Вы здесь
ОТ АКАДЕМИЗМА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ОТ АКАДЕМИЗМА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА
Глядя на молодого, худощавого, улыбчиво-ироничного ставропольского художника Евгения Кузнецова, ни за что не скажешь, что ему исполнилось пятьдесят лет, причем дважды: реально - он родился 27 декабря 1959 года, а официально (по свидетельству о рождении) - 1 января 1960 года. Узнав об этом через много лет, он нисколько не расстроился, и отмечает - с небольшим промежутком - два дня рождения. Оригинально - ничего не скажешь. И подарков в два раза больше.
ТАЙНА СВЕЧЕНИЯ
Побывав в конце декабря на двух юбилейных персональных выставках Евгения Кузнецова - в Ставропольском академическом театре драмы имени М.Ю.Лермонтова и в арт-кафе «Подсолнух», проникаюсь его необычным стилем, где нет определенных жанров, а есть (как потом расскажет мне мастер) вневременное искусство, смысловая и эмоциональная многослойность. Одна из стен арт-кафе при открытии выставки в 18 работ была голубой: здесь были представлены две картины (прямо как у Гершвина в «Рапсодии в голубых тонах» или «в стиле блюз»), на одной из которых мужчина держит зонтик над девушкой, а она в дождь, босиком, поливает цветы. Обе работы были проданы в первый же день, художник заменил их на две другие, и тут же изменилась тональность вернисажа, и, естественно, его восприятие. А все потому, что на одном полотне Кузнецова можно увидеть исторические персонажи, пейзаж, жанровые моменты, и при этом возникает чувство реальности интонаций, выражений, повседневных жестов, которые и раскрывают внутренний смысл произведения. Вот «Ноктюрн», где король играет на флейте, королева на арфе, а верный шут, воспользовавшись случаем, слушает музыку, сидя на троне. А в «Утренних звездах» - «растворенные» в пейзаже обнаженные фигуры влюбленных («Хочешь, я тебе весь мир подарю?»). «Поцелуй королевы» - по сути дела, шахматная партия с раскрученной интригой. Золотая «Теплая вода» передает волшебное свечение, создает впечатление звучащих красок. Очень трогают эмоционально «Белые и пушистые»: силуэты девушек в дрожащем мареве слепящего солнца с кошками на руках, а вдалеке, по берегу моря, бежит мужчина с собакой. Вот она, как говорит сам художник, любовь к маленьким деталькам. Картина «Время тихих звуков» интересна тем, что синий цвет, который хотя и темнее окружения, но все равно светится. Как Евгений Георгиевич добивается этого свечения, понять дилетанту совершенно невозможно. Да, думаю, и профессионалу тоже. Тайна мастерства....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Надумав напроситься в гости, звоню Кузнецову по сотовому телефону и слышу бархатный баритон: «Конечно, приходите». Ух ты! Что он играет на многих музыкальных инструментах, а иные и сам делает, я уже слышала. Но голос-то, голос. Наверняка поет. И не ошиблась. В мастерской Евгения можно увидеть фортепиано, виолончель, много флейт и флейточек, гитару, под которую хозяин поет бардовский рок-н-ролл. Есть здесь и коллекция колокольчиков - от знаменитого валдайского до тибетского, вьетнамского, немецкого, керамического, сделанного краснодарским мастером. На подоконнике - коллекция бутылок оригинальной формы, которые нужны художнику как натура для натюрмортов. На стенах мастерской висят друг напротив друга два портрета жены художника, его музы Ольги (работы вологодской художницы Натальи Лаврентьевой). Есть еще кораллы из Южно-Корейского моря, работа Георгия Кузнецова-младшего - скульптура «Замкнутое пространство», а проще - сфера, сваренная из металлических дверных ключей. Но об этом чуть позже.
«По нашему роду, - говорит Евгений Георгиевич, - можно изучать историю русского искусства от академизма до концептуализма. Мой отец - Георгий Кузнецов-старший окончил в свое время знаменитую академию имени Репина, я, как и моя жена Ольга, и сын Егор, окончили сначала Ставропольское краевое художественное училище, а потом каждый пошел своим путем. Супруга преподает рисование и черчение в той самой 42 школе, где когда-то учился я и Егор, преподавала русский язык и литературу моя мама. Георгий Кузнецов-младший, окончив Краснодарскую художественно-промышленную академию, сейчас вполне самостоятельный художник. Вместе с Андреем Блохиным он создал творческую группу «Recycle», а нынешним летом в Московском Центре современного искусства М`АРС с большим успехом прошел их проект «Интерактивная галерея FIVE». Так что все у нас взаимосвязано». Что да, то да. Но тут надо сказать, что для самого Евгения своеобразным творческим толчком явилась независимая авангардная выставка трех ставропольских художников - Александра Сараткина, Сергея Паршина и Евгения Кузнецова, которая прошла двадцать лет назад в Ставропольском академическом театре драмы. Она оказалась отправной точкой для молодых живописцев. Их работы стали экспонироваться как в Москве, так и за рубежом. Евгений Георгиевич стал за это время членом Союза художников России, членом Международной Общественной Организации художников «Солнечный квадрат». Принял участие в более чем двух десятках международных ярмарках современного искусства в России (Москва), Германии, Испании, Австралии, Швейцарии, Франции, Индии, Цейлоне, Непале, Вьетнаме, Бельгии, Люксембурге. Его персональные выставки смогли увидеть не только ставропольцы, но и жители столицы, Вологды, Краснодара, Железноводска. А с 1999 года работы выпускника худграфа Краснодарского госуниверситета Евгения Кузнецова на его персональных вернисажах смогли оценить и европейцы.
«ВРЕМЯ СЕРЕНАД»
Минувший уже 2009 год ознаменовался для Кузнецова тремя юбилейными персональными выставками. Помимо уже упоминавшихся ставропольских, с большим успехом экспонировалась его выставка и в Железноводской галерее «AVES», которую возглавляют Лариса и Геннадий Поляковы. Надо сказать, что Поляковы - единственные, кто представляет в столице художественные произведения из провинциальных частных галерей. Когда-то Евгений Кузнецов придумал вместе с Геннадием Поляковым определение своего живописного стиля: «АРТИНТЕМПОРЕЛЬ» - то есть вневременное (несовременное) искусство, или смешение эпох, типа «жили-были». Средневековые мотивы в картинах «Сад поэтов», «Королева цветов», «Маска королевы», японские - в «Бамбуке» (юный самурай и образ гибкого, но прочного бамбука), цветочные композиции, интересные своим фоном, любовная лирика в «Диаспоре» - двое на лодке в океане жизни («Эту сине-зеленую гамму я носил в голове лет 15»), в «Единственном» - пара в бледно-голубых тонах, в картине «Время серенад», где три пары в обрамлении балкона с колоннами, и каждый из мужчин играет своей любимой серенаду: один на скрипке, другой - на флейте, третий на инструменте, похожем на лютню. Все это увлекает звенящей ясностью проработки деталей, нежностью светлых и светящихся тонов, насыщенностью и заполненностью, некоторой отрешенностью от зрителей и, в то же время, невыразимо красивым цветом, звучащим, как песня, и эмоциональной воздействующим на сознание человека.
Полтинник - это не возраст для Евгения Кузнецова, это его «Время серенад».
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru