Вы здесь

Устав перекроить - не поле перейти

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Устав перекроить - не поле перейти

Городская дума Ставрополя, проработав после избрания всего три месяца, вдруг озаботилась по примеру своих недавних предшественников внесением изменений в Устав города. Собственно, озаботилась не вся Дума, а фракция «Единой России», которая составляет большинство в городском парламенте. Из 50 избранных депутатов 16 - представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», остальные - единороссы.

В чем суть предлагаемых новаций? - Сократить число избираемых депутатов с 50 до 25, главу города избирать не прямым волеизъявлением горожан, а из числа депутатов городской Думы с тем, чтобы он совмещал должности спикера и мэра, а главу администрации нанимать по контракту. Нанятый менеджер должен стать главным хозяйственником, отвечающим вместе со своей командой за жизнеобеспечение и развитие города. Совмещенный спикер-мэр в этом случае будет иметь лишь представительские функции.
Инициаторы поправок аргументируют это необходимостью привести Устав Ставрополя в соответствие с федеральным и краевым законодательством, а также тем, что в этом случае работа городской администрации будет подконтрольна избранным депутатам, перед которыми нанятая городская власть будет раз в год отчитываться о проделанной работе (по примеру правительств России и края, которые ежегодно отчитываются соответственно перед федеральным и краевым парламентами).
С одной стороны, аргументация по сокращению числа депутатов вроде бы убедительная. В Краснодаре на 700 с лишним тысяч жителей - 42 депутата в городской Думе, в Ростове - 35 на миллион жителей, в Волгограде - 48 депутатов на 986 тысяч жителей. В маленьком по сравнению с ними Ставрополе, где численность населения не дотягивает и до полумиллиона, 50 депутатов. В период финансового кризиса, когда повсеместно звучат призывы об экономии, инициативу о сокращении депутатов есть соблазн воспринять как возможность сократить нахлебников городского бюджета. Но дело в том, что из 50 народных избранников в штате, т.е. на постоянной основе, получая зарплату из бюджета, работают всего 5 городских думцев. Остальные осуществляют свои полномочия на общественных началах. По закону на постоянной основе могут работать только 10 процентов от числа избранных. Следовательно, говорить о какой-то серьезной экономии бюджетных денег не приходится. (Хотя экономией бюджета думцы занялись в другом плане, предложив администрации на треть сократить численность городских чиновников до первого апреля).
Предлагаемые же поправки в городской Устав носят отлагательный характер, т.е. могут быть введены в действие (если будут приняты) только после окончания срока полномочий действующей Думы. Она избрана на три года, а проработала всего три месяца. Избирали ее впервые на пропорциональной основе, не по одномандатным округам, а по партийным спискам. Самый большой список - 62 претендента на 50 мест был у «Единой России». «Звездой списка» был футболист Роман Павлюченко, в период выборной кампании проданный в английский футбольный клуб и ныне вроде бы осуществляющий свои депутатские полномочия в Ставрополе с туманного Альбиона. Но это так, деталь. Имя популярного футболиста просто использовали в политической борьбе.
В какой борьбе хотят использовать предлагаемые ныне изменения в Устав города? Вопрос не праздный. Этот многострадальный документ за последние годы переделывался не единожды. И всегда под кого-то. Перед выборами 2003 года в него кроме должности мэра была введена должность вице-мэра, тогда на выборы шли две пары основных соперников: «мэр-вице-мэр» Дмитрий Кузьмин с Андреем Уткиным и Михаил Кузьмин с Евгением Бестужим. Победила первая пара. После победы «Справедливой России» на выборах в Государственную Думу края в марте 2007 и последующего возбуждения уголовных дел в отношении Д. Кузьмина и А. Уткина должность вице-мэра из Устава исключили. В феврале 2008 года Устав «подстроили» под спикера городской Думы Евгения Луценко, узаконив совмещение им должностей председателя Думы и исполняющего полномочия главы города. Последовал протест прокуратуры. В конце июня совмещение отменилось, Луценко остался спикером, а исполняющим полномочия главы стал Николай Пальцев. Перед выборами они сумели, судя по всему, договориться. В итоге Пальцев стал мэром, Луценко сохранил пост председателя Думы.
Сегодня и мэр, и основной костяк Думы - единороссы. Казалось бы, согласье в товарищах должно быть обеспечено. Кому и зачем нужны перемены? И почему инициаторы изменений в Устав решили заручиться поддержкой горожан, вынеся вопрос на публичные слушания? Помнится, в феврале прошлого года, когда Устав менялся под Луценко, который и в новом составе Думы является ее председателем, за поддержкой к горожанам не обращались.
Здесь несколько моментов. Во-первых, за перекройку Устава выступают только единороссы, три остальные фракции представленных в городском парламенте партий: - КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» - эту инициативу не поддержали. Понятно, что сокращение числа депутатов, пусть даже и в Думе следующего созыва, которую мы будем избирать через без малого три года, прежде всего создаст трудности для прохождения в парламент малым партиям, которые, в отличие от «Единой России», не опираются на административный ресурс. Уже сегодня фракции, не поддержавшие единороссов, показали, что нынешняя Дума не является карманным придатком исполнительной власти. А меньше численность - больше управляемость.
Нагнуть 25 депутатов легче, чем 50. Вопрос в том, для чего нагибать?
Публичные слушания проводились в минувшую пятницу в городском Дворце детского творчества. Зал был полон. Но если исключить чиновников трех районов Ставрополя и самой городской администрации, а также депутатов городской Думы, то представительство простых горожан было немногочисленным. Странным показалось и отсутствие руководителей краевых отделений партий, представленных в городской Думе. Из них был только лидер ЛДПР Илья Дроздов. Он, собственно, и дал конкретную и достаточно нелицеприятную оценку инициативе представителей партии власти, сказав, что город в очередной раз стал заложником подковерных игр. По поводу сокращения численности депутатов Дроздов заявил: «Зачем сокращать тех, кто готов работать бесплатно и ничего не стоит казне?». По поводу назначения мэра: «Глава Ставрополя должен избираться депутатами гордумы по представлению губернатора края, так же, как сам губернатор избирается депутатами краевой думы по представлению президента, и давайте не будем обманывать людей».
Похоже, единороссы решили поиграть в псевдодемократию, пытаясь сохранить красивую мину при плохой игре. Понятно, что Москва работает над усилением вертикали власти, всячески встраивая в эту вертикаль мэров и местные органы самоуправления. Сокращение числа депутатов и назначение сити-менеджеров - из этой оперы. Опыт такой в стране есть. И он работает. Но особенность Ставрополя в том, что новая власть избрана всего три месяца назад. Дума на три года, а мэр - на пять лет. Где гарантия, что новая дума, которая сменит нынешнюю через два года девять месяцев, не озаботится новыми изменениями в Устав города, которые будут противоречить предлагаемым единороссами сегодня? К чему такая спешка с изменениями? Разве у сегодняшней Думы недостаточно взаимопонимания с мэром-единороссом, с которым шли на выборы единой командой?
Судя по имеющейся информации, сам мэр Пальцев слагать с себя полномочия досрочно не планирует. Следовательно, новая Дума, которая придет на смену нынешней, выбрать мэра из числа депутатов по закону не сможет. Может быть, дело в том, что, как сказал выступавший на публичных слушаниях координатор фракции КПРФ в городской Думе Александр Кравченко, «трудно найти в Европе город, где у мэра было бы столько заместителей, сколько у главы Ставрополя». И среди этих заместителей есть люди, имеющие вполне определенные амбиции. В ходе выборной кампании некоторые полагали, что Пальцев ограничится представительскими функциями. Судя по всему, эти надежды желающих порулить городом не оправдались. Видимо, возникают трения.
Кстати, ни мэр, ни вице-мэр в публичных слушаниях участия не приняли. Отмолчался и присутствовавший на них председатель городской Думы Евгений Луценко. Выступавшие представители горожан или одобряли планируемые изменения, или говорили совсем о других наболевших проблемах. Приглашенные эксперты дали заключение, что поправки в Устав в целом законодательству соответствуют. На общем фоне большинства соглашающихся с возможными изменениями в Уставе города диссонансом прозвучало выступление председателя городской Думы Ставрополя второго созыва Николая Наумова, заявившего, что глава города должен избираться всеобщим прямым голосованием, что он должен решать вопросы, не оглядываясь на дубину. В данном случае в роли дубины, наверное, нужно подразумевать не городскую Думу, которая может назначить или не назначить, а скорее всего какие-то иные силы, которые, возможно, вот этим инициированием поправок в Устав и самим проведением публичных слушаний посылают некий сигнал. Кому? Главе, который не принимает чьих-то условий игры? Партиям, не послушным воле единороссовского большинства? Или Москве, демонстрируя готовность подстроиться под любые требования высшего руководства партии власти?

Галина СЕРГУШИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет