Вы здесь
ЗА ОБРОК - УСЛОВНЫЙ СРОК
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ЗА ОБРОК - УСЛОВНЫЙ СРОК
В мае 2007 года село Арзгир потрясла новость: хорошо известный в райцентре чиновник, руководитель отдела имущественных и земельных отношений районной администрации С. Деревянко осужден за мошенничество и хищение чужого имущества. Вымогал деньги за продление договора аренды земли у директора ОАО МСХП «Арзгирское» Г. Скребца. Сегодня, спустя почти два года после вынесения приговора, не менее сенсационной новостью звучит то, что Деревянко как работал, так и работает начальником отдела администрации. А ту самую землю, за которую судили районного чиновника, у «Арзгирского» забрали.
В 1994 году Григория Васильевича Скребца, тогда руководителя преуспевающего дорожного ко-оператива, пригласил в директоры коллектив «Арзгирского». То было время, когда руководителей еще выбирали. Дела в этом небольшом сельхозпредприятии шли из рук вон плохо, и люди надеялись, что новый человек поправит положение.
Они не ошиблись. Шаг за шагом - уже к 1998 году предприятие погасило всю недоимку. Вышло на самофинансирование. Удалось добиться самых высоких для тех мест урожаев. Даже в неудачные годы собирали по 20-23 центнера пшеницы с гектара. Тогда как рядом - по 8-10 центнеров. Как удавалось? Подбирали сорта, соблюдали технологию. Главное же - работали от зари до зари. Старались свести к минимуму затраты. В последние годы выращивали продукции на 8-9 миллионов рублей.
Одним словом, все, что заработано, заработано коллективом и его руководителем тяжелым трудом. Конечно, не последнюю роль здесь сыграла земля. Основной ее клин - 595 гектаров, арендован у районной администрации еще с начала девяностых годов. Во всяком случае, сам Скребец другого положения не помнит. Договор продлевался ежегодно. Арендная плата вносилась своевременно.
Все началось в 2006 году. Новый глава района А. Кострицкий объезжал поля и на земле «Арзгирского» увидел на поле отару овец. Стали разбираться. Оказалось, что отара чужая. Кто пустил ее да зачем? Расследование было таким, будто нашли в поле не овец, а батальон американских шпионов. Скребец тогда отделался тысячерублевым штрафом. Угрозы от районных начальников: ты доиграешься, мы тебя посадим. За что сажать? Дело рядовое, с высоты своих лет Скребец понимал, что не стоит этот случай таких истерик. Понял потом, чем стал неугоден районной власти. Тем, что ей захотелось хорошо жить за его счет.
Тут подошло время переоформлять договор аренды земли. Пошел, как и всегда это делал, к А. Палагуте - главе администрации района. Знакомы давно, можно сказать, росли на одной улице. И посетовал: что мы каждый год бумаги подписываем, давай заключим договор на 25 лет? Тот отправил к Деревянко. Председатель комитета без обиняков назвал «цену вопроса» - 100 тысяч рублей наличными. Мол, берет он эти деньги не себе, а на проведение предвыборной кампании кандидата в депутаты госдумы края, ныне главы района А. Кострицкого. (Тогда как раз шли выборы, Кострицкий их проиграл - А.Е.). Но и это еще не все. Ежегодно в качестве условия заключения договора Скребец будет обязан отдавать 50 тонн зерна «на благотворительные цели».
Оброк был тяжелым, но деваться некуда. Скребец отнес поначалу Деревянко 50 тысяч рублей. Тут же написал расписку, что ежегодно будет отдавать по 50 тонн зерна. Деревянко в ответ показал договор аренды земли. Действительно, на 25 лет. С печатью. Но... без подписи главы районной администрации.
- Принесешь остальные 50 тысяч - будет подпись. Да, и ежегодное количество зерна удваивается: будешь отдавать не по 50, а по 100 тонн.
Скребец понял, что его посадили на крючок. Он и раньше платил Деревянко - в 2005 году 40 тысяч рублей якобы за уменьшение арендной платы за землю. Причем сам тогда так и не понял, действительно ли она поднялась до 55 тысяч, как говорил Деревянко, или осталась, как и было в договоре, на уровне 16 тысяч рублей. Конечно, возмутился. 100 тонн - это же по нынешним ценам, как минимум по полмиллиона рублей ежегодно отдавать! Сгоряча обратился в районную милицию. К его удивлению, милиция дело раскрутила, одела на Деревянко наручники и довела до суда. Дело, видимо, на волне повсеместно развернувшейся беспощадной войны с коррупцией, вел сам прокурор района, а судил - председатель районного суда.
Обвиняемый согласился на особый порядок судебного разбирательства уголовного дела. Это значит, что он согласен со всеми обвинениями - а ему вменено в вину фактически три преступления, согласен с выводами следствия и признал свою вину. Приговор - три года условно и штраф 7000 рублей.
Григорий Васильевич человек не кровожадный. И мягкому приговору был даже рад. Он даже отозвал свой материальный иск к Деревянко о возмещении ущерба. Бог с ними, с деньгами. Что упало - то пропало. Как-то жалко односельчанина стало. Он до сих пор убежден, что начальник отдела брал не себе, он всего лишь винтик в системе. Иначе человек с уголовным прошлым не оставался бы до сих пор на должности, суть и смысл которой - распоряжение казенным имуществом. И такой распорядитель должен быть чист как стеклышко.
Главная цель Скребца была не наказание Деревянко, а продление договора аренды земли. Ведь он с коллективом обрабатывал ее полтора десятка лет! Чуть ли не каждую пядь руками перебрал. Но договора за уголовным расследованием все не было и не было. Наконец администрация в октябре 2007 года, прямо накануне сева, выставила те самые 595 гектаров на аукцион. Победило МУП СК МТС «Арзгирская» (с разнообразием названий в этом районе, очевидно, туго - А.Е.), директором которой является родной брат главы администрации района А.Палагута. Якобы он предложил арендную плату 2260 рублей за гектар, тогда как Скребец - 1500 рублей.
Так победитель оказался побежденным. Причем тем же оружием, каким и боролся, - законом. Ведь что может быть законнее аукциона?
Григорий Васильевич до сих пор не верит, что МТС (будем для краткости называть МУП так - А.Е.) способна заплатить такие деньжищи за аренду - 1 миллион 345 тысяч. Во всяком случае, предприятие это не из самых финансово благополучных. Что-то с этим аукционом не то. Но подозрения к делу не пришьешь.
Хотя... взяла, например, районная власть и дала из бюджета МТС безвозмездно 3 миллиона рублей. Разумеется, не напрямую. Сначала эти деньги выделили конно-спортивной школе. Ее строили всем миром при прежнем главе района - Н. Воронкове. Новая власть посчитала, что конный спорт детям района ни к чему. И потому передала ее, вместе с этими тремя миллионами, МТС. Повторяю, руководителем его является брат главы администрации А. Палагута.
Что дальше делать «Арзгирскому» без земли? С этим вопросом и живет сейчас Григорий Васильевич. А также с убеждением, что плетью обуха не перешибешь, и с властью воевать - себе дороже.
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru