Вы здесь
Реформаобразования – что это?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Реформаобразования – что это?
Первое обнародованное сообщение о начале реформирования образования в России я принял с восторгом. Наконец-то! Я достаточно осведомлен о деятельности сельхозвузов Украины, Белоруссии, Казахстана, Северного Кавказа, Москвы, Ленинграда, Волгограда, Челябинска, Красноярска. Нерешенные проблемы и болевые точки везде однотипные. Поэтому в данном обзоре реформирования образования конкретизировать определенные положения буду лишь в том случае, если их решение отличается от общего направления.
ШКОЛА. Фундамент знаний, который формирует школа, состоит из сплошного сцементированного зубрежного материала, из которого какую-то нужную часть можно отколоть лишь отбойным молотком. Юмористы шутили: при поступлении в институт - «Забудьте все, что вы учили в школе. Здесь эти знания вам не пригодятся», а при поступлении на работу - «Забудьте все, что вы учили в институте. Эти знания на производстве вам не понадобятся». И беда в том, что в этой оценке не только есть доля правды, но и доля-то эта очень существенная.
ВУЗ. Утверждали раньше, продолжают утверждать и сейчас, что высшее образование в советское время было самое лучшее в мире. Не будем столь категоричны. Да и зачем сравнивать? Главным в образовании является формирование личности всесторонне развитой в той сфере жизнедеятельности, в которой она нашла свое призвание. Школьник и студент – это вовсе не сосуд, который надо заполнить знаниями. И надо понять, что главное в образовании - выявить призвание всех и каждого, и все силы направить на создание условий для его развития. А вот совершенствование каждого человека должно протекать непрерывно в течение всей его жизни. А это возможно лишь в том случае, когда у молодого специалиста появится очень большая любовь к выбранной специальности и спутнице жизни - на всю оставшуюся жизнь. А как часто бывает – нелюбимая работа, нелюбимая жена... Сколько от этого бед и искалеченных судеб?
Признаемся, что начинать реформирование образования в России надо было бы не сегодня, а давным-давно. Но коль начали это реформирование лишь сейчас, то провести его надо так, чтобы не было стыдно за него не только нам, но и потомкам нашим, и, по крайнее мере, реформировать надо не по рецептам Гайдара, Чубайса и МВФ, как это совершено в экономике.
Собственно, реформирование образования самотеком и ударными темпами началось еще в девяностые годы прошлого столетия в области подготовки экономистов. Избранный президент Дмитрий Медведев однажды поведал, что в его бытность студентом в Ленинграде было всего лишь несколько экономических вузов, а в нынешнем Санкт-Петербурге... несколько сот, то есть на два порядка больше! Но беда еще и в том, что количество не переросло в качество. Вспомним, раньше готовили экономистов-статистов. Они с точностью до копейки могли подсчитать, как «сработало» предприятие. Но вот как оно должно было «сработать», чтобы добиться максимального эффекта – круглый нолик. Не буду голословным и приведу примеры.
Однажды мне пришлось участвовать в проверке деятельности сельхозпроизводящих предприятий одного из южных регионов России. В каждой производственной бригаде имелась технологическая карта на выращивание кукурузы на силос. Одна на все поля бригады. В остальных бригадах и хозяйствах района тоже имелись... ее точные копии. Содержание этих карт - безграмотное во всех отношениях, в том числе в агротехнологическом и экономическом планах. Не мог не задать вопрос, а пользуются ли этими картами соответствующие службы? Бойкий ответ – нет. Так зачем же они нужны? Для проверяющих. Тогда легко представить уровень познаний не только производственников, но и проверяющих.
Поясняю специалистам района и хозяйств, что технологическая карта – это конституция поля. В ней приведены «законы», как жить этому полю, и составляется то она на каждое поле. Своя, собственная. Выясняется, что о настоящей технологической карте у них не то что смутного, но и никакого представления нет. Вот и живет каждое поле без своей собственной конституции.
Интересуюсь у экономистов, почему уборку незерновой части зерновых колосовых культур, которую обычно называют уборкой соломы, ведут по копенной технологии, во что это обходится хозяйствам, и есть ли другие пути решения этой проблемы? Вопрос остается без ответа. Но ведь зерноуборочный комбайн может убирать солому по семи технологическим схемам, из которых копенная технология самая затратная и, к тому же, способствует снижению плодородия почвы и засорению ее сорняками.
Рассказал им об общих принципах составления технологических карт, зачем они нужны и, главное, как ими пользоваться. Ведь каждое изменение составляющих в технологической карте меняет затраты, а, следовательно, непосредственно влияет на себестоимость выращиваемой продукции. Выясняется, что этому в институте их не учили. Высказываю им свою точку зрения по этому вопросу.
Кто такой агроном? Это законодатель, технолог поля, и «конституция» поля – это главный ориентир в его производственной деятельности. Поэтому тему дипломной работы стоило бы выдать уже на втором курсе, и в ее основу положить разработку технологии производства определенной культуры с детальной разработкой технологической карты для одного из полей реального хозяйства. Затем в течение всех лет обучения содержание должно постоянно корректироваться с учетом изучения все новых дисциплин и появления в производстве все новых условий, например, типов сельхозмашин, сортов культур, глубины пахоты, пестицидов и всего другого нового, с чем студенты знакомятся в учебном процессе и самостоятельно. Для этого надо разработать соответствующие компьютерные программы, которые позволят выполнить необходимые расчеты как в процессе обучении, так и при работе на производстве.
Это мое предложение очень заинтересовало всех специалистов. Но, увы...
Дисциплину «Эксплуатация машинно-тракторного парка» из учебного плана подготовки ученого агронома изъяли вообще. Кто изъял? Ответ на этот вопрос известен всем - чиновники соответствующих рангов там, наверху, в тиши уютных министерских кабинетов. Так что ученым агрономам, будущим технологам полей, неведомыми окажутся познания, как обеспечить качество пахоты, сева, уборки хлебов, как предотвратить потери зерна, то есть как вырастить и собрать урожай зерновых культур, кормов, сахарной свеклы... А ведь только из-за безграмотности комбайнеров и агрономов повсеместно, по всей России, потери зерна на уборке хлебов составляют от четверти до половины выращенного урожая.
И такова обстановка в сельхозвузах всей России! Правда, в некоторых вузах, например, в Ставропольском агроуниверситете, изъятую из основного учебного плана дисциплину «Эксплуатация машинно-тракторного парка» ввели факультативно. Это, безусловно, не то, что надо, но все же... Большего им не позволено....
Чудовищная агротехнологическая и техническая безграмотность механизаторов, специалистов среднего и высшего звена царит постоянно и повсеместно. Это не голословное утверждение. По определенному заданию мне пришлось изучить уровень подготовки механизаторов - в СПТУ, среднего звена - в сельхозтехникуме, и высшего звена – в вузе. Состояние учебного процесса, как говорят, желает лучшего. Не буду детализировать, но вот то, что реформировать сельскохозяйственное образование надо немедленно – это неоспоримо.
Однажды, еще в советское время, мне было поручено возглавить коллектив ученых, в задачу которого вошла разработка учебного плана и программ для сельского колледжа, который должен был готовить специалистов так называемого среднего звена для бригад колхозов и отделений совхозов. Вначале мы в производственных условиях (не в уютных министерских кабинетах) выявили, какие познания необходимы этим специалистам для их плодотворной работы, и приняли их за основу при формировании и учебного плана, и программ по специальным дисциплинам. Как же разработанные учебные планы и программы отличались от навязанных сверху! Но в самом начале нашей работы не обошлось без недоразумений. Приведу типичный пример. Один из ученых интересуется: «На какой объем часов составлять программу?». Поясняю, что на такой, который позволит будущему специалисту получить необходимые знания для плодотворной работы. Сразу же вопрос повторный: «Сколько недель и какое количество часов в неделю будут изучать эту дисциплину?» Это повторение того же вопроса, но только другими словами. Этому ученому в его служебной деятельности с присланными «свыше» институтскими учебными планами приходилось работать почти два десятка лет. Вот потому и возникли у него такие вопросы. К сожалению, начавшиеся «демократические» преобразования похоронили многое положительное, в том числе и наши разработки.
В подготовке агрономических кадров пока что без перемен – «чистый» агроном считает, что все работы выполняются по «щучьему велению», и посему изучать, как добиться качества работы используемыми средствами механизации - дело излишнее.
Вот в подготовке инженеров перемены существенные. Учебные планы ориентируют исключительно на сервисное обслуживание всей сельскохозяйственной техники чисто по западному образцу. Произошла поломка машины – телефонный звонок дилеру – и в мгновение ока она, эта поломка, будет устранена. В наших условиях, ох, как это смахивает на сказку... Но не это главное.
Если в прежние времена техническая служба сельхозпроизводящих хозяйств имела настрой не только на техническую, но и на определенную технологическую отладку машин и орудий, чтобы обеспечить нужное качество работ, то сейчас сельхозмашины в поле останутся круглыми сиротами. Ни агрономам, ни инженерам до них дела нет. Но ведь в формировании и количества, и качества урожая основной вклад принадлежит именно осиротевшим машинам. Как же быть? Кто станет им не то что отцом и матерью, но хотя бы хорошими опекунами? Пока что этот вопрос - без ответа.
В хрущевскую кукурузную эпопею в поле во время посева кукурузы квадратно-гнездовым способом мне пришлось встретиться с фермером из американского штата Айова. Самолично он отладил нашу сеялку и уточнил, что может наладить на качественную работу любую машину, включая зерноуборочный и кукурузоуборочный комбайны. Откуда у него такие завидные познания? Оказывается, что он по специальности агроинженер, то есть одновременно и агроном, и инженер. Такая специальность предусмотрена в вузах США. А что же у нас?
В далекие прежние времена я пытался предпринять хоть какие-то меры для введения в наших вузах такой же специальности. Безрезультатно. А сейчас? Опять же невозможно – в министерском перечне такой специальности нет. Ни один чиновник, глядя вверх на потолок, не прочел на нем такую нужную для нашего сельского хозяйства специальность. Хотя...
Выше я отметил, что для сельского колледжа мы разработали учебный план и программы по специальности... агротехник. Не агроном, а именно агротехник. Давайте сравним специальности в животноводческой отрасли – зоотехник и зооинженер. Напрашиваются и для растениеводческой отрасли специальности - агротехник и агроинженер. А то сейчас эти специальности называются несуразно - агроном и ученый агроном. Какой же он ученый, если обладатель этой специальности не в состоянии устранить даже потери зерна на уборке хлебов?
Сейчас в реформировании образования наметился прозападный крен – даешь бакалавров и магистров! Бакалавр. Магистр. Что это такое?
Бакалавр - это специалист по уровню познаний чуть выше выпускника нашего техникума или там колледжа, то есть нынешнего среднеобразовательного учебного заведения, а магистр – чуть выше выпускника вуза. Такое сейчас дается определение. Для меня это ничего не значит. Мне важно, кем каждый из них будет работать на производстве, каковы его будущие обязанности, и, главное, какие познания ему будут необходимы, чтобы на этой основе составить реальный учебный план и программы изучаемых дисциплин необходимого содержания.
Для получения ответов на эти вопросы гонцы вузов разъехались по европейским странам для изучения опыта. Вузам в центральной России, где преобладают мелко – и среднетоварные сельхозпроизводящие предприятия, действительно полезно изучить деятельность европейских учебных заведений, которые готовят специалистов для работы на некрупных фермах. Например, средний размер ферм в Германии составляет 40 гектаров. Вузам в южных регионах с их степными просторами, полями в сотни гектаров и хозяйствами с десятками тысяч гектаров пахотной земли, свой взор надо направить в страны с такими же условиями функционирования сельхозпроизводящих хозяйств.
Изучение опыта зарубежных стран можно считать оправданным, но принять его, этот опыт, надо только как информацию к размышлению. И не более!
А как идет реформирование образования в рекламопроизводстве?
Могут спросить, что нового там может быть? Сколько она, реклама эта, попортила нам нервов! Оказывается, что нынешняя реклама, особенно на телевидении, это реклама вовсе не наша. В рекламном бизнесе всего мира царит полнейший беспредел. Идет непримиримая борьба за глобализацию мирового рынка рекламы. Мол, можно же во всем мире одинаково рекламировать женские прокладки...
Собственно, чему посвящена сейчас реклама? Одному – как лучше навязать покупателю произведенную продукцию. Но здесь есть существенный нюанс – рекламируй свою продукцию любым способом, не затрагивая качество продукции, произведенной конкурентом. Такова общемировая установка. А вот нам, покупателям, наоборот, нужны сравнительные показатели, чтобы из предложенных на рынке однотипных вещей мы могли выбрать и качественное, и подешевле.
Как-то мне надо было приобрести электрический утюг. Выбор – глаза разбегаются. Остановил свой взор на двух рядом стоящих. Интересуюсь, чем они отличаются? Ничем. А почему цена одного их них в два раза выше? Оказывается, что это же «Тефаль» - всемирно разрекламированная марка. Такова цена рекламы. Доходный бизнес. Потому в мире ее и хотят глобализовать, чтобы избавиться от конкуренции и как можно больше нажиться на ней, точнее - на нас с вами.
Однажды в газете «Сельская жизнь» появилась статья, что в одном из хозяйств Волгоградской области сравнили качество работы зерноуборочных комбайнов заморских и нашенских. Оказалось, как сообщил корреспондент газеты, что они, заморские, позволяют дополнительно собрать зерна по 5-7 центнеров с каждого гектара. Вот это да! Даешь заморские комбайны на российские поля!
В той же газете были опубликованы две мои статьи, в которых пришлось разочаровать всех тех, кто хотел бы сделать ставку на приобретение комбайнов заморских. Откуда могли появиться «дополнительные» 5-7 центнеров зерна? С Луны? Да нет. Это могло быть лишь в том случае, если наши комбайны работали с такими вот большими потерями. Почему такое могло быть? Может, из-за запредельной разрегулированности отечественных комбайнов? Сомневаюсь. Но в чем не сомневаюсь, так это в том, что та статья является глобальной рекламой производителей комбайнов зарубежного производства. При этом рекламой квалифицированной. В ней есть ключевое слово «дополнительно». Именно оно завораживает... Какова цель той рекламной статьи? Первая – помочь зарубежным комбайностроителям завоевывать новые рынки сбыта своей продукции и одновременно создать условия для разорения комбайностроения отечественного. Вторая – кто-то из российских бизнесменов намеревался, как говорят, погреть руки на поставке зарубежной техники.
Приехали как-то ко мне гонцы из одной южной республики. В одном из хозяйств республики было решено приобрести зерноуборочные комбайны немецкого производства, но после прочтения моих статей засомневались и попросили совета. Провел в этом хозяйстве предуборочный семинар и подробно сравнил комбайны отечественного и зарубежного производства. Рассказал им, что все комбайны мира по производительности и качеству работы, включая и потери зерна, совершенно одинаковые, и «дополнительные» 5-7 центнеров – это рекламная утка. Конструктивно наши комбайны даже более совершенны. Они при уборке полеглых хлебов убирать могут их на самом низком срезе, у заморских же для этой цели необходимо устанавливать дополнительный режущий аппарат. Жатка наших комбайнов копирующая, за счет чего обеспечивается хорошая приспосабливаемость к неровностям поверхности поля. Да и стоит немецкий комбайн в пять раз дороже. Не скрыл, что у наших комбайнов, к сожалению, поломки встречаются значительно чаще. Результат? От приобретения немецких комбайнов отказались.
Можно ли мои статьи посчитать антирекламой, если я с их помощью предотвратил разорение и нашего комбайностроения, и сельхозпроизводящих хозяйств? Смог бы специалист по рекламе квалифицированно дать такую антирекламу? С таким вопросом я обратился в Северо-Кавказский государственный технический университет, в котором началась подготовка специалистов-рекламщиков.
Ознакомил там с моим предложением о выдаче темы дипломной работы для студентов агрономического факультета уже на втором курсе. Оказывается, что здесь предусмотрено выдавать такую тему не на втором, а на первом курсе. При этом темы будут предлагать и рекламодатели, и товаропроизводители. Они же примут самое активное участие в формировании и учебного плана, и программ отдельных дисциплин, чтобы в полной мере была удовлетворена потребность в познаниях будущих специалистов для рациональной производственной деятельности. Более того, весь период обучения студенты будут не только проходить учебные и производственные практики на их базе, но и постоянно иметь с ними непосредственные контакты, так как по окончании учебы и получения соответствующей специальности именно там им будет предоставлено и место работы. При советской власти студент не задумывался о будущем. Государство постоянно заботилось, чтобы ни один выпускник не оказался безработным. Сейчас же другое время. Но, как видим, и в нынешних рыночных условиях можно даже не по окончании вуза узнать о месте своей будущей работы, как это было ранее, а уже на первом курсе. Эта мера повышает ответственность будущего специалиста по освоению учебного процесса, так как изучаемые дисциплины он постоянно «примеряет» к месту будущей работы. К тому же, при этом создаются стимулы для глубокого изучения производственного процесса предприятия, сотрудником которого он станет по окончании университета.
Здесь, в университете, при подготовке специалистов по рекламной деятельности не ограничиваются лишь ступенькой производство - реклама - потребитель. Глубокое изучение конкретного производства даст возможность выпускнику влиять на производителя товара с целью корректирования его деятельности с учетом запросов потребителей. То есть появляется обратная связь потребителя с производителем. Получается связка: производство – реклама – потребитель - реклама - производитель. Естественно, что уровень познаний такого специалиста окажется достаточно высоким, так как будет он не «чистым» рекламщиком, а рекламщиком-производственником.
Все ли выпускники университета найдут себе работу по выбранной специальности рекламщика? Оказывается, что многим из них эта специальность нужна лишь для эффективной работы в совершенно другой сфере деятельности. Магазин. Как разложить товар на витринах, чтобы каждый покупатель сразу же увидел то, что ему нужно. Даже художнику надо быть квалифицированным специалистов по рекламе. В симферопольском музее я увидел мастерски выполненную картину Лактионова «Пушкин в Михайловском». Сначала она была помещена в московской Третьяковке, но потом ее оттуда изъяли. Почему? Как эта картина смотрится? Прекрасный пейзаж, каждая веточка, каждый листочек деревьев парка как живые. Под ветками виднеется скамейка, на ней кто-то сидит. Присматриваюсь. Да это же Пушкин! А как надо было изобразить Пушкина в Михайловском? Все деревья должны представлять собой сплошное зеленое пятно, и взор должен остановиться именно на Пушкине, потом на скамейке и лишь затем можно было бы заметить и красоту деревьев парка.
Сейчас много говорят о перепроизводстве экономистов, юристов, о низком качестве их подготовки в коммерческих вузах. А все ли, кто пожелал получить такую специальность, заранее планировали работать экономистом или юристом? Отнюдь. Настало время, когда каждый специалист в любой отрасли жизнедеятельности должен быть одновременно и экономистом, и юристом, с специалистом по рекламе. Запереть себя в рамках своей узкой специальности – это проигрышный путь.
Важное место в рекламной деятельности должно занять продвижение в производство научных разработок. Уйма проблем накопилась в социальной и культурной сферах.
Государство же многие проблемы, особенно социального характера, пытается решать мерами запретительными. Рекламу алкоголя – запретить! Рекламу никотина - запретить! На пачках сигарет написать крупными буквами: «Минздрав предупреждает...». Да знает каждый курильщик о вреде курения, он в состоянии прочитать предупреждение и более мелко написанное... Там надо написать: «Определи по таблице, на сколько лет ты досрочно умрешь», а сама таблица состоит из двух колонок: в одной – стаж курения в годах, а во второй - на сколько лет умрешь раньше. Да и на этикетках с алкоголем не помешала бы подобная антиреклама.
Что принес запрет рекламы на водку? Меньше стали пить ее? Да нет! Но, вдобавок, налегли на пиво... Что, пиво лучше водки? Да нет. Оно представляет собой неочищенный суррогат, полуфабрикат. Мужчины от пива, да и от водки тоже, в постели становятся менее активными и меньшее получают удовольствие, заболевают импотенцией и атеросклерозом, преждевременно умирают от цирроза печени. Сколько от этого развалилось семей, сколько судеб искалечено...
Но атеросклероз и цирроз печени – это удел не только мужчин. От него в одинаковой мере умирают и женщины. Но от этого страдают не только сами женщины, но и все общество. Государство должно создать убедительную, кричащую социальную рекламу: «Милые девочки, девушки и женщины! Неужели вам безразлично кого рожать – полноценных и здоровых малышей или больных и хилых калек? Очнитесь от моды на сигаретку, водку, вино и пиво, на наркотики и свободную любовь! Только так вы спасете от вымирания будущее потомство и поможете решить возникшую в России демографическую проблему. Потребуйте от правящей элиты оградить вас от никотиновых, алкогольных, наркотических и других подобных баронов, наживающихся на слезах и бедах ваших. Осознайте, что рожать здоровых детей, правильно воспитывать и защищать их от «завораживающих», «клевых» соблазнов, навязываемых СМИ – это первейшая и главнейшая обязанность женщины!»
Государству надо усилить рекламу здорового образ жизни. Посмотрите, как умело ведется социальная реклама в США. Такая же обстановка, как сейчас у нас, три десятилетия лет назад наблюдалась и там. Но тогда под прицелом фотоаппаратов и телекамер побежал президент, за ним – его министры и другие чиновники.... Так началась американская «культурная революция». Здоровый образ жизни вошел в моду, и в американском обществе стал нормой поведения. Сейчас в моду вошла даже девственность! А у нас, - увы... Что же делать?
А может, и нам повторить американский опыт хотя бы на Ставрополье? Первым бежит сам губернатор, за ним - вся его свита.... И все это действо мы видим на экранах своих телевизоров в прямом эфире. Здорово? Тогда и нам не удержаться от соблазна побежать вместе со своими «слугами народа» к здоровому образу жизни....
В вопросах реформирования образования все вузы стоят лишь в начале пути, и каждый из них предпринимает все доступные ему меры для повышения уровня подготовки квалифицированных специалистов.
Однако в деятельности всех вузов есть одна очень важная, но до сих пор нерешенная проблема – оплата труда. Судите сами. Зарплата академика ниже зарплаты уборщицы в коммерческом предприятии. А если ее, эту мизерную зарплату, сравнить с оплатой труда в нефтегазовой отрасли? Не податься ли академикам хотя бы в уборщицы или дворники? Как решить эту проблему?
Давайте глянем на нее вот с какой стороны. Работодатели бесплатно получают квалифицированных специалистов, не вкладывая в их обучение, как говорят, ни гроша. Справедливо ли это?
При советской плановой экономике проблемы с достойной оплатой труда ученых не было. Сейчас, в нынешних условиях, все и вся решено перевести на рыночные рельсы. Следовательно, потребители квалифицированных специалистов должны быть причастны и к материальному обустройству лабораторий современным техническим и технологическим оборудованием, и к оплате труда тех тружеников, которые готовили кадры для них. Эту идею высказывали мне в ряде вузов, в том числе в Ставропольском аграрном и в Северо-Кавказском техническом университетах.
Эта проблема общероссийская, но, к сожалению, не стала общегосударственной. В распоряжении правительства сейчас свободных средств, как говорят, хоть пруд пруди, но вывести оплату труда ученых хотя бы на советский уровень не решаются...
Николай БУГАЙЧЕНКО,
кандидат технических наук, доцент.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru