Вы здесь

Как нам обустроить Кавказские Минеральные Воды

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Как нам обустроить Кавказские Минеральные Воды

В руки автора попали пакетик с гейзерной солью из Карловых Вар, бутылочка «бехеровки» - целебного эликсира и другие, не менее оригинальные сувениры знаменитого европейского курорта. А также фотография «прирученного» гейзера. Это им любуются соотечественники, предпочитающие чешский курорт Карловы Вары Кавказским Минеральным Водам. Досадно и обидно, что столь же оригинальных сувениров по КМВ – раз-два и обчелся. А тут еще информация о том, что чешская делегация приехала в Пятигорск обмениваться опытом организации курортного дела. Дескать, в Карловых Варах исследовательской работой стали заниматься лишь с десяток лет назад, а наш Институт курортологии основан 4 мая 1920 года, а берет начало с 1863 года, когда в Пятигорске было основано Русское бальнеологическое общество. Все так, но...

Куда только не заведет нас квасной патриотизм с утверждением, о том, что наши курорты – лучшие в мире. Неопровержимый факт о редком сочетании курортных ресурсов Пятигорья резко контрастирует с состоянием курортной инфраструктуры. Все знают, сколь далеки курорты КМВ от аналогичных европейских бальнеологических курортов. А могло быть иначе. Немного истории.
Повеление Петра I от 22 июня 1717 года об отыскании на территории России мест, пригодных для создания курортов, подобных европейским, было исполнено не сразу. Экспедиции Санкт-Петербургской академии наук на Северный Кавказ, другие исследования поочередно открывали новые страницы природы Пятигорья, в результате чего были изучены и исследованы минеральные источники КМВ и природа в целом. История колонизации Северного Кавказа связана с не имеющим аналогов сочетанием курортных ресурсов Пятигорья. С концы ХIХ века здесь начал формироваться курорт мирового уровня, включавший будущие города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск. Этому способствовали электрификация городов и железная дорога. Динамично развиваясь, они по уровню обслуживания к началу ХХ века приближались к лучшим курортам Европы, о чем свидетельствуют имена посетителей курортов КМВ и памятные доски на многих зданиях - шедеврах архитектуры дореволюционного периода.
С 1917 года курортная инфраструктура стала приходить в упадок. Отставание от зарубежных бальнеологических курортов проявлялось во всем. Причиной этому было изгнание Хозяина (именно так, с большой буквы) с благодатной земли Пятигорья. Наши соотечественники отдают предпочтение зарубежным курортам; известному с VII века немецкому Баден-Бадену, чешскому курорту Карловы Вары (Карлсбад, ХIV век) и швейцарскому курорту Бадену (ХV век). К нашему стыду и зарубежные гости не жалуют Кавказские Минеральные Воды. Почему?
Даже слову «курортник» был придан негативный оттенок; ведь на курорт приезжали лечиться и отдыхать состоятельные люди, «буржуи». Превращенные за годы советской власти в «места лечения и отдыха трудящихся» санатории резко снизили уровень обслуживания. Новыми названиями санаториев - «Металлург», «Шахтер» и др. - советская власть подчеркивала, что заботится о «пролетариях». «Строители социализма» поменяли и названия бульваров, улиц, площадей. В честь тех, кто принимал активное участие в разрушении веками складывавшегося уклада жизни, и зарубежных «революционеров – интернационалистов». В центре каждого города-курорта есть улица имени Феликса Дзержинского.
Редкие иностранные туристы, ориентируясь на улицах Пятигорска, Кисловодска и других городов и поселков, вынуждены всуе поминать Ленина, Дзержинского, Кирова, других одиозных «строителей коммунизма». У многих улиц были отобраны имена людей, составляющих славу и гордость России. Не очень подходящие для курортов ассоциации возникают, когда курортники проходят по улицам «Заводская», «Промышленная», «Кирпичная». На КМВ есть и поселки с названиями «Энергетик», «Индустрия». От всего этого необходимо освободиться в первую очередь.
Часто на курортах КМВ приходится идти мимо стен, огораживающих территорию промышленных предприятий. И дышать воздухом, неприемлемым не только для курортов. И если некоторые предприятия пищевой и легкой промышленности (при соблюдении экологических требований) уместны для городов-курортов, то машиностроительные и химические предприятия противопоказаны по определению. Надо выставить на аукцион участки, занимаемые заводами, а средства, полученные от их реализации направить на благоустройство. Частные инвесторы, руководимые властью, сами решат, что и как строить на приобретенных участках.
Транспортные проблемы городов-курортов нужно срочно решать с помощью надземных пеших переходов – виадуков и транспортных развязок без светофоров. Это предопределено перепадами рельефа в таких городах, как Пятигорск, Кисловодск. Сооружение виадуков для пешеходов не требует значительных материальных средств и времени. Строить их можно, не перекрывая движения транспорта, так как их несущие конструкции возводятся за пределами проезжих частей улиц, а готовые блоки переходов монтируются в ночное время.
Догонять европейские курорты надо только по благоустройству. А вот для того, чтобы опередить зарубежные курорты, сделать наши конкурентоспособными, нужны неординарные решения. На известном чешском курорте в специально построенном помещении поражает публику «усмиренный» гейзер. Нигде такого больше нет. И нам надо сделать то, чего нет нигде в мире. Например, оборудовать смотровую площадку с телескопом для удобного обозрения портрета Ленина, что нарисован на одноименных скалах склона горы Машуке, и проложить к площадке фуникулер. Здесь, а не в названиях улиц, сохранить память о Ленине в назидание потомкам. Приезжают же за тридевять земель туристы в Афганистан, посмотреть Будду, высеченного в скале. Есть предложение по дополнительному оборудованию Провала лифтом, реализовав которое, можно поразить искушенных владельцев толстого кошелька. Они смогут «вознестись в небеса» на лифте, или наоборот, «спуститься в преисподнюю» сверху. В Карловых Варах более девяти десятых городского хозяйства - частная собственность. Может быть, потому там много оригинального, самобытного? А государству принадлежит лишь то, на что «не лежит глаз» у предпринимателей, но позарез необходимо городу-курорту. Надо немедленно дать зеленую улицу частным инвесторам для реализации неординарных проектов.
Для приведения наших курортов к мировому уровню нужны люди, не отягощенные грузом прошлого и способные на принятие смелых решений. Неоспоримо утверждение о том, что «отраслевая структура хозяйства находится в противоречии с рекреационно-туристической функцией региона в целом и каждого из городов-курортов». Так сказано в недавно вышедшей книге «Экономика Ставропольского края» (П.В.Акинин и др., Ставрополь, 2007). Не исключено, что дополнительным толчком в деле решения проблем курортов КМВ станет то, что соавтором книги является нынешний губернатор края Валерий Гаевский.

Владимир ИВАНОВСКИЙ.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет