Вы здесь

Место у доски

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Место у доски

Итак, школьный звонок возвестил о начале 2008-2009 учебного года. Дети заняли места в отремонтированных классах и кабинетах, где появились новая мебель и оборудование. Взрослые позаботились об охране учреждений, продумали вопросы организации питания. На августовских конференциях в городах и районах начальники от образования много и пафосно говорили о выполнении приоритетного национального проекта. Но на фоне этого повторяющегося из года в год позитива редко где на первый план ставилась такая проблема, как дефицит педагогов.

Наш эрудированный читатель наверняка воскликнет: «Какой дефицит, если министр образования страны Андрей Фурсенко без конца говорит об избытке кадров и выступает за сокращение наборов в педвузы?». На самом деле, министр не раз заверял, что в российских школах работает в полтора раза больше учителей, чем требуется, но поддержки своих взглядов от педагогов-практиков чиновник не получил. По той простой причине, что дефицит как был, так и остается. Это подтверждает и президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: по его данным, нехватка учителей в регионах составляет около 40 процентов. По всей видимости, министр, говоря о переизбытке учительских кадров, имел в виду процесс реструктуризации. Каждый год в стране закрываются сотни образовательных учреждений, ликвидируются малокомплектные сельские школы. В результате учителя остаются без работы - им ее негде найти, особенно в сельской местности.
В Ставропольском крае, по информации специалистов министерства образования, в середине лета было четыре сотни учительских вакансий. Многие школы испытывали потребность в учителях русского языка и литературы, информатики, физкультуры, английского языка и ряда других предметников. Молодые специалисты - выпускники педагогических вузов - вовсе не горят желанием просветлять умы детей за мизерную зарплату, они находят себе более спокойное и более доходное место, далекое от образования. Кстати, сам министр Фурсенко в своих интервью не раз причиной нехватки учителей называл низкую зарплату и даже ссылался на то, что 70, а то и 90 процентов выпускников российских вузов из-за этого не идут в школы.
Но в министерстве образования нашего края надеются, что все вакансии к началу учебного года удастся закрыть, хотя полная картина по-прежнему еще не ясна. В ставропольские школы из числа выпускников должны прийти около двухсот педагогов, будет пополнение и за счет ищущих работу учителей, мигрантов. Но надолго ли задержатся в учреждениях молодые специалисты, особенно на селе? Ответа никто не знает, и что-то прогнозировать сложно. Это в Москве учитель иностранного языка за счет надбавок и доплат получает около 30 тысяч рублей в месяц, а в ставропольских школах - в несколько раз меньше.
Чтобы удержать молодых специалистов, правительство края установило для них 50-процентную доплату к окладу. Но, во-первых, не все под эту «статью» подпали, а во-вторых, даже эта надбавка не обеспечивает не то что достойную - нормальную, по сегодняшним меркам, жизнь.
Куда большую материальную поддержку получают молодые учителя в других российских регионах, где также существует дефицит педагогических работников. В Иркутске вчерашним студентам вузов в качестве единовременного пособия выплачивается по пять тысяч рублей, а в Екатеринбурге размер подъемных в несколько раз больше. В Нижегородской области молодым учителям в сельской местности предоставляется жилье, машина, прибавка к зарплате (за это они должны отработать по специальности не менее десяти лет). Все это способствует закреплению специалистов.
А в школах нашего края еще много работает учителей-пенсионеров: сложив зарплату с пенсией, они в состоянии обеспечить себе более-менее пристойное существование. К тому же учителя у нас сплошь и рядом - женщины, которым приходится брать полторы-две ставки и работать на износ, что не только подрывает их здоровье, но и приводит к неизбежной халтуре в учебном процессе.
Если продолжать разговор о кадрах - не забудем и о престиже учительской профессии: он падал, по меньшей мере, лет 15. Государство финансировало школы по остаточному принципу. По словам уже называемого президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, расходы на эту отрасль в нашей стране составляют всего три процента ВВП, в то время как в странах Европы выделяется в два с лишним раза больше. А раз школа остается где-то на задворках, у учителя уже нет того авторитета, который был раньше.
Сейчас отношение к образованию меняется в лучшую сторону, в чем немалую роль играет приоритетный национальный проект. Но вряд ли стоит надеяться, что в ближайшие годы в российских школах не останется вакансий. Как, впрочем, и в школах многих стран мира. По данным ЮНЕСКО, чтобы обеспечить доступность начального образования к 2015 году, дополнительно потребуется 18 миллионов учителей.

Надежда СВЕТЛОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет