Вы здесь
К 75-летию Виктора Чемсо
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).К 75-летию Виктора Чемсо
В двух залах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств открылась большая выставка юбилейного проекта, проводимого музеем в год 70-летия краевой организации Союза художников России. Ее название - «Мастер и ученики» говорит о многом. Заслуженный художник РФ Виктор Муссович Чемсо был не только признанным классиком живописи Ставрополья, но и замечательным педагогом. В экспозиции дана как ретроспектива произведений Чемсо, так и полотна его девяти учеников, ставших за это время известными и признанными в крае и стране.
Об этом говорила, открывая выставку, директор музея Зоя Белая. И еще о том, что этот проект - один из самых крупных в выставочной деятельности музея. Шестая в нынешнем году юбилейная экспозиция объединила творчество Мастера и его девяти учеников. На большом экране в это время мелькали кадры жизни художника, его семьи, и смотрели на отца и деда сидевшие в зале две его дочери и внучка.
А потом было много добрых и теплых слов воспоминаний тех, кто хорошо знал Виктора Чемсо. Министр культуры края Тамара Ивенская, немало общавшаяся с живописцем, сказала, что Чемсо для нас жив в своих работах, в своих детях, внуках и учениках. Он был великим учителем, общественным деятелем, отстаивал интересы ставропольских художников. И оставил добрый, чистый след в наших душах...
Очень много интересного увидели пришедшие на открытие выставки друзья, ученики, поклонники творчества Виктора Чемсо. Музей обладает уникальной мемориальной коллекцией его произведений. На выставке представлены и ранние работы Чемсо, когда первые его поиски привели к «суровому стилю», к теме войны. И так называемая «оплавленная живопись» - стиль, основанный на сближении тонов (сфумато) в теме памяти, в образе ставропольской степи. И произведения последнего периода, который искусствоведы называют периодом синтеза - соединение жесткой графической манеры с тончайшей разработкой цветовой гаммы. В одном из интервью Виктор Муссович говорил об этом своем периоде творчества: «Я стал писать на контрастах, без импрессионистичности, основа - твердое цветовое пятно, установка на обобщение, уход от бытовизма, деталей. На моих картинах остается все меньше и меньше людей...»
Однако совершенно забываешь обо всех периодах и исканиях художника, когда смотришь на его волнующую и такую родную «Степь», лирические портреты жены Валерии Федоровны (тоже замечательного живописца), дочерей Аллы и Людмилы, «Первый хлеб», теплое полотно «Семья», где на фоне отары овец стоят мать с ребенком на руках и отец-чабан с ярлыгой. И конечно, одно из центральных в его творчестве полотен - «Христос в пустыне», от которого веет какой-то необыкновенной мощью, и в то же время мягкой тревожностью.
Как сказал один из учеников Чемсо Валерий Арзуманов (на днях он стал вторым в крае народным художником РФ), Виктор Муссович упорно шел своим путем, несмотря на не всегда лицеприятные отзывы коллег по цеху о его творчестве. Он непростой художник, не публичный, а личный. Развивая ставропольскую школу живописи, он продолжал учить своих воспитанников до вступления в Союз художников России.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru