Вы здесь

Не гонялся бы ты, глава, за дороговизной

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Не гонялся бы ты, глава, за дороговизной

- Ты за сколько галстук купил?
- За двадцать пять долларов.
- Это ты, парень, пролетел! Вон за углом за сто долларов продают!
Этот старый анекдот о новых русских вспомнился, когда знакомился с итогами открытого конкурса на закупку светильников для города Михайловска.

ПОЛКУ «НОВЫХ РУССКИХ» ПРИБЫЛО
Объявлен конкурс был администрацией города в рамках краевой программы энергосбережения на сумму 3 189 500 рублей, и проводился еще в мае этого года. Победило ООО «ЭТМ», предложившее самые дорогие, по 2808 рублей, светильники. ЗАО КПК «Ставропольстройопторг», предложившее светильники чуть ли не вдвое дешевле - по 1888 рублей 45 копеек за штуку, проиграло.
Рядовой михайловец, которому надоело ходить по темным улицам и который в ладах с арифметикой, сразу подсчитает, что от «Ставропольстройопторга» город получил бы 1642 светильника. А от «ЭТМ» всего 1060. И возмутится: это сколько же можно было улиц дополнительно осветить? Что за хозяева нами правят? Или они считать не умеют? Новый же русский михайловец восхищенно цокнет языком, с завистью спросит, где купили такие классные фонари, и сразу же зачислит весь состав конкурсной комиссии - главу администрации города А. Лунина, рядовых членов А. Романенко, А. Жданову, Т. Миненко, А. Кунгурова, А. Зайцева, А. Попову в свои ряды.
Коллектив «Ставропольстройопторга», который сплошь из Михайловска и с прелестями городского освещения знаком не понаслышке, возмутился итогами конкурса. Руководство предприятия обратилось в управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю с жалобой на нарушение законодательства о размещении заказов. Там ввиду очевидной несправедливости признали жалобу обоснованной, предписали итоги торгов аннулировать. Что муниципалитет и вынужден был сделать.
ТЫ ИХ В ДВЕРЬ, А ОНИ - В ОКНО
Антимонопольщики вынесли свое предписание еще 17 июля. И только 1 августа Михайловский муниципалитет объявил новый конкурс на закупку этих же светильников. Причем, 26 августа внес изменения в предмет конкурса. Изменилась марка светильников: вместо ЖКУ-21 стало ЖКУ-33 (или их аналоги). По мнению специалистов, по техническим характеристикам они отличаются. Странно, что муниципалы не знали этого. Ведь на второй заход пошли! Это маленькое уточнение реально продлило конкурс почти на месяц. Видимо, никуда новые русские муниципалы не торопятся. Хотя вопрос, когда же будут устанавливать светильники, ведь осень на дворе и бюджетные деньги надо до 31 декабря освоить, остается открытым до сих пор.
29 сентября конкурсная комиссия объявила результаты рассмотрения заявок на участие. И тут «Ставропольстройопторг» опять ждал сюрприз. Только еще круче: его, как и троих других участников, в том числе и прежнего победителя «ЭТМ», вообще не допустили к конкурсу! Так сказать, ни нашим, ни вашим. Наверное, чтобы впредь жаловаться неповадно было. Комиссия признала конкурс несостоявшимся, и рекомендовала главе города «заключить муниципальный контракт с единственным участником размещения заказа, который подал заявку и был признан участником конкурса, на условиях и по цене контракта, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе...».
Прямо скажем, не часто признают несостоявшимися конкурсы, заявки на участие в которых подают целых пять солидных организаций. Видимо, Михайловский случай - особый. Явно выходит за рамки здравого смысла и обычаев делового оборота.
Этот счастливчик, признанный единственным участником конкурса, - некое СП ЗАО «Амира» из Санкт-Петербурга. Никому не известное предприятие с далеких берегов Невы предложило светильники даже не по 2808 рублей, как ранее «ЭТМ», а аж по 3008 рублей за штуку! Предложение «Ставропольстройопторга», как вы уже догадались, на треть дешевле - по 2026 рублей. Конечно, это не по 1888 рублей 45 копеек, как было в июле. Время идет, цена ввиду инфляции растет, что говорит о необратимых потерях, которые несет промедление с организацией конкурса. Но обратите внимание, «Ставропольстройопторг» за те же деньги все равно предложил на 520 светильников больше. Остальные три участника также предложили цену меньшую, чем «Амира». Но у новых русских михайловских муниципалов побеждает, как мы уже видели ранее, именно тот, кто дает большую цену.
Разумеется, «Ставропольстройопторг» расценил второй отказ как вызов своей профессиональной компетенции. И издевательство над здравым смыслом. В конце концов, не золотым же светильникам стоять на улицах их скромного райцентра! Подготовил исковое заявление в Арбитражный суд, в котором камня на камне не оставляет от аргументации конкурсной комиссии. Не соглашается с ее выводом, что устройство светильника «Ставропольстройопторга» «не соответствует требованиям конкурсной документации». То, что предлагаемый товар полностью соответствует запрашиваемым характеристикам, подтверждается технической документацией. Кроме того, «Ставропольстройопторг» насчитал чуть ли не с десяток грубых, по его мнению, нарушений законодательства при проведении конкурса. Во-первых, несоответствие содержащихся в конкурсной документации сведений тем, что указаны в извещении о проведении конкурса. Во-вторых, при вскрытии конвертов с заявками были оглашены не все условия исполнения контракта, а именно: условия предоставления гарантий качества и сроки поставки. В-третьих, нарушена совокупная значимость критериев оценки заявок. В-четвертых, завышена значимость неценовых критериев оценки заявок. Она установлена в размере 30 процентов от стоимости, хотя по закону не может превышать 20 процентов... В-шестых, заявка самой «Амиры» не соответствует требованиям конкурсной документации. В ней, в частности, отсутствует таблица стоимости продукции, доверенность на представителя выдана ранее даты внесения изменений в конкурсную документацию, а, значит, недействительна. Ну и самое главное, цена и условия поставки лучше у «Ставропольстройопторга». Все это, по мнению фирмы, грубые нарушения положений 94-го Федерального закона, регулирующего порядок размещения заказов.
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Не знаем, каким будет результат. Во всяком случае, в суд «Ставропольстройопторг» идет с серьезными аргументами против муниципалов. Он участвует в десятках других конкурсов по многим городам и районам края, в том числе и за его пределами. И ведь выигрывает их! Предприятие, занимающее в крае девятое место по объему реализации продукции, известно своими доступными ценами на металлопрокат, строительную, машиностроительную, химическую продукцию, машины и механизмы, запчасти. Оно имеет свой тендерный отдел, в задачи которого и входит, прежде всего, оформление документации на участие во всякого рода конкурсах, тендерах, аукционах и прочих подобных мероприятиях. И вдруг такие непонятки. И не с кем-нибудь, а с соседом - администрацией города, расположенного буквально рядом.
С чем придет в суд конкурсная комиссия? Наверняка это не первый ее конкурс. Но до судов дело доходило не часто. Будут ли серьезные аргументы в свою защиту? Посмотрим. Одно знаем, если конкурс судом отменят и назначат в третий раз, и если даже, что маловероятно, его выиграет тот, кто предлагает самую низкую цену - «Ставропольстройопторг», стоимость светильников будет уже не 1888 рублей 45 копеек, как на первом конкурсе. И даже не 2026 рублей - как на втором. Наверняка она прыгнет еще на полсотни рублей. Инфляция-с на дворе. Можно сказать, что с каждым днем чиновничьего промедления число будущих светильников на улицах Михайловска сокращается подобно шагреневой коже.
Но все эти подсчеты - чисто теоретические. «Ставропольстройопторг», даже если и победит в суде, как мне кажется, никогда не выиграет в Михайловском конкурсе. Мне представляется, и это только мое предположение, что он на этом конкурсе чужой. А победит там обязательно свой - тот, кто и должен победить. С берегов Невы ли он будет, с Подкаменной Тунгуски - без разницы. Главное, что он будет свой. В том смысле, что найдет свои, только ему известные «аргументы» для конкурсной комиссии. Цена поставки товара здесь никакой роли не играет. Она, разумеется, важна, но для других целей.
ПРИЗРАК КОРРУПЦИИ БРОДИТ...
Давайте вспомним, зачем законодатель установил единый порядок размещения заказов как для муниципальных, так и для государственных структур. В уже упоминавшемся 94-ом Федеральном законе таких причин названо семь. Но самые главные две - обеспечение эффективного использования средств бюджета и предотвращение коррупции. Проще говоря, законодатель хочет, чтобы не воровали бюджетные деньги. Борется с отвратительным явлением, которое называют модным словом коррупция. Намерен сломать глубоко въевшуюся - «коррупция» от «коррозии» - в повседневность практику «откатов», когда бюджет платит за товары и услуги в том числе и ту сумму, которая затем перекочевывает в карман чиновников, распоряжающихся бюджетными средствами. По мысли законодателя, через гласность, широкий доступ к выполнению заказов физических и юридических лиц, на основе состязательности должны отбираться именно исполнители заказов, обеспечивающих большую экономию средств. При таком раскладе, при честной победе не будет оставаться денег для «благодарности» чиновникам, да они и не станут иметь никакого отношения к победе.
Почему «Ставропольстройопторг» предлагает самую низкую цену своих светильников? Здесь придется разъяснить одну простую рыночную истину. Ставит низкую цену, чтобы выиграть в конкуренции. Торговая наценка «Ставропольстройопторга» на товар, который он получает от производителя, всего три процента. При таком подходе даже теоретически не может идти речь об «откатах», размер которых чиновникам, как говорит молва, достигает сегодня 10 процентов. Действительно, как можно отдавать десять процентов, когда сам зарабатываешь всего три? Низкая цена автоматически обрубает возможность «отката». Победа претендента с низкой ценой - гарантия честного конкурса. Тот же, кто приходит на конкурс с высокой ценой, имеет опять же теоретическую возможность такого маневра. Станет ли эта возможность практической, целиком и полностью зависит от конкурсной комиссии.
Я совсем не хочу сказать, что в Михайловске мы имеем дело с коррупцией. Мне лишь подозрительно, что Михайловская комиссия делает все, чтобы отшить как раз самого эффективного участника конкурса. Подозрительно, что приветствует и определяет победителем того, у кого за счет высокой цены как раз и есть эта теоретическая возможность «откатить» какую-то часть полученных бюджетных средств. Но не назад в бюджет, а назад тем, кто возле бюджета стоит.
Но это всего лишь подозрение, которое, как известно, к делу не пришьешь. Будет ли само «дело»? Поживем - увидим. Во всяком случае, сам факт сомнительного решения конкурсной комиссии дает основания его предполагать.
Так совпало, что на днях президент страны Д.Медведев внес в Федеральную думу законопроект о борьбе с коррупцией. Будет ли там что-то, позволяющее разглядеть коррупцию в решениях муниципальных конкурсных комиссий?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет