Вы здесь
Керамическая сказка Елены Мигулько
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Керамическая сказка Елены Мигулько
Кокетливая свинка с красным бантом в белый горошек, улыбающийся пес, задиристый петух, совсем не страшная Баба-Яга, забавный Домовенок - все эти и многие другие ее керамические фигурки отличаются каким-то особым шармом и чувством юмора. Ее - это Елены Мигулько, ставшей совсем недавно дипломантом III Международного фестиваля «Ярмарка ремесел» (Москва, Измайлово). С увлеченного рассказа Елены об этом празднике народного прикладного творчества и начался наш разговор.
- В вашем дипломе, Елена Николаевна, обозначен девиз фестиваля: «Русское подворье - творчеству раздолье». Что собой представляло это фестивальное «подворье»?
- В Измайлово действительно было создано «Русское подворье» - как бы «кусочек» Москвы разных времен. Оно было развернуто в своеобразном музейном комплексе, куда входят: музеи игрушки, вышивки, старинного русского костюма, народных промыслов (финифть, хохлома, гжель и другие). Московская гильдия ремесел - организатор фестиваля - включила в программу девятидневного форума не только огромную выставку-ярмарку мастеров народных промыслов, но и фольклорный блок (праздничное открытие и закрытие), мастер-классы, разнообразные конкурсы, обрядовые игры. Я тоже проводила мастер-классы и, что порадовало, интересовались моим творчеством и взрослые, и дети, подростки. Понравилось и очень теплое общение между мастерами. Был выпущен большой, красочный каталог участников фестиваля.
- А откуда приехали мастера?
- Ближнее зарубежье было представлено очень широко: Украина, Белоруссия, почти все республики Средней Азии, Закавказья, Балтии. С Юга России приехало всего несколько человек - художники из Георгиевска, супружеская пара - художники из Ростовской области и я из Ставрополя. Дело в том, что планировалось поехать группой мастеров, которых объединяет Ставропольский выставочный салон «Братина» и Ассоциация художников и народных мастеров Ставропольского края, но не было денег на оплату нашей коллективной поездки. Мне повезло - нашелся спонсор. Это заместитель главы администрации города Ставрополя Сергей Кобылкин. И, как потом оказалось, в Москве, на этом огромном международном форуме ремесленников было всего два мастера-керамиста. Как ни печально, мелкая пластика из глины - сувенирная керамика (ручная лепка) - постепенно уходит в прошлое. Вытесняется производствами.
- Как вы считаете, если бы в Москву поехали и другие ставропольские прикладники, их работы выглядели бы достойно?
- Несомненно. Мне теперь есть с чем сравнить. Уровень ставропольских мастеров очень высокий, да еще и разнообразие направлений, стилей, жанров прикладного творчества. Судите сами. В Ставропольском крае занимаются бисероплетением и вышивкой бисером (это не одно и то же), батиком, кружевоплетением, ковроткачеством, лоскутным шитьем, керамикой, ручной вязкой, корнепластикой, лозоплетением, стеклопластикой. Делают наши ремесленники изделия из соленого теста, из кожи и меха, кузнечные работы (ковка по металлу), мягкую игрушку, авторские куклы, деревянные миниатюры в бутылках. А еще самые разнообразные живописные работы.
- Список внушительный. Но ведь на одном «голом» энтузиазме не проживешь. Всю эту красоту нужно показывать не только ставропольцам, но и всей стране. Кто-то поддерживает вашу Ассоциацию?
- Рада сказать, что сейчас большое внимание мастерам декоративно-прикладного творчества уделяет краевое министерство экономического развития и торговли. И в частности, первый заместитель министра Николай Прокофьевич Иванов и заместитель начальника отдела международного сотрудничества и туризма Мария Алексеевна Терпигорьева. Они неоднократно уже вывозили наших мастеров и их работы на различные выставки, фестивали, экономические форумы за пределами Ставропольского края. Красота и тепло, исходящее от вещей, сделанных руками ремесленников, сохранение национальных культурных традиций, оригинальность и уникальность изделий ставропольцев всегда вызывают восхищение зрителей.
- Насколько я знаю, вы - архитектор по профессии. Как пришли к ремеслу, к керамике?
- Родилась я в Ставрополе, окончила здесь строительный техникум. А потом подруга, уехавшая учиться в Харьков, «соблазнила» рассказами о замечательном студенческом городе. И я поехала в Харьков и поступила в институт инженеров коммунального строительства. Вышла там замуж, родила дочку, работала реставратором. И как-то к нам в мастерскую пришла знакомая, дала нам по куску глины и сказала: «Слепите, что сможете». То, что мы с двумя подругами сделали, было, конечно, ужасным. Но Галина (так зовут знакомую) расхвалила наши работы, отнесла их к себе домой, обожгла в печи (есть такая специальная муфельная печь, температура в которой доходит до тысячи градусов), раскрасила и принесла нам. И я «заболела» глиной.
Надо сказать, что до этого я уже занималась с дочкой Аней лепкой. Мы делали различных зверюшек из соленого теста. А потом я стала такие же фигурки лепить из глины. Галина терпеливо их обжигала в своей печи. Я их раскрашивала и раздаривала. Но как-то должна была приехать ко мне сестра Ольга, а денег нет. Пришлось отнести работы в художественный салон, и они сразу же раскупились. С тех пор леплю свою керамику не только для удовольствия, но и заодно что-то зарабатываю.
Случилось так, что вернулись мы с дочерью в Ставрополь, но и здесь я не бросила своего увлечения, мало того, стала учить лепке из глины детей. Сначала вела кружок в детском доме на Ташле, а затем перешла работать в городской Дом детского творчества. Старший брат Александр помог достать печь. Так что, помимо занятий с детьми, сама работаю с глиной.
- А где вы ее берете, глину? Да и вообще, что собой представляет процесс создания керамических изделий?
- Набираю глину в мешок на глиняном карьере под Ставрополем. Привожу ее домой, промываю в ведре, процеживаю. Все это отстаивается, вода сливается и глиняная масса выкладывается в гипсовую форму. Потом вымешиваю в шарики (клубочки) и несу в студию ДДТ детям для работы. Столько у меня учится талантливых ребят, и очень жалко, что нет возможности этим юным талантам показывать свои работы за пределами города и края.
- И что вы будете лепить со своими воспитанниками в этом учебном году?
- Этот год назван «Годом славянской культуры». А потому главными нашими работами будут персонажи русских народных сказок: Баба-Яга, Домовой, Водяной, Русалка, бабы и мужики. Детские ручки за лето забыли, а теперь потихоньку вспоминают навыки работы с глиной. Обязательно будем лепить различные обереги. В основном, это петухи и кони. Ведь раньше фигурки этих животных и птиц всегда помещали на крышах домов (на коньках крыш), чтобы защитить жилье от нечистой силы. Петухов и коньков вышивали также на воротнике платья или мужской рубашки, на рукавах, подоле. А глиняные колокольчики вешали над дверью. Делаем и колокольчики, и даже гирлянды из них. С домашней птицей вообще у русского народа много обрядов. На Руси, когда везли кур, уток, гусей продавать на ярмарку, то их головы оставляли дома. Так как «хозяин» - Домовой - знал, сколько птицы во дворе, и считал их по головам (отсюда - поголовье). И очень сердился, если кого-то недосчитывался.
- С выставочным салоном «Братина» у вас особые отношения. Сюда собираются народные умельцы со всего Ставрополья. Здесь вы общаетесь друг с другом, здесь можно купить ваши работы...
- С «Братиной» и ее бессменным руководителем Валентиной Мозжелиной я сотрудничаю уже одиннадцатый год, со дня основания этого салона. Благодаря Валентине Михайловне познакомилась с директором ЦДК «Октябрь» Борисом Викторовичем Чистяковым, а также с директором краевого Дома народного творчества Аллой Константиновной Уваровой, которые приняли непосредственное участие в моей творческой судьбе, в возможности развиваться - как керамисту и общаться с лучшими мастерами-прикладниками края. Директор «Братины» подала мне идею создания не только фигурок животных, птиц, фольклорных персонажей, но и керамических панно и тарелей с символикой города Ставрополя.
- Знаю, что ваша керамика пользуется огромной популярностью у ставропольцев и гостей города. Не случайно в 2005 году на конкурсе губернатора края по выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции (услуг) среди организаций края вас наградили дипломом и знаком «Серебряный орден «Отличник качества Ставрополья». А ваша семья как относится к вашему ремеслу?
- Все мои первые работы были посвящены маме и родному дому. Разве могут мои близкие плохо относиться к таким подаркам. А у дочери Ани, которая сейчас учится в Ставропольском госуниверситете, тоже есть творческие способности. Она рисует, плетет изделия из бисера.
- О чем-нибудь мечтаете?
- Только о том, чтобы такие фестивали, как в Москве, проводились у нас в Ставрополе, и на постоянной основе. И чтобы лучшие мастера декоративно-прикладного искусства не только Юга России, но и всей страны приезжали в гости к нам и радовали своим творчеством.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru