегодня знает имена хороших врачей. Мы передаем их друг другу. Знает их и власть.
Но государство со времен Сталина так и не нашло возможности достойно обеспечить специалистов, в чьих руках здоровье большей части населения. Большей, потому что меньшая лечится в зарубежных клиниках и им в принципе по барабану, что тут происходит с нашей медициной. Если молодой врач годами, с женой и детьми живет на съемной квартире, не имея возможности купить собственную, понятно, что любой приработок, хотя бы и в виде благодарности пациента, для него очень значим.
Сегодня в нашем крае на смену ветеранам-медикам, опытным и заслуженным, приходит талантливая молодежь. Это они осваивают современные методики и высокие технологии, новую аппаратуру. Они обеспечивают прорыв на более высокий уровень качественного лечения. Это об их операциях, проведенных на базе той же краевой больницы, регулярно сообщает пресса. Но это уже уровень, который по затратности своей выходит далеко за рамки гарантий обязательного медицинского страхования.
НА РАЗНЫХ ПОЛЮСАХ
Многие люди страховые медицинские полисы называют полюсами. Возможно таким образом подсознательно дистанцируются от тех, кто может себе позволить получать медицинские услуги за наличный расчет, не пользуясь благотворительностью государства. Хотя почему собственно благотворительностью? Все работающие вносят свою долю в бюджет фонда обязательного медицинского страхования. За неработающих: пенсионеров, студентов, школьников, домохозяек платит краевой бюджет. И вот здесь главная закавыка. В то время, как российское правительство радостно отмечает, что благодаря реализации приоритетного нацпроекта «Здоровье» в регионах увеличился размер платежа на обязательное медицинское страхование, у нас в крае уровень дефицита программы госгарантий из года в год повышается. Дотационный край не может обеспечить своим жителям нормальный уровень медицинского обслуживания. В данном случае политика в области здравоохранения является продолжением экономики. И пока программа страховых медицинских госгарантий дефицитна почти наполовину, бороться с поборами в лечебно-профилактических учреждениях затруднительно. Волей или неволей нам придется участвовать в софинансировании приобретения лекарств, дорогостоящих расходных материалов. Они нужны, чтобы пройти обследование на современном диагностическом оборудовании, полученном краем в рамках реализации нацпроекта. За два года такого оборудования пришло более 1000 единиц, но в местных бюджетах нет денег, чтобы обеспечить финансирование работы этого оборудования. А федеральная власть не снизошла к нашей бедности. Хотя я далеко не уверена, что финансирование расходных материалов для бесплатно поступившего из центра оборудования позволило бы каждому из нас получать все виды обследований на этом оборудовании бесплатно. Там, где привыкли брать деньги, от них добровольно не отказываются.
Хотя упорядочить систему расчетов можно. Почему до сих пор далеко не во всех больницах и поликлиниках на видных местах вывешены стенды с перечнем оказываемых услуг и расценками? Люди идут вслепую, ориентируясь на то, что скажет врач. В поликлиниках есть и другая проблема. О ней постоянно говорят кандидаты в депутаты, озабочиваясь проблемами голосующего электората в преддверии очередных выборов. А голосующий электорат - это люди старшего возраста. И они, отдавшие десятки лет развитию народного хозяйства в прошлом великой и могучей страны, чувствуют себя униженными, когда у кабинета врача в поликлинике вынуждены часами ждать со своими полисами, в то время как молодые, купившие платные талоны, идут без очереди.
О безнравственности такого подхода уже писано-переписано, но медицинские власти ссылаются на то, что организация платных услуг разрешена правительством РФ. В то же время правительство ежегодно утверждает программу госгарантий бесплатных медицинских услуг и постоянно эту программу недофинансирует. Как тут быть, непонятно. В стационарах, например, не размещают платных и бесплатных в одной палате. Может быть, и в поликлиниках выделять определенных врачей или определенные часы для обслуживания платных пациентов? Зачем нагнетать социальную напряженность?
Хотя если говорить о платных палатах в некоторых стационарах города Ставрополя, они ни в какое сравнение не идут с сельскими. Недавно была в командировке в Апанасенковском районе, председатель одного из колхозов рассказал мне, что 11 сельхозпредприятий района взяли каждый по палате в райбольнице и обрудовали их холодильниками, телевизорами, удобной мебелью. Вот пример уже постсоветского шефства над социалкой. Думается, что в этой ситуации с колхозников в больнице не будут вымогать деньги.
Система шефства была когда-то популярна в советские годы. Нельзя сказать, чтобы это решало глобальные проблемы здравоохранения, но помощь была. Сегодня мы не хотим «закрепляться» за каким-то конкретным медучреждением, мы хотим выбирать врача и больницу или поликлинику. О необходимости предоставлять пациентам такое право прямо сказал Дмитрий Медведев. Но вы попробуйте со своим полисом обратиться не в ту поликлинику, к которой «приписаны» по месту жительства. Вам сразу объяснят, что «вы не наша, и вам придется платить по хозрасчету». Если вы очень грамотный, то можете настаивать, что полис дает вам право обслуживаться в любом медучреждении РФ, а что касается взаиморасчетов, их должны вести сами медики.
К сожалению, мы закреплены за медучреждениями по месту жительства, как крепостные. И если, к примеру, пройдя обследование в своей поликлинике, вы решите обратиться еще куда-то, вам откажут в выдаче на руки результатов ваших анализов и вашей медкарты. И в другом медучреждении, поскольку это уже не поликлиника, к которой вы приписаны, вам придется за анализы заплатить по полной. Не знаю, чем вызваны отказы в выдаче анализов и медкарт, но думаю, что это связано с неуверенностью врачей первичного звена в своих диагнозах и с нежеланием осложнений, если эти диагнозы будут кем-то корректироваться.
Чем дальше, тем больше наша медицина делится на медицину для бедных и для богатых. И та, что для бедных - наши многострадальные поликлиники - нуждается в очень большом внимании власти. Как, впрочем, и некоторые городские больницы, где неохотно госпитализируют престарелых пациентов, ссылаясь на нехватку мест. Наше здравоохранение хочет пациентов молодых и богатых. Только где ж их на все больницы и поликлиники наберешься?
Галина СЕРГУШИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru