Вы здесь
Магические куклы, несущие добро
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Магические куклы, несущие добро
Входишь в зал Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г. Прозрителева и Г. Праве, где открыта сейчас авторская выставка Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой «Солнцеворот», - и как будто мгновенно оказываешься в сказочном мире древней Руси.
ПРИКАСАЯСЬ К РОДНОЙ ИСТОРИИ
Когда-то лоскутные одеяла, куклы-обереги, изображения на полотне языческих богов и символов - были непременными атрибутами быта древних славян. Постепенный приход на Русь западной цивилизации с одной стороны сделал нашу повседневную жизнь более комфортной, с другой - почти полностью уничтожил целый пласт уникальной, создававшейся веками русской культуры. И просто счастье, что в начале XXI века появляются мастера, по крупицам возрождающие редкие технологии лоскутного шитья, обрядовых колес, текстильных этнических кукол, тотемных зверей в народных костюмах, а также полной живого тепла одежды в старинном стиле. Все это (и многое другое) экспонируется в авторской выставке текстильного дизайна и лоскутной пластики Ольги Черничкиной (мамы) и Евгении Васильевой (дочери). Но впечатление было бы неполным без удивительных рассказов самих авторов. Постараемся воспроизвести хотя бы их часть.
Смысловым центром выставки под символическим названием «Солнцеворот» можно назвать композицию «Обрядовые колеса». Слева - на стене зала - зимние колеса холодных тонов. К ним прикреплены текстильные куклы-обереги, сделанные, к слову, без помощи иглы и ножниц. Как рассказала Евгения Васильева, ткань рвется на узкие полоски и связывается в виде фигурки. Получается своего рода эквивалент соломы. В центре зимнего колеса - известная по старинным обрядам кукла Кострома. Здесь же можно увидеть куколки-«лихоманки», крутогрудые вепсские куклы (небольшая по численности народность вепсы проживает до сих пор в Карелии, Ленинградской и Вологодской областях). Все эти этнические куклы, связанные с любимыми на Руси зимними праздниками, обладали способностью «отводить» от людей злую силу. Особенно это касалось новорожденных детей.
Солнцеворот, как известно, поворот солнца от зимы к лету, и от лета к зиме. В народном календаре день зимнего солнцеворота (25 декабря) назывался Спиридон-поворот. Считалось, что солнце в этот день наряжалось в сарафан и кокошник, садилось в сани и ехало в теплые края. Молодежь в это время водила хороводы вокруг костров, скатывала с горок колеса от телег, потом сжигала их и остатки топила в проруби, приближая этим обрядом долгожданную весну.
Переход от зимы к лету - изображение тотемного божества, которое называется «Утко-конь». Евгения поясняет: «Древние славяне были солнцепоклонниками. Своего главного бога - бога солнца они называли Даждьбогом, что значит «дающий бог». Дважды в сутки (утром и вечером) он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами. Отсюда - утка. А днем ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной тройкой коней»...
Правая сторона композиции посвящена летнему солнцевороту (25 июня), который славяне называли Петр-поворот. Колорит этого колеса желто-красный, яркий, буйный. Красный цвет вообще был любимым у наших предков. И здесь - куклы. В центре - Мать-роженица, по бокам ее детки, а внизу - маленькие мешочки, как символ достатка.
Колеса вообще были для славян солярными (то есть солнечными) знаками. А к самым сильным магическим знакам относится крест внутри круга - «Коло» - самый древний символ солнца. Попытайтесь как-нибудь посмотреть на солнце, прищурившись, и наверняка внутри святящегося круга увидите крест.
Чуть прищурившись и отойдя на два-три метра нужно смотреть и на необычные лоскутные панно, создаваемые Ольгой Васильевной и Женей. И тогда куда-то уходит пестрота сотен (!) лоскутных деталей и вырисовывается единая картина: «Лестница в небо» (полностью ручная работа) как бы тянет наверх, «Северный ледовитый» обдает холодом, радует душу «Салют Победы», успокаивает «Березина - река детства». А работу «Ставрополь. Июль», ставшую лауреатом многих конкурсных выставок, в том числе и международного фестиваля «Лоскутные узоры России» (Ярославский Кремль, 1999 год), можно назвать волшебной. Смотришь на нее издалека и видишь внизу водоем, выше - склон Ставропольского озера, где различаются крыши домов и зелень садов, еще выше - ясное голубое небо...
ОТКУДА ЧТО ПРИШЛО?
Задаю этот вопрос Ольге Васильевне и узнаю, что от ее мамы - Александры Петровны, которая, работая агрономом, еще и замечательно вышивала. А уйдя на пенсию, научилась прекрасно вязать. «Я тоже, - рассказывает Черничкина, - видимо, по примеру мамы занимаюсь рукоделием всю жизнь. Помню, в самом раннем детстве сшила себе тапочки из капронового чулка»... Окончив школу Ольга Васильевна поехала в Ростов и поступила в технический вуз. Там же познакомилась и со своим будущим мужем - донским казаком Александром Георгиевичем. Они вместе уже более 30 лет, муж по специальности художник-оформитель плюс мастер-краснодеревщик.
- Приехали в Ставрополь, - продолжает рассказ Ольга Васильевна, - стала я работать в проектном институте. А надо сказать, что в проектных организациях обычно работали дамы и были они все очень разносторонние в плане увлечений. Почти все занимались каким-либо видом рукоделия. Работая там, я увидела как-то старинную, так называемую филейную вышивку, «заболела» ею и пошла на курсы машинной вышивки в Дом офицеров. Потом туда же - на курсы кройки и шитья. В общем, учусь всю жизнь. Эта учеба особенно пригодилась в начале 90-х годов, когда зарплату в госучреждениях не платили по нескольку месяцев. И пошла я работать во Дворец детского творчества, учить детей всему, что умела уже делать сама. А в 1994 году попала на учебу к американцам. В Суздаль тогда, по приглашению невестки знаменитого поэта Виктора Бокова Людмилы, приехали мастера по пэчворку («лоскутной работе»). Научилась у американцев технологии пэчворка, потом прибавила к ней технику аппликации (накладного шитья), «квилт» - стеганое трехслойное изделие, и две чисто русские техники: «ляпачиха» и «уголки». Так мое хобби стало основной профессией...
И все это время, надо добавить, помогала маме подраставшая дочь Женя. Не удивительно, что, живя с детства в творческой атмосфере, Евгения Черничкина всегда рисовала, много читала, сочиняла стихи. Поступила в Ставропольское краевое художественное училище, окончила его. Работает во Дворце детского творчества педагогом дополнительного образования. Создала свою дизайн-студию «Подсолнух». Одновременно заканчивает учебу на факультете изоискусства Ставропольского государственного педагогического государственного института. Растит вместе с мужем Иваном трехлетнюю дочку Сашеньку. Как вы думаете, что рисует дочь Васильевых? Конечно, солнышко.
И ОПЯТЬ - СКАЗКИ
Ну а куклами Евгения целенаправленно (как она говорит) стала заниматься с 1999 года. Уже на краевой молодежной художественной выставке, которая проходила в выставочном зале Союза художников России в августе 2000 года, Женя заявила о себе, показав двух этнографических кукол - даму и кавалера эпохи «короля-солнца» Людовика XIV, как о вполне зрелом мастере. В это же время возник и авторский коллектив: мать и дочь Черничкина-Васильева. Одна из самых интересных их коллекций одежды - «Душегрея». На нынешней выставке показаны два костюма из этой коллекции: «Сады» с буйством ярких лоскутных красок и «Леса», колорит и рисунок которого имитируют лесную чащу. Вместе шили Ольга Васильевна и Евгения и коллекцию костюмов «Солнцеворот». Женщина, надевая такой костюм, становится просто красавицей. Это подтвердили и участницы фольклорного ансамбля «Лада» (городской Дом культуры), для которого Черничкины создали эксклюзивные костюмы разных губерний России.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru