Вы здесь

Под счастливой звездой

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Под счастливой звездой

После смерти главы семейства Федора Степановича, семья Селиверстовых покинула Донузлав и переселилась в Евпаторию. Здесь Ксения Павловна устроилась в школу, продолжала учить детей начальных классов. После занятий учительница торопилась домой, готовила скудный ужин, кормила дочерей Галю и Алевтину. Немного управившись с делами, садилась с детьми на кровать, обнимала их и с упоением рассказывала о своей работе, учениках, школе. Когда девочки засыпали, Ксения Павловна пересаживалась за стол и допоздна проверяла тетради. В школе учительницу любили. Галя гордилась своей мамой и уже тогда у нее родилась мечта продолжить ее дело. Однако до осуществления заветной мечты было слишком далеко. Требовались годы...

19 июня 1941 года Галина успешно закончила 10 классов. Казалась бы, до исполнения заветного желания оставалось всего несколько шагов. Но тут грянула война, а военное лихолетье, как известно, ломает человеческие судьбы.
22 июня в школе собрались выпускники. С замирающим сердцем слушали по радио речь министра иностранных дел Молотова. После его выступления весь выпускной класс вместе с Галиной пришел в военкомат с просьбой отправить их на фронт. Но военком не принял заявления, ссылаясь на возраст желающих воевать. Ведь им в ту пору было всего 17 лет.
После первой попытки Галина еще трижды писала заявления, но все они были отклонены.
В октябре 1941 года семья Селиверстовых эвакуировалась из Крыма и перебралась в Орджоникидзе. Город был переполнен беженцами и бурлил, как муравейник. Бывшие санатории, дома отдыха, пионерские лагеря превратились в госпитали и принимали бесконечный поток раненых. Военные училища в спешке готовили офицерские кадры для фронта. Но паники не было, столица Осетии готовилась к отражению врага.
Спустя пару дней после приезда, Галина устроилась на работу в военный госпиталь санинструктором. Ночами стирала солдатам белье, убирала в палатах, писала письма, ухаживала за тяжелоранеными. Сколько жизней она спасла, скольким облегчила страдания, она не считала, не до того было.
Здесь же девушка начала воплощать свою детскую мечту: поступила в Орджоникидзевский педагогический институт. Несмотря на огромную усталость после дежурств, днем торопилась на занятия.
Тем временем фашисты рвались к Кавказу. И так сложились обстоятельства, что семья Селиверстовых вынуждена была покинуть полюбившийся город. Теперь их путь лежал в Азербайджан на станцию Сальяны. Только в августе 1942-го настойчивую девушку приняли в ряды Красной Армии и отправили в 10-й запасной полк связи, расквартированный в Тбилиси. Там курсанты в течение четырех месяцев осваивали азбуку Морзе.
В декабре 42 года после окончания курсов Селиверстову направили на фронт. Она попала в Геленджик, в 552-й отдельный полк связи. В задачи части входило обеспечение связью Черноморской группы войск. О важности работы этих незаметных тружеников в военное время, думаю, рассказывать нет смысла. Не зря же бытует поговорка, что связь - нервы армии. Забегая вперед, скажу, что Галина Селиверстова с честью справилась с поставленными задачами.
Судьба бросала радистку под Новороссийск, потом она побывала на Малой земле, в других «горячих точках».
В 1943 году 552-й полк был передан в распоряжение 20-го десантного корпуса 18-й армии. В составе этого подразделения Селиверстова участвовала в освобождении многочисленных прибрежных сел, станиц, города Анапы. После Анапы десантники сражались на Бугазской косе, близ станицы Благовещенской. С этой станицей у Галины связаны особые воспоминания.
В те дни наступило временное затишье. Десантники перегруппировывались, готовились к новым боям.
Передовые немецкие укрепления находились всего в полутора километрах от наших позиций.
Стояло лето. Было жарко. Четверо радисток: Мария Пономарева, Мария Дубкова, Амалия Аванесова и Галина Селиверстова сидели в наспех вырытом окопе и поддерживали связь со штабом корпуса.
Вдруг они услышали гул мотора: по проселочной дороге, поднимая тучи пыли, ехал знакомый ЗИС.
- Девочки, ура, обед прибыл! - радостно оповестила Амалия.
Не доезжая до передовой метров триста, старшина Михаил Кеминов остановил машину, вылез из горячей кабины.
Приглашать связисток не пришлось: веселая стайка выскочила из укрытия, зазвенела пустыми котелками.
Получив кашу и борщ, девчата бросились обратно. Когда группа скатилась в окоп, вдруг вспомнили - забыли в спешке взять булку хлеба. Надо было торопиться, ведь старшина в любую минуту мог уехать. Машина стояла на открытой местности и могла попасть под минометный обстрел.
- Галя, беги скорей, ты у нас самая шустрая, - сказала Маша Пономарева, - а мы тебя подождем.
Тогда Галина еще не знала и не могла предполагать, что это были последние слова подруги. Она согласно кивнула головой, мельком окинула взглядом девушек и легко выскочила из окопа.
В считанные минуты Галина примчалась к старшине, получила буханку черного хлеба, бережно прижимая ее к груди, устремилась к подругам. Когда до окопа оставалось метров сто, немцы заметили девушку и неожиданно открыли по ней минометный огонь. Мины с воем неслись навстречу Галине, разрывались неподалеку, и тогда она инстинктивно падала на землю, чувствуя, как ее засыпает горячий песок, укрывая от многочисленных смертоносных осколков.
Наконец, Галина смекнула, что бежать по прямой не следует. «Надо спуститься к морю, там они меня не заметят», - решила она.
По-пластунски спустилась с обрывистого берега и вскоре очутилась возле своего окопа. Картина, представшая перед ее взором, ошеломила: три изуродованных осколками трупа лежали по сторонам глубокой воронки. По всей видимости, немецкая мина угодила в центр окопа. От ужаса булка у Галины выскочила из рук, ноги подкосились, она опустилась на колени, зарыдала так, как еще в жизни никогда не рыдала.
После той трагедии Галина лишний раз убедилась в том, что родилась под счастливой звездой.
Похоронили ее подруг в станице Благовещенской.
Тем временем война продолжалась. После освобождения Таманского полуострова Селиверстова обеспечивала связь между штабом корпуса и десантниками, сражавшимися на Эльтигене. Потом была Белоруссия. Перед началом операции «Багратион» 20-й десантный корпус в мае 1944 года вошел в состав 28-й армии 1-го Белорусского фронта. Прославленный корпус участвовал в освобождении Бобруйска, Пинска, Бреста, Кенигсберга.
В конце 1944 года 28-ю армию передали в состав 1-го Украинского фронта. Войскам этого фронта довелось штурмовать Берлин. Здесь, на стенах поверженного рейхстага Галина Селиверстова вместе с мужем Иваном Сергеевичем Шевчуком оставили свои автографы. Со своим будущим супругом Галина встретилась на Малой земле в начале 1943 года. С тех пор три года вместе шли тяжелыми дорогами войны. Супруги прожили вместе ровно 63 года. Им удалось вырастить трех прекрасных дочерей, дать им образование, выдать замуж, дождаться внуков и правнуков. Иван Сергеевич умер в 2006 году. Но это будет потом. А тогда долгожданный день Победы Галина и Иван встретили в ликующей Праге. За героизм, проявленный в годы войны, храбрая связистка была отмечена многими боевыми наградами: «За освобождение Кавказа», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени» и т.д.
Отгремели бои и перед молодой семьей встал вопрос: как жить дальше, с чего начать? И вновь бывшим фронтовикам улыбнулась счастливая звезда. Они оказались в Ставрополе.
Спустя несколько лет, им удалось построить собственный дом. В нем появились три дочери: Таня, Оля, Наташа. Естественно, с ростом семьи добавились заботы. И лишь когда дети подросли, Галина Федоровна наконец осуществила давнюю мечту: закончила Ставропольский педагогический институт. Получив высшее образование, она работала воспитателем детского интерната № 2, затем преподавала русский язык и литературу в школе № 20. В общей сложности она отдала любимой работе 34 года. Работая в школе и будучи уже на пенсии, Галина Федоровна неустанно вела большую воспитательную и военно-патриотическую работу с молодежью в краевом центре и далеко за его пределами. В свое время она организовала десять встреч с бывшими однополчанами в Новороссийске, Анапе, Бресте, Гродно. Не раз наша землячка бывала на могиле своих боевых подруг, похороненных в станице Благовещенской.

Владимир ЖИДКОВ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет