Вы здесь
ЖИВОЙ ТРУП
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ЖИВОЙ ТРУП
Александр ЕМЦОВ
О ПОЛЬЗЕ ПРОЧТЕНИЯ АВИАБИЛЕТА...
Рассказывают, что новому губернатору края В. Гаевскому попался на глаза авиабилет, по которому он летел до Москвы. Вообще-то покупать проездные документы и предъявлять их на досмотре - дело помощников. Первые лица края до таких бытовых мелочей не опускаются, тем более что перелет оплачивается из казны. Но тут вдруг «сам» взял в руки билет. И был неприятно поражен: стоимость перелета первым классом до первопрестольной значилась в нем ни много ни мало 23 тысячи рублей.
- Да до Нью-Йорка из Москвы можно за девятнадцать тысяч долететь! Почему из Ростова вдвое дешевле? - вскричал якобы возмущенный губернатор.
Жаль, что Валерий Вениаминович заходил на посадку через зал для «вип»-персон, а не через основное помещение аэровокзала, как все мы, простые смертные. А то бы он удивился еще больше: по состоянию аэровокзала совсем не скажешь, что за пользование его услугами, разумеется, входящее в стоимость перелета, люди платят такие бешеные деньги. Крыша течет, освещение примитивное, отопление толком не работает, туалеты отвратительные, буфет такой, что на автодороге забегаловка лучше. Про дизайн зала и говорить нечего - он будто из середины двадцатого века. Венчает весь этот букет безуютности и убогости отсутствие воды. Да, да, действующий аэровокзал, где ежедневно проходят сотни людей, с 2004 года без воды. Для «вип»-персон воду возят в бутылях, для простых смертных - в цистернах. Самолеты по регламенту нельзя мыть технической водой, так ее для этого доставляют из соседнего Михайловска. Что за несуразности? Какой же это у нас век на дворе?
Но в данном случае мы имеем дело не с несуразностью. В конце концов, это мягкий термин. Мы имеем дело с крахом. В ставропольском аэропорту не то что воды нет - нет и пассажиров. Аэропорт у нас давно уже если не мертвый, то уж полумертвый - точно. Своего рода живой труп. Редкая железная птица взлетает с его запущенной взлетно-посадочной полосы. Опухший от безделья персонал. Разрушающиеся здания. Более пустынного, более неухоженного, более заброшенного аэровокзала, чем в Ставрополе, нет, наверное, уже не только в России, но и на всем евроазиатском континенте.
Наглядная иллюстрация последствий волюнтаризма, а если быть прямее - то и глупости больших чиновников. Закономерный финал в свое время явно ошибочно принятых управленческих решений.
... и вреде жадности и самодурства
Тут самое время вернуться на пятнадцать лет назад, в начало девяностых годов прошлого века. Тогда ставропольский аэропорт по объему пассажирооборота был вторым в ЮФО после Сочи. В день отправлялось свыше двадцати рейсов. Наш аэропорт раньше минераловодского получил статус международного и открыл сразу несколько зарубежных рейсов. Поскольку в географическом положении город находится очень выгодно, фактически на перекрестке воздушных линий, через нас полетели Прибалтика, Средняя Азия. Предприятие - а это было созданное в 1992 году открытое акционерное общество - в короткий срок стало крупнейшим налогоплательщиком Шпаковского района. Здесь работало полторы тысячи человек (сейчас - 350). Использовали до девяти тысяч тонн топлива в месяц, тогда как сейчас столько и за год не сжигается. Всерьез прорабатывалась идея создания на базе аэропорта свободной экономической зоны.
Все изменилось с приходом на губернаторскую должность А. Черногорова.
- Он посчитал, что акционерному обществу неправильно передали государственную собственность. Начала жаба душить. Пошли бесконечные, изматывающие коллектив суды. Они у нас, как известно, принимают решения не в пользу того кто прав, а в пользу того, у кого больше прав, - рассказывает бывший генеральный директор ОАО «Ставропольский аэропорт» Г. Русских.
Уже к 1999 году федеральное имущество ставропольского авиапредприятия было передано в хозяйственное ведение ФГУАП «Кавминводыавиа», и аэропорт «Ставрополь» стал филиалом бывшего конкурента.
Помнится, тогда Черногоров на пресс-конференциях много живописал про новую жизнь и светлое будущее Ставропольского аэропорта. Но мало ли о чем вещал Александр Леонидович? Все знают, что именно живописание и составляло суть и смысл его деятельности. До дела никогда не доходило. Менее красноречивым был генеральный директор «Кавминводы-авиа» В. Бабаскин. Но это не значит, что он что-либо делал для развития ставропольского аэропорта. Сейчас, спустя десять лет после передачи, всем уже понятно, что в самом факте поглощения вчерашнего соперника руководство «Кавминводыавиа» увидело замечательную возможность избавиться от преуспевающего конкурента. И прекрасно ее использовало, заморозив всяческое развитие филиала. Иначе чем объяснить, что из Ставрополя у компании остался всего один(!) рейс: ежедневный утренний на Москву? Как объяснить, что оно в штыки воспринимает любые попытки других авиакомпаний летать из Ставрополя: стоит только какой-нибудь открыть рейсы, так она сразу сталкивается то с «ремонтом» взлетно-посадочной полосы, то еще с какой-либо рукотворной «проблемой», и в итоге вынуждена бывает убираться восвояси? Так было с «Сибирью», «Аланией». Как объяснить, что в ставропольский порт не вбивают ни одного гвоздя в то время, когда ведут постоянную масштабную реконструкцию головного минераловодского аэропорта? Туда за последнее десятилетие вложена не одна сотня миллионов рублей. Как объяснить, что до последних дней, а именно до 29 апреля этого года, на наш аэропорт распространялись ограничения на вылет за границу из-за террористической угрозы? Их сняли распоряжением председателя правительства страны В. Путина только после соответствующего личного обращения Гаевского. Десятки тысяч ставропольских туристов вынуждены летать за границу на отдых через Краснодар, Ростов, Минеральные Воды, а значит, там оставлять немалые деньги. Ведь сама контртеррористическая операция в Чечне давно закончилась, со всех Северо-Кавказских аэропортов такие ограничения сняты три-четыре года назад. Кто нам мешал тогда подсуетиться?
Сейчас уже пошли первые чартеры в Египет, но, опять же, организовала их не «Кавминводыавиа», а «Оренбургские авиалинии». Но сколько времени оказалось упущено, сколько денег наших туристов прошло мимо краевого бюджета в бюджеты соседних регионов! Сколько наших туристических компаний так и не стали на крыло, вынуждены были уступить своего туриста другим?
К нашему аэропорту проявляют интерес такие авиакомпании, как «S-7», «Трансаэро», «U-tair», «Полет», «ГТК России», «Авиалинии Кубани». В их планах - открытие новых направлений из Ставрополя в аэропорты Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Новосибирска, Иркутска, Сыктывкара, Хабаровска, Еревана, Баку. Они готовы вести переговоры по этим вопросам. Было бы, правда, с кем.
Ставрополь интересен и как аэродром дозаправки при полетах в Европу и при выполнении грузовых перевозок из Китая для авиакомпаний новых государственных образований Средней Азии, Украины, Белоруссии. От нас могут также пойти многочисленные чартерные туристические рейсы на Турцию, ОАЭ, Египет, Болгарию, Грецию, Кипр, Израиль. Но, опять же, должна быть инициатива от нас, а под лежачий камень, как известно, даже вода не течет.
ВПЕРЕД, К СВЕТЛОМУ ВЧЕРА
В краевой думе рассказывают, что еще задолго до удачного прочтения Гаевским содержания своего авиабилета депутаты пытались привлечь внимание исполнительной власти края к проблемам ставропольского аэропорта. При прежнем губернаторе это было бесполезно. Теперь, видимо, векторы усилий двух ветвей власти совпали. Уже в бюджете этого года на прокладку нового водопровода до аэропорта выделено 9,5 миллиона рублей. Хотя, как отмечалось на выездном заседании комитета по промышленности, энергетике, транспорту и ЖКХ краевой думы, состоявшемся прямо в аэропорту накануне майских праздников, «до настоящего времени не выбран оптимальный вариант прокладки водопровода, не начаты проектно-изыскательские работы, задерживается выдача технических условий для проектирования водопровода». Минфин края не довел даже лимиты финансирования на эти цели до министерства строительства и архитектуры.
- Ничего не делается потому, что ничего не делает хозяин, «Кавминводыавиа». Потому что именно он должен «приделывать ноги» процессу, - считает председатель комитета депутат Е.Письменный.
Комитет в последнее время много разбирался с аэропортом. Глубоко вникла в его проблемы и исполнительная власть края. Поэтому хорошо выверенным и абсолютно логичным шагом краевой власти стала идея забрать ставропольский аэропорт из «Кавминводыавиа» в краевую собственность. Недавно создано ГУП «Ставропольский аэропорт». Начат процесс передачи собственности от «Кавминводыавиа». Фактически исправляется ошибка, допущенная десять лет назад. Удастся ли реанимировать предприятие и возобновить его полноценную работу, восстановить регулярные полеты и пассажиропоток?
Поживем - увидим. Знающие люди говорят, что поднять такое серьезное предприятие без крупных финансовых вложений практически невозможно. И здесь дело не только в том, чтобы отремонтировать аэровокзал и восстановить его инфраструктуру. Необходимо создавать технический центр для обслуживания воздушных судов, подразделение для выполнения авиахимработ. Насыщать их новой, современной техникой. Цена вопроса - несколько десятков миллиардов рублей. Краевой бюджет не сможет их выделить, тем более - сейчас, в период финансового кризиса. Да и не должен. Дело краевой власти - не заниматься бизнесом, а создавать условия для его расцвета, развития налоговой базы. Привлечь же частного инвестора можно будет только через создание открытого акционерного общества и продажи ему контрольного пакета акций. То есть в организационно-правовом плане мы должны вернуться к тому, с чего и начинали в девяностые годы.
С той лишь разницей, что теперь еще нужно и восстановить то, что разрушено за десять лет. Но такова уж цена властных амбиций, тогдашнего губернаторского самодурства. Вот только платить за нее всем нам.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru