Вы здесь

Возможности людей ограничивает не болезнь, а общество

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Это может случиться
с каждым

Странные мы все-таки люди. Боимся всемирного потопа, возможного столкновения Земли с метеоритом, заранее переживаем по поводу последствий парникового эффекта. Но о реальных проблемах, которые могут обрушиться на любого из нас в любой момент нашей жизни, почему-то предпочитаем не думать. К примеру, проблемы, связанные с инвалидностью. Жизнь людей с ограниченными возможностями в нашем обществе - одна сплошная проблема. Но как часто здоровые люди задумываются об этом? Бьюсь об заклад - почти никогда. (Если только это не входит в их профессиональные обязанности). А ведь инвалидом может стать буквально каждый. От болезней и травм не застрахован никто.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 600 миллионов жителей Земли имеют инвалидности различных степеней. Это - 10-13 % населения любой страны. Если принять во внимание друзей и родных этих людей, то вопросы инвалидности затрагивают четвертую часть всего населения планеты. С возрастом проблем со здоровьем становится больше. Инвалидность имеют 60 % людей, достигших 60-летия, и почти каждый 80-летний. А еще статистика свидетельствует: каждый (!) из нас приобретает инвалидность в какой-то момент или период своей жизни, временную или постоянную.
Но если на Западе люди с ограниченными возможностями давно избавились от статуса неполноценных изгоев и стали равноправными членами общества, то мы в своем отношении к инвалидам находимся еще в «каменном веке». Даже детей сортируем на здоровых и инвалидов. Последних прячем в интернаты и спецшколы. Платим пособие, чтоб не высовывались. А им и сунуться-то некуда, даже если захотят. Забор, построенный обществом из многочисленных физических, психологических и социальных барьеров, непреодолим.
В Швеции - стране с высочайшим уровнем социальной защищенности - говорят: «Нет такого понятия «человек-инвалид», есть - «общество-инвалид», у которого двери слишком узки, а лестницы высоки, чтобы могли пройти все».

Заграница нам поможет
Однако надежда на выздоровление нашего общества все же есть. Об этом можно судить хотя бы по растущему в последнее время интересу к проблемам людей с ограниченными возможностями. И может статься, что в этом плане позитивные сдвиги на Ставрополье произойдут раньше, чем в целом по России. Дело в том, что Ставрополь, наряду с Омском и Москвой, стал пилотным регионом в реализации российско-канадского проекта по реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Проект разработан в Канаде, в штате Манитоба. На Ставрополье организующим звеном является Северо-Кавказский государственный технический университет. Здесь недавно прошла первая в рамках проекта международная конференция, посвященная вопросам интеграции людей с инвалидностью в российское общество. В ней приняли участие российские и канадские специалисты.
По словам директора международных программ Канадского Центра изучения инвалидности, руководителя канадско-российской программы по инвалидности Ольги Красюковой-Эннс, во всех трех пилотных регионах программа будет выполнена полностью, но с учетом специфических особенностей региона.
Сама Ольга, как нетрудно догадаться по первой части ее фамилии, наша бывшая соотечественница. В Канаду эмигрировала более десяти лет назад. В том, что она посвятила себя решению проблем инвалидности, была и личная заинтересованность: ее дедушка был парализованным на протяжении восемнадцати лет, муж - колясочник. Но была, конечно же, заинтересованность и социальная.
- Допустим, при рождении человек получил травму, и в 18 лет, когда ему предстоит выбор профессии, он на коляске. И ему говорят: ты не можешь получить профессию библиотекаря, ты должен получить профессию сапожника. Как бы вы отнеслись к тому, что у вас не может быть мечты? Вы не можете стать, кем мечтаете. Вы можете стать только тем, кем вам говорят. Вы с этим согласитесь? Вот и инвалиды не соглашаются, - горячо отстаивает права людей с ограниченными возможностями Ольга. - Все люди делятся на три группы: первые - действуют и творят, вторые - наблюдают за происходящим, а третьи - стоят в стороне и удивляются. Проблема человека не в том, что он в кресле-коляске, а в том, что нет пандусов.
В прогрессивной Канаде интеграция инвалидов в здоровое общество достигла невиданных для нас масштабов. Там проблема создания безбарьерной среды уже не стоит. Инвалиды получают хорошее образование, трудятся в различных сферах, прекрасно проводят свой досуг. Нам до этого еще далеко.
В Канаде родители детей-инвалидов бороться за права своих детей, за предоставление им равных со здоровыми возможностей начали более тридцати лет назад. У нас эти процессы только начинаются. Но радует уже то, что идеи поборников интеграции людей-инвалидов в здоровое общество находят в Ставрополе реальное воплощение. Средняя школа № 7 и лицей № 35 уже год работают в рамках российско-канадского проекта. Есть уже и вполне конкретные результаты.

Пандус для двоих
Лицей № 35 расположен в Юго-Западном районе города среди многочисленных высоток. Здание большое, помещения внутри просторные. На входе проверяет документы охранник. Над его столом пульт пожарной сигнализации. Сразу видно: школа не из аутсайдеров.
У входа пандусы - наклонные дорожки для въезда в холл школы инвалидов-колясочников. Двери, прошу прощения, туалета на первом этаже чем-то неуловимо отличаются от остальных. Через минуту сравнительного анализа становится ясно - они шире. Позже узнаю: дверной проем расширили для того, чтобы дети на колясках также при необходимости могли воспользоваться туалетной комнатой. Внутри, помимо обычных, есть и заниженная раковина для колясочников. Один из унитазов, снова прошу прощения за подробность, собираются оборудовать специальными поручнями.
Однако среди выходящих из кабинетов на перемену девчонок и мальчишек ни одного колясочника я не заметила. Оказалось, что их в школе всего... двое и учатся они в другую смену. Кто-то усомнится: целесообразны ли такие затратные преобразования в школе, где учится более тысячи учеников, ради двоих? Но если рассматривать ситуацию не в процентном соотношении, а с человеческой точки зрения, сомнений не остается. Ведь, может быть, этими усилиями школе удастся пошире открыть дверь во взрослый мир для двух детей с изначально ограниченными возможностями. В непростом деле интеграции детей с ограничениями в массовую школу возможен только индивидуальный подход.
Первые попытки вовлечь детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении, в общественную жизнь лицея стали предприниматься два года назад.
- Мы начали с малого, рассказывает директор лицея и идейный вдохновитель нововведений Наталья Симонова. - Стали приглашать этих детей на наши праздники. Обратили внимание, что многие из них наделены различными способностями. Кто-то пишет стихи, кто-то поет, кто-то рисует. И мы привлекли их к кружкам. После этого нам предложили стать частью российско-канадского проекта. И мы открыли краевую экспериментальную площадку по проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями в социально-образовательное пространство лицея.
Сегодня в школе обучаются 26 учеников, чьи возможности ограничены травмами и болезнями. Для них создана социально-психологическая служба (специалисты которой занимаются именно проблемами детей-инвалидов), служба услуг (в нее вошли массажист, медик и воспитатель). Благодаря СевКавГТУ, в рамках проекта финансируемого канадцами, в лицее появился информационно-методический центр, оснащенный современной техникой. Теперь всех детей-инвалидов, кому состояние здоровья позволяет, здесь индивидуально (и бесплатно) обучают работе на компьютере.
Руководство и педагоги лицея идут на встречу пожеланиям детей, находящихся на индивидуальном обучении, и их родителей посещать занятия вместе со здоровыми учениками. На этом учителя не настаивают, но возможность такую стараются предоставить. К примеру, в лицее есть девятиклассница с диагнозом «детский церебральный паралич», которая, несмотря на свою прикованность к коляске, испытывает огромное желание сидеть на уроках вместе с одноклассниками. И в те дни, когда она может бывать на занятиях, под девочку подстраивается вся школа: расписание составляют так, чтобы уроки ее класса проходили преимущественно в доступных ребенку на коляске кабинетах первого этажа.
- В будущем мы собираемся оснастить школу лифтом, чтобы дети на колясках могли подниматься на второй и третий этажи, - делится планами Наталья Анатольевна. - Хотим сделать пандус в актовом зале: он находится внизу и там ступеньки.
Помимо финансовой помощи канадцы поддерживают педагогов-энтузиастов и в методическом плане. Последний семинар прошел совсем недавно.
- В Канаде работают программы раннего вмешательства, - рассказывает методист лицея Лидия Исакова. - Как только рождается ребенок с каким-то недостатком в физическом или интеллектуальном развитии, в семью сразу идет педагог-психолог, а потом и все остальные специалисты. У них нет специализированных школ. Рядом с каждым таким ребенком находится персональный воспитатель - сотрудник школы. Даже дети с синдромом Дауна учатся вместе со всеми. И аттестаты получают такие же, как все.
У нас пока вопрос совместного обучения здоровых детей и детей с задержками интеллектуального развития не стоит. Все 26 учеников лицея № 35, которых сегодня пытаются интегрировать в социально-образовательное пространство школы, имеют нормальные умственные способности. Но проблем все равно достаточно. Несмотря на то, что российский закон об образовании декларирует равные возможности всем участникам образовательного процесса, в реальности нормативно-правовая база скорее препятствует реализации этого права, чем помогает. И тут на одном энтузиазме далеко не уедешь. Сломать глобальные системные барьеры можно только на высоком государственном уровне. А это вряд ли станет возможным, если в обществе коренным образом не изменится отношение к вопросу инвалидности. Как скоро дети в инвалидных колясках смогут осуществлять свои мечты - зависит от каждого из нас.
Марина ТИМЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет