Вы здесь

Пусть мама услышит...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Пусть мама услышит...

Если верить некоторым депутатам ГД РФ и чиновникам из Минобразования страны, то в России грядет бум в области усыновления. Уже в этом году, можно сказать, не зарастает тропа к детдомам от желающих приласкать и обогреть брошенного родителями ребенка, взять его в новую семью. Страна решила избавиться от такого позорного явления, как социальное сиротство.
Что касается Ставрополья, где в казенных учреждениях находится около двух тысяч ребятишек, то до бума нам далеко, но сам процесс усыновления в крае тоже активизировался.

...Стоит А. Исмаиловой, директору Ставропольского специализированного детского дома № 9, через воспитателя позвать кого-то из малышей в свой кабинет, как тот летит со всех ног. Первый вопрос с порога: «За мной мама приехала, да?» Опытный и тактичный директор находит смягчающий вариант отрицательного ответа, чтобы успокоить встревоженного ребенка. За четверть века работы в этом детдоме Антонина Яковлевна изучила азбуку психологии «от» и «до». К тому же она хорошо знает, что бросившие своих чад (лишенные родительских прав) горе-матери и горе-отцы живут совсем другими интересами и даже не вспоминают о своих «кровиночках». В прошлом году лишь два малыша были возвращены в семью, а всего в учреждении сейчас содержится 41 ребенок дошкольного возраста.
Мне не раз приходилось бывать в этом дошкольном детдоме. Он далеко не новый, но коллектив стремится все обустроить так, чтобы было уютно и удобно. Очень многое делается для развития и воспитания ребенка. Питание - шестиразовое, что не в каждой обычной семье бывает. Есть у детдома и спонсоры, и просто добрые друзья, которые приносят подарки, играют с ребятишками. Но маленькие Сережи и Тани, Саши и Лены все равно хотят маму. Чтобы погладила по головке, приласкала и приголубила только его одного.
Мудро все-таки распорядилась природа - родственная связь заложена на глубоком генетическом уровне. Директор рассказала, как однажды в детдом заявилась одна из непутевых мамаш - грязная, со следами разгульной жизни на лице. Стала требовать: «Хочу увидеть свою дочку». Чтобы не вызывать скандала, ее повели в спальню. Все дети спали, но стоило тихонько открыть дверь, как дочь женщины мгновенно проснулась. Правда, встреча большой радости не доставила: мать ее только растревожила и ушла безвозвратно.
Как помочь ребенку обрести новую семью? Уже на второй-третий день после поступления малыша в детдом на него заводится детальная анкета: из какой он семьи, кто его родители, какой ребенок по характеру, есть ли отклонения в развитии и т.д., вплоть до цвета глаз и волос. Информация сразу же запускается в электронный банк данных для потенциальных усыновителей. Сначала на местном уровне, потом на региональном и российском. Но часто ли социальных сирот забирают в новую семью?
- Наш детский дом не обычный, а коррекционный, - говорит директор учреждения. - У нас дети с задержками в развитии. Российских усыновителей и опекунов можно пересчитать по пальцам, но они есть, и мы надеемся, что их станет больше...
В прошлом году двух четырехлетних девочек взяли под опеку одинокие жительницы Ставрополя. Обе женщины материально обеспеченные, занимают хорошее положение, имеют жилплощадь. Своих детей у них нет - решили обогреть чужих. Не побоялись даже небольших отклонений в их развитии, а это уже поступок. Прошло уже больше года, никто из новых «мам» не разочаровался, а одна из них даже намерена оформить усыновление.
Еще две девочки взяты в семью уже в этом году. Одна - в опекунскую. Пятилетнего ребенка забрала женщина, у которой трое своих, уже взрослых, детей. Произошло это не сразу, малышку месяца полтора посещали новые «родственники», увозили ее в гости к себе домой. Как говорится, лучше семь раз отмерь, чтобы потом возвратом «приемыша» в детский дом не нанести ему психологическую травму.
А трехлетнюю девочку удочерившая ее молодая бездетная женщина увезла в другой город. Тоже около месяца присматривалась к ребенку. Жила в гостинице, но постоянно общалась с будущей дочкой, консультировалась с психологами. Желание стать матерью в конце концов взяло верх над возможными жизненными трудностями.
Собственно это и все случаи российского усыновления в детдоме. Хотя у многих малышей прослеживается хорошая динамика развития интеллекта, даже бездетные супруги не решаются взять ребенка в свою семью. Им надо больше заниматься, ходить с ним по врачам, психологам, логопедам. А на это требуется время, душевные затраты, да и деньги немалые. Государство предприняло ряд мер, чтобы поддержать усыновителей, опекунские и приемные семьи. Но без учета того, что ребенок берется из обычных детдомов и из коррекционных учреждений. А их ставить на одну черту вряд ли правомерно. Может, подход должен быть дифференцированным, а с учетом этого - и материальные стимулы?
Пока же таким учреждениям приходиться уповать на международное усыновление. Хотя вокруг него в нашей стране в последние годы поднялась большая шумиха, не видеть положительных результатов тоже нельзя. По Международной конвенции любой ребенок, даже инвалид, может быть усыновлен, у него должна быть семья. Первым усыновленным ребенком из Ставропольского специализированного детдома была шестилетняя девочка, увезенная американскими супругами в 1993 году. Сейчас она уже вышла замуж, родила ребенка - все сложилось благополучно. Специалисты детского дома боятся зарекаться, но пока все нормально и с другими такими же детьми. В прошлом году зарубежные усыновители забрали из учреждения 13 малышей, а в этом году - уже шестерых. Работникам детдома, конечно, присуще чувство патриотизма, особенно в условиях спада рождаемости в стране. Но если российских усыновителей не находится, почему не дать ребенку шанс обрести семью за рубежом? Тем более что сейчас ужесточены требования к иностранным «родителям».
Как бы там ни было, но даже коррекционный детский дом понемногу разгружается. Рассчитан он на 48 ребят, но нередко здесь принимали и по 55. А сейчас, напомню, в нем 41 ребенок. Интересуюсь у директора А. Исмаиловой: «А вы не боитесь остаться без работы, если всех детей заберут в семьи?»
- Во-первых, всех не заберут, - говорит Антонина Яковлевна, - у нас есть умственно отсталые ребята, которые попадут в специнтернаты системы социальной защиты. Место усыновленных тоже пустым не останется, поскольку в крае еще многих матерей лишают родительских прав. Думаю, социальное сиротство будет существовать еще долго.
А по большому счету, пусть мы останемся без работы - найдем другую, лишь бы дети были устроены в семьи. У нас много трудолюбивых, очень симпатичных ребятишек. Они поддаются развитию, им можно помочь. Сейчас в крае значительно лучше развита психологическая служба, дефектология, логопедия. Разве в обычных семьях не бывает проблем с воспитанием родных детей? Все зависит от желания помочь ребенку...
И ведь правда, посмотрите на этих ребят: сколько ожидания в их глазах! А вот Аня, которая провела в детдоме четыре года, в сентябре ей исполнится семь лет. Малышку подкинули в Ставропольский Дом ребенка, мать потом нашли, но она от нее оказалась. Сначала очень замкнутая, девочка быстро раскрылась. Сейчас у нее нормальный уровень интеллекта. Любит помогать нянечкам в столовой, на праздниках поет, участвует в сценках. И, конечно же, ждет, когда за ней приедет мама.

Нина ЕВТУШЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет