Вы здесь

Что это за «зверь» такой - единица измерения качества образования - 1Ша?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Создать такую единицу участники коллегии министерства образования Ставропольского края решили в ходе обсуждения поставленных президентом задач. Напомним, глава государства в своем недавнем выступлении потребовал кардинально изменить качество работы образовательных учреждений, а для повышения качества образования предложил ввести систему грантов для лучших школ и педагогов страны.

По предварительным прогнозам, квота грантов для нашего края составит примерно 45-50 школ и 150-160 учителей. Вопрос в том, как, по каким критериям определять лучшие школы и лучших учителей? Да так, чтобы сомнений в их «лучшести» не оставалось? Кроме того, отметил министр образования Алексей Шабалдас, большие проблемы сулит переход на новую отраслевую систему оплаты, при которой материальная оценка труда учителя будет зависеть от качества его работы. Обсуждению региональной системы оценки качества общего образования и была посвящена коллегия министерства образования СК.
Как стало ясно из доклада замминистра Алексея Павлищева, в деле оценивания различных аспектов деятельности учебных заведений в крае имеются немалые наработки, ведется сбор и обработка статистических данных. На основании анализа министерству уже удалось сделать некоторые выводы. Стало очевидным, что уменьшение наполняемости классов не обеспечивает повышение качества образования. Более того, чем меньше учеников в классе, тем ниже уровень их знаний. Выявлена зависимость качества образования от места обучения: в школах повышенного уровня качество равно 58 процентов, в образовательных учреждениях городов и райцентров - 52, в сельских школах - 39. Дети из школ, где обучается меньше 20 учеников, никогда не становятся победителями краевых олимпиад.
Разговор о качестве образования и его оценивании продолжил в своем выступлении директор Курсавского регионального колледжа «Интеграл». Для того чтобы оценить багаж, с которым приходят в колледж выпускники девятых классов, в колледже проводят контрольные срезы по общеобразовательным предметам. Результаты 750 проверочных работ за три последних года позволяют сделать вывод - более чем у 60 % студентов уровень знаний ниже отраженных оценками в аттестатах.
Парадоксальную динамику обнаружили в школе для одаренных детей «Поиск». Здесь на протяжении всего периода обучения ведут непрерывный мониторинг усвоения содержания, интеллектуальной активности и психического развития каждого ученика. Начинают, разумеется, с входящего мониторинга знаний и потенциала новичков. Статистическая картина выглядит следующим образом: обученность поступающих на бюджетное отделение школы (то есть самых одаренных) с каждым годом все ниже. По физике за пять последних лет обученность упала с 56 % до 33, по математике - с 42 до 33, по английскому языку - с 65 до 42. При этом уровень интеллекта детей не только не упал, но даже чуть-чуть подрос - с 90 до 91 %. Растет все эти годы и уровень креативности. То есть дети с большим потенциалом не могут реализовать его в школе.
- Мы на автомате гордимся своей системой образования без аргументации и анализа, - резюмировал проректор Пятигорского государственного лингвистического университета Николай Барышников. - Но если мы снимем розовые очки, то картина станет серой и унылой.
Падающее качество образования - это, бесспорно, большая проблема. Но его оценивание, как выяснилось в ходе обсуждения, ничуть не меньшая. Больше всего руководителей беспокоит, как после перехода на новую систему оплаты труда педагогов доказать учителю, что его педагогическое вложение больше или меньше, чем у другого.
Министр признался, что страшится этих перспектив, при которых есть вероятность «разогнать и тех учителей, кто еще остался».
- Труд педагога - тонкая, хрупкая материя. Его ни тоннами, ни килограммами не измеришь, - заключил Николай Барышников. - Нам нужны цифры. Нужны новые неведомые прежде единицы измерения качества образования.
Разработка единицы измерения качества образования - дело серьезное. Но название новой единице мы уже придумали - 1 Ша (Шабалдас). А уж каким будет ее смысловое наполнение - решать профессионалам.
Марина ТИМЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет