Вы здесь

Название улицы - это памятник. Но кому?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Некоторое время отсутствовал. Вернувшись, среди прочих новостей узнал и такую: улица Коминтерна в Ставрополе теперь будет носить имя маршала Жукова. Не поверил - позвонил в городскую Думу. Там подтвердили: соответствующее постановление депутаты приняли. Вполне возможно, что к 60-летию Победы на домах этой старинной улицы появятся новые таблички.
Я, как, наверное, и многие другие горожане, привык к прежнему названию, но сожалений лично у меня нет. Ставрополь буквально в клещах «революционно-коммунистических» имен. Достаточно сказать, что теперь уже бывшая улица Коммунистического интернационала, будучи по протяженности одной из самых коротких в центральной части города, «по ходу» пересекалась с улицей «вождя мирового пролетариата», проходила через площадь его же имени, «касалась» улицы революционера М. Морозова, далее «разрезав» улицу, названную в честь «пламенного ленинца» Феликса Эдмундовича Дзержинского, упиралась в ... Советскую. Можно подумать, что все основные революционные события происходили не в Петрограде или в Москве, а в нашем, в то время небольшом провинциальном городке.
И прежние отцы города, стоявшие во главе его, когда коммунистическая идеология была «отменена», и нынешние, робко, крайне осторожно идут на изменение «красной» топонимики Града Креста. За все постперестроечные годы только одной улице, Станичной (бывшей Жданова), вернули ее исконное название. Да и то потому, что по «товарищу Жданову» была, насколько помнится, «соответствующая директива сверху». Что касается остальных... Попытки в 90-е годы были, но доводы тех, кто считает что «это наша история и трогать ее не надо», оказались сильнее.
И что мы имеем? Недавно писатель Юрий Архипов писал в «Литературной газете»: «Косность наша родная. Как и везде в Расее люди тут рождаются и умирают на улицах Бабеля, Либкнехта, Розы Люксембург, Клары Цеткин. Эта немецкая шантрапа и мечтать не могла, что найдется в мире некая необозримая страна, где увековечат их никому не нужные имена». Относятся эти слова к одному из областных центров Урала, но к Ставрополю применимы один к одному.
В названии улицы должен быть смысл. Каждая улица - это своеобразный памятник, который призван нести воспитательную функцию, чему-то учить. И поэтому очень важно, кому он.
В Ставрополе пять проспектов... Один из них в Юго-Западном районе. Носит он имя Ворошилова, «первого красного командира», а точнее, безрассудного рубаки, ведшего за собой тысячи таких же, как он, налево и направо рубивших в гражданскую во имя безумной идеи головы соотечественникам, нередко своим же братьям и отцам.
Кто-то скажет, что в гражданской войне не может быть правых и виноватых. Тогда почему одну из улиц не назвать именем белого генерала Деникина, не меньше любившего Россию, истинного ее патриота?
Но вернусь к Ворошилову. В 30-е, будучи наркомом обороны, слепым исполнителем воли «гениального руководителя, отца всех народов», именно он санкционировал расправы над выдающимися военачальниками, маршалами, комдивами. В том числе и его вина, что в результате репрессий погублено 40 тысяч человек «рядового» комсостава Красной Армии. К страшному злодеянию - уничтожению 20 тысяч польских офицеров в 40-м году в Катыньском лесу он тоже причастен.
А кому неизвестно о полной бездарности «железного Клима» (Ворошилова), проявившейся в Великую Отечественную войну? Если бы его не сменил на ленинградском фронте Г. К. Жуков, город на Неве погиб бы неминуемо.
Конечно, и товарищ Ворошилов, и упомянутый Дзержинский творили и полезные дела. И все-таки, если положить на чашу весов «доброе» и «недоброе», совершенное ими, вторая чаша резко пойдет вниз.
Будь моя воля, я бы снял с карты города и имя Кулакова. Да, он немало сделал для города и края. Но больше ли, чем, к примеру, Иван Тихонович Таранов, наш земляк, возглавлявший только краевую исполнительную власть на протяжении почти двадцати лет? Кстати, в этом году исполняется ровно 10 лет, как он ушел из жизни. И еще: Федор Давыдович Кулаков, конечно же, не виноват, что у него, скажем так, не очень звучащая фамилия, но почему именно она должна «украшать» эту самую мощную магистраль нашего города?
Большевики, когда почувствовали, что уселись у власти крепко и надолго, в одночасье смели «ненавистные» царские имена и названия. Подсчитано: в Ставрополе было «перекрещено» сразу 200 улиц (а что их тогда было больше?). Я, конечно же, не за то, чтобы и сейчас скопом переименовывать. Ни о каких сотнях улиц и речи не может идти. Но есть имена и названия, которые однозначно нужно убрать с топонимической карты города. Хочется думать, что «процесс пошел»...
Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ,
член Союза журналистов России,
старожил Ставрополя.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет