Вы здесь
Увековечить Шуру Балаганова в краевом центре!
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Увековечить Шуру Балаганова в краевом центре!
Необходимость увековечения именно в Ставропольском крае персонажей произведений И. Ильфа и Е. Петрова очевидна. Не только потому, что здесь разворачивались события, придуманные авторами. Сегодня КМВ - самое место для Остапа Бендера и Кисы Воробъянинова - самозваных «детей лейтенанта Шмидта». Они - олицетворение некоторых ипостасей коррупции, а Ставропольский край - «бронзовый призёр» среди субъектов Российской Федерации по коррумпированности общества (таковы результаты исследования фонда «Общественное мнение», проведённого по инициативе Президента страны Д.А. Медведева). О коррупции на КМВ не писал только ленивый служитель второй древнейшей профессии. И хотя жулику и пройдохе Остапу Бендеру не по плечу такие масштабы «отъема денег» от государства, какие имели место быть в городах КМВ, его стоило увековечить именно здесь. Самое место здесь и готовому на всё маргиналу Кисе Воробьянинову.
По уровню коррупции после ГИБДД, правоохранительных органов и здравоохранения почётное место занимает просвещение. У всякого явления есть исторические корни. О продажности царских чиновников и «неподкупности» большевиков нам твердили десятилетиями. В Энциклопедическом словаре советской эпохи категорически утверждается, что коррупции в СССР не могло быть: «Коррупция (от лат. corruptio - подкуп), в буржуазных государствах подкупность и продажность общественных и политических деятелей и чиновников государственного аппарата». Из определения видно, что в «социалистическом обществе», как именовался без тени иронии большевистский тоталитарный строй, невозможно появление коррупции.
О масштабах коррупции в советскую эпоху много сказано в средствах массовой информации. Коррупция процветала, в том числе и в хорошо знакомой мне сфере - народном образовании. Но она проявлялась в других формах. В эпоху всеобщей нищеты больших возможностей для взяток не было. А неудачная попытка подкупа приводила к обратному результату - неприязненному отношению к чаду взяткодателя. В те времена практиковалась такая разновидность коррупции, как «блат». «По блату получил медаль» или - «по блату поступил в ВУЗ».
В школе сделать медалиста и без прямого подлога (таковой был и есть) можно. «Натягивание» до пятёрки оценок детям «нужных людей» уже тогда практиковалось, а в наши дни - процветает. В ВУЗе «неудобные» коллеги не подпускались к работе в приёмных комиссиях (как и в наши дни). А дальше - просто. В экзаменационных ведомостях перед экзаменом ставятся «галочки» против фамилий некоторых абитуриентов - этим им гарантируется проходной балл. В чьих руках карандаш - догадайтесь. А метки потом исчезают без следа. Как сдают зачёты и экзамены в ВУЗах - знают все.
За долгие годы работы в СГПИ не помню случая, когда детей большого начальства комиссия по распределению направляла на работу в сельскую школу. Не проработав и дня в школе, они получали место в аспирантуре, отнюдь не по причине отличной учёбы и склонности к науке. Перед пособниками таких поблажек открывались возможности для карьерного роста и получения других благ - путёвок в санатории, квартир вне очереди и много чего другого. После перехода страны на рыночные отношения и появления легальных миллионеров деньги, предметы роскоши и ценные вещи вышли на первый план в системе «дал-получил».
Сейчас в школах Ставропольского края процветает система поборов с родителей. Повсемест-но от них требуют участия в ремонте школьных зданий. В школах собирают деньги на «оформление классного помещения», приобретение для кабинетов оборудования и т.п. Если бы дело ограничивалось спонсорством меценатов, считающих своим долгом помочь школе (не обязательно той, в которой учится собственное дитя), это явление надо бы только приветствовать: так делали в царской России и практикуют на «загнивающем Западе». У нас же «добровольно-принудительно» отнимают деньги от тех семей, которые живут за порогом бедности. Представьте себе картину, когда классный руководитель каждый день напоминает ребенку о том, что родители еще не внесли деньги на .. (следует перечень). Если детей в семье несколько, то поборы превращаются в кошмар. Каждый классный руководитель обременен заданием «сверху». За этим магическим словом нет упоминания о должностном лице - директоре. Всё надёжно спрятано за ширмой школьного родительского комитета. А это - общественная организация, с которой спроса нет. Мы-то понимаем, что ниточки, дергающие фигурантов коррупции в школах, тянутся из особняка в Ставрополе, где размещается МОСК. Директор школы - передаточное звено.
Чьи деньги расходуются на приобретение кулеров (с водой «от ледников Кавказа»), установленных в классных комнатах? Откуда взялись деньги на приобретение технических средств обучения, не проходящие по ведомостям бухгалтерии? Кто расплачивается с ЧОПами, охранники которых, как утверждает милиция, «в школе не отвечают ни за что»? Пора открыто признать, что процесс «отъема денег» у родителей в школах края стал бедствием.
Моральный ущерб от коррупции в школах переоценить невозможно. И ведь не придерёшься! Современные словари слово коррупция толкуют как «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве и хищении..., прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения». Не обогащаясь напрямик лично, организаторы и пособники коррупции в школах слывут «умелыми организаторами». А это способствует их карьерному росту, повышению зарплаты. Определение понятия «коррупция» в нашей стране страдает неполнотой, и потому не все коррупционеры в системе народного образования подпадают под статьи законов.
Вслед за президентом и премьер-министром на борьбу с коррупцией, вроде бы, «мобилизовалось» краевое и городское начальство. Даже обмолвились о коррупции в школах. Надо не говорить, а действовать. Не удивляюсь, если к ответственности за поборы в школах «борцы с коррупцией» привлекут не инициаторов, а рядовых исполнителей, готовых расшибить лоб, дабы угодить начальству. Магическое словосочетание - «не умеете организовать родителей» - надёжнее любых циркуляров.
Наказав виновных, надо отстранить родительские комитеты от любых дел, связанных с материальным обеспечением школ. Есть сферы приложения сил для родителей, не связанные с деньгами - организация лекториев силами самих родителей, руководство кружками по интересам, беседы опытных родителей с родителями в неблагополучных семьях, помощь комиссиям по делам несовершеннолетних и т.п.
В назидание потомкам надо бы водрузить бронзовую фигуру незаслуженно забытого воришки Шуры Балаганова у входа в одну из школ края. Представьте: колоритная фигура, отвернув физиономию в сторону, ловко удерживает двумя пальцами потрёпанный кошелёк, только что извлечённый из кармана очередной жертвы, ведущей за руку ребенка в школу. Но поскольку школа, по большому счёту, не главное звено в поборах с родителей, скульптуру следует установить у здания Министерства образования края. Деньги на разработку проекта, изготовление и установку скульптурной композиции можно собрать по подписке.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru