Вы здесь
С чего начинается Родина
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В трогательной детской песенке дается достаточно полный ответ на поставлен ный вопрос. То, что видит ребенок за порогом родительского дома - это уже Родина. В песенке сказано и о том, что Родина начинается «с картинки в твоем букваре». Это о большой Родине, стране России. Для познания малой родины общий для всей страны букварь не подходит. Книжки, характеризующие свой район, детям необходимы. И учителям они нужны, ибо не каждому дано собирать общее для всех. От таких книжек и стоит начать размышления о том, как дети в школах края знакомятся со своей малой родиной. Хватит пальцев одной руки, чтобы подсчитать, сколько глав районов сумели издать пособия для учителей и учащихся, в которых была бы описана их малая родина. И все же есть положительные примеры. Вот совсем свежее издание подобного рода, вышедшее в конце 2005 года - брошюра «География Арзгирского района». (А.В. Шестакова, А.Н. Подкладов). Это - результат сотрудничества преподавателя и студента географического факультета СГУ. Она представлена как учебное пособие для учащихся 8-9 классов, но может быть использована учителями в любом классе. Для этого следует адаптировать информацию, содержащуюся в ней, к возрасту детей.
В «Географии Арзгирского района» выбирать есть из чего - 30 иллюстраций, в том числе 10 цветных, среди них есть карты, схемы, диаграммы, таблицы. Здесь можно почерпнуть сведения о населении района. Подробно охарактеризованы населенные пункты района, есть данные и об инфраструктуре. Пособие это не только для учащихся, но и для учителей - есть подробные сведения о растительном и животном мире малой родины (типичные растения и животные представлены на рисунках). В пособиях по Благодарненскому, Красногвардейскому, Шпаковскому районам, изданных ранее, тоже собраны родиноведческие сведения для учителей и учащихся. Однако для большинства учителей края рассказать детям о своем районе - трудная задача. Даже в перечисленных пособиях материалы даны в разных объемах и на разном научном и методическом уровнях, что связано в значительной степени с квалификацией авторов. Надо создать однотипные качественные пособия для всех 26 районов края.
А ведь было время, когда подобные пособия для всех районов края дедовским способом размножали на ротапринте. Вот, например, брошюра «Кировский район (географическая характеристика)», подготовленная еще в 1976 году преподавателями географического факультета СГПИ. Взять бы с этого пример. В наши дни только в Ставрополе есть три высших учебных заведения, которые напрямую занимаются проблемами народного образования. Это Ставропольский государственный университет, Ставропольский филиал Московского открытого педагогического университета, Ставропольский государственный педагогический институт, а помочь сельским учителям, оказывается, некому. А если прибавить к ним еще и Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования, прямой обязанностью которого является методическая помощь учителям, то в крае наберется еще сотня докторов и кандидатов педагогических и других наук, которые могут и должны создавать пособия для учащихся и учителей районов. Может быть, их некому организовать?
На следующем уровне, когда школьникам предстоит изучать весь край, дело обстоит еще хуже. Краевой отдел народного образования (ныне - министерство образования края) еще в прошлом году санкционировал разделение единого школьного краеведческого пособия на части. Призванное объединять усилия, министерство пошло на поводу у заведующих двумя географическими кафедрами Ставропольского педагогического института. В 1995 году вышел «школьный учебник» - «Физическая география Ставропольского края», который подготовил коллектив кафедры физической географии, а год спустя появился «школьный учебник» «Экономическая и социальная география Ставропольского края», написанный доцентами другой кафедры. На этом министерство не остановилось. В начале двадцать первого века появился еще и «школьный учебник» «Экология Ставропольского края». На всех трех красуется гриф - «рекомендовано министерством образования края». А в других субъектах Российской Федерации умудряются обходиться единой книжкой, будь это Камчатская область или Краснодарский край. Кстати, в последнем книжка для школьников написана журналистом. Ее и читать приятно, и не перегружена она глубокомысленными изысками маститых ученых, как это имеет место у нас.
Словосочетание «школьный учебник» применительно к названным книгам взято в кавычки не случайно. Утвержденные министерством в качестве школьных учебников, они не являются книгами для детей - это видно по содержанию и стилю изложения. После легкой «косметики» первая книга неоднократно переиздавалась (в конце XX и в начале XXI века). А вот вторую книгу, устаревшую, написанную еще в прошлом веке, министерство образования края до сих пор рекомендует школьникам и учителям в качестве учебника. Перечисленные книги - не школьные учебники. Их и используют в вузе в качестве пособий на лабораторных занятиях по специальным дисциплинам. Выступая заказчиком, министерство образования должно было бы поставить свои условия кандидатам и докторам наук, да еще и объявить конкурс, как это принято для подобных изданий. А оно на деньги, предназначенные для школ, огромными тиражами удовлетворяет потребности высшего учебного заведения в учебниках для студентов. Помнится, в прошлом веке объявляли конкурс на школьный учебник по географии. Однако конкурс так и не состоялся, хотя на него были представлены альтернативные печатные издания. Так вот и утверждает МОСК в качестве школьных учебников по географии края книги, написанные не для детей, да еще и пестрящие ошибками.
О содержании (и названии) краеведческих пособий стоит подумать отдельно. Для общей книжки о крае вполне подходит название - краеведение. В скобках стоит упомянуть, о каком крае идет речь. И дать на соответствующем уровне материалы не только по географии (с раскрытием экологических проблем), но и по истории, литературе и т.п. В книгах, посвященных районам края, тоже стоит освободиться от неподходящего для общей характеристики района слова «география». И именовать их просто по названиям районов. К примеру - Александровский район. А ниже, в скобках - история, природа, население, хозяйство.
Редкий политик и руководитель в публичных выступлениях обходится без слова «патриотизм». Особенно, когда речь идет о воспитании подрастающего поколения. Вот недавно и губернатор края (странное словосочетание) А.Л. Черногоров с гордостью подчеркнул, что Ставропольский край - это один из немногих субъектов Федерации, сохранивших традицию проводить «Зарницу». Власти говорят, что это - необходимый элемент «военно-патриотического» воспитания школьников. Читаем в современном (2001) энциклопедическом словаре: «патриотизм (от греческого patriotes - соотечественник, patris - родина) - любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства». Коротко и ясно. А вот словосочетание «военный патриотизм» это что-то из прошлого. Действительно, в энциклопедическом словаре 1964 года сказано, что «с победой социалистической революции возникает высшая форма патриотизма - социалистический патриотизм» и далее - «патриотизм выражается в защите социалистического отечества». Словосочетание «военный патриотизм» не в ладу с логикой. Военный, как и учитель и др. - это профессии, а патриотизм - это чувство. Никто ведь не додумается сказать «учительский патриотизм». Участники «Зарницы» соревнуются не столько в спортивных упражнениях, как в скорости сборки-разборки оружия, в овладении другими военными навыками.
Отсюда и ответ на напрашивавшийся вопрос, откуда взять деньги на издание краеведческой литературы. Стоимость «Зарницы» в этом году составила около двух миллионов рублей. Их с лихвой хватило бы на издание книжек для сельских школ всех 26 районов края. Патриоты - все, кто знает и любит родину, а не те, кто преуспел в военно-прикладных навыках.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru