Вы здесь

Фронтовыми дорогами

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Фронтовыми дорогами

Павел Петрович Воронков родом из станицы Ново-Екатериновской Ставропольского края. В годы Великой Отечественной войны ему довелось не только пережить немецкую оккупацию родной станицы, но и проехать Белоруссию, Румынию, воевать в Венгрии, Австрии и Чехословакии.

Война дошла до Ставрополя в конце июля - начале августа 1942 года. Город был оставлен советскими войсками 3 августа.
«Весть о начале войны застала меня на каменных порожках нашей школы. Стоял я там с товарищами. Вдруг, как-то неожиданно с южной стороны улицы выбежал Иван Молчанов, местный семнадцатилетний парень. И закричал, указывая в сторону Невинномысска: «Война! Война началась! Там нарочные скачут по полям!» - вспоминает Павел Петрович. - Этот Иван стоит в моих глазах до сих пор...».
Лето в том году было солнечным и жарким. Гора Стрижамент стала для юного Павла Воронкова своего рода наблюдательным пунктом, откуда он с интересом следил за развитием военных действий в окрестностях. Хорошо был виден Невинномысск, за который немцы принялись в первую очередь. Он горел, заволакиваясь черным дымом от взрывавшихся нефтехранилищ, пристанционных построек, паровозов с вагонами, других технических сооружений. На небе разворачивались воздушные сражения... То была крупная узловая станция, и немцы не жалели сил для ее уничтожения. «В небе я видел разные самолеты - немецкие и советские (истребители и бомбардировщики, «Фокке-вульфы», «рамы» и «кукурузники», - рассказывает Павел Петрович. По ночам небо светилось от вспышек и снарядов, трассирующих пуль и от пожаров на земле. Словом, даже для человека, не сведущего в военном деле, многое было понятно: четко наблюдались маршруты немецких бомбардировщиков - от Невинномысска на Ставрополь. Отбомбившись на одном объекте, с оставшимся боевым грузом летели к другому. Наблюдалась этакая немецкая педантичность в разрушении городов. На Ставрополь они летали, огибая Стрижамент с восточной стороны, и возвращались в сторону Армавира, либо через Невинномысск.
В станице Ново-Екатериновской немцы появились вскоре после занятия Невинномысска. Как-то Воронков увидел машину с будкой, ехавшую по средней улице. Автомобиль остановился у двора тетки Павла Петровича. Приехавший немец-переводчик прожил в станице около двух месяцев. «Очень загадочным казался этот человек, интеллигентный, представительный на вид, вежливый и умный. На еду зарабатывал ремонтом ведер, кастрюль, лужением посуды, - рассказывает Воронков, - представился он нам как раненый красноармеец, отпущенный после лечения в госпитале на поправку. Ходил в красноармейской форме, полинявшей от времени, но в речи его чувствовался акцент».
К концу оккупации на западной окраине станицы немцы развернули крупную радиостанцию. Но вскоре началось немецкое отступление. Бои уже шли в районе Невинномысска, и немцы, приведя радиостанцию в негодность, со своим обозом попытались пробиться на запад. Шли они низом, по труднодоступным горным дорогам. Когда их обоз спустился в горы. местные мужики обстреляли его из ружей. Немцы выпрягли лошадей из повозок, бросили трофеи и ушли вниз, в западном направлении.
Позднее на Верхнем Стрижаменте появилась команда власовцев во главе с немецким офицером и русским переводчиком. Их было полтора-два десятка. Главная задача команды власовцев состояла в заготовке древесины для нужд немецкой армии. Кроме того, немцы были озабочены реквизицией продовольствия для своей армии. Здесь на Стрижаменте этим занимался комендант Юб.
«Считаю, что причиной гибели моей малой Родины послужила немецкая оккупация: мужчины были перебиты на войне, а женщины не смогли справиться со свалившейся на них бедой», - с грустью говорит Павел Петрович о временах оккупации родной станицы, ныне уже не существующей (сейчас остался только Нижний Стрижамент - прим. авт.).
В мае 1944 года Воронков обучался на курсах шоферов, организованных при невинномысском райвоенкомате. Сразу же по окончании курсов он был призван в армию. «Май - сентябрь 1944 года считаю временем вхождения в мир взрослости и самостоятельности, - рассказывает Павел Петрович. Средний брат Михаил был где-то далеко на войне. Старший брат Алексей, проводив меня до околицы нашего поселка, обнял меня, прижал к себе, еле сдерживая слезы, и, отпустив, попрощался со мной навсегда...».
13 сентября 1944 года Павел Воронков стал курсантом 10-го отдельного учебного автомобильного полка, дислоцировавшегося в городе Дзауджикау (ныне г. Владикавказ). Полк этот на Северный Кавказ был переведен после прорыва блокады Ленинграда. Там, у подножия Кавказских гор, 23 октября 1944 года Воронков принял военную присягу.
Будучи рядовым водителем, Павел Петрович за время Великой Отечественной успел получить медаль «За взятие Вены», участвовал в Братиславско-Брновской и Пражской операциях... Не раз Воронков лишь по счастливой случайности избегал смерти.
«Варился я, как и все, в общем котле войны на территории трех стран: Венгрии, Австрии и Чехословакии, - вспоминает ветеран. - В этом котле на заключительном этапе войны погибло в общей сложности 206 тысяч человек. Все фронтовики подвергались смертельной опасности, ибо в зоне боевых действий задействованы и артиллерия, и авиация, и флот, и танки, и пехота. Линия фронта - это условная линия. Стрельба ведется со всех сторон зоны боевых действий - и с нашей стороны, и со стороны противника. На первых порах, пока солдат не «обстрелян» и не понимает, где фронт, где тыл, ему кажется, что все стреляют в него. С опытом становится легче: если самолет сбрасывает бомбу, и ты это видишь, то сразу определишь: она «твоя», или перелетит тебя, или не долетит. Порой человека спасает только случайность.
Как-то подъезжаем мы с моим фронтовым другом Мишей Булкиным на двух «студебеккерах» к въезду в город Брно. Я впереди. У начала бетонной стены при въезде регулировщик с красным флажком указывает нам на поворот в укрытие, сообщая, что проезд дальше до утра закрыт. Поворот налево я проехал. Миша Булкин ехал за мной и беспрепятственно въехал в укрытие. Я стал подавать машину назад и маневрировать на узкой дороге с прицепом. Кое-как развернулся. Вижу внизу, с противоположной стороны, широкую балку, где ведется стрельба из орудия. Укрылись мы за зданием какого-то аэродрома и тут же услышали разрывы снарядов там, где я только что разворачивался. Выбежав, увидели, что на том самом месте стоит разбитый прямым попаданием снаряда знаменитый фронтовой автомобиль ЗИС-5. Я понял, что родился в рубашке.
Запомнился еще один случай, может быть, менее опасный, но фронтовой. Не помню название населенного пункта, куда мы с другом привезли на двух машинах боевые снаряды. Остановившись, увидели такую картину: по косогору в нашу сторону задним ходом ползет танк Т-34 и останавливается в метрах двадцати-тридцати от наших машин. На броне танка - два человека, башенный люк открыт, и эти двое после остановки стали помогать выбраться из люка двум раненым танкистам. Те, с обгоревшими и окровавленными лицами, плохо осознавали, что происходит. Мы поняли, что танк только что вышел из боя...
Расспросив присутствовавших там солдат и офицеров, как найти НП (наблюдательный пункт полка), мы отправились докладывать о доставке снарядов. В этот момент на наших глазах начался бой. С высоты было видно, как вдали формируется отступающая колонна немцев. Наши войска обстреливают немцев из окопов, блиндажей и траншей, с расположенных на склонах высот. Прямо через наш НП идет эвакуация раненых и убитых воинов. Вдруг, неожиданно для нас, с правой стороны НП появляются четыре «Катюши». Они быстро развернулись в боевой порядок и дали залп в сторону противника. Лично видел, как рвались наши реактивные снаряды в стане противника, а «Катюши» тут же исчезали. Был ясный, теплый, солнечный день. Уже тогда я подумал, что имел возможность наблюдать за «бородинским сражением».
После демобилизации Павел Петрович заочно закончил философское отделение Киевского государственного университета. Работал в Энгельсском зенитно-ракетном училище, позднее был старшим преподавателем в одном из вузов в Новосибирске, потом преподавал в Ставропольском пединституте. Несколько лет назад по просьбе своего старшего сына Владимира Воронков начал работу над своими мемуарами. В 2004 году два тома книги «Голоса дорог зовут в родные места» были готовы: здесь ветеран рассказывает о своей малой Родине, о происхождении своего рода, описывает всю свою сознательную жизнь с малолетства и до сегодняшних дней...

Ольга МОИСЕЕНКО.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет