Вы здесь
ЗАВИСАЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ САЙТЕ...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ЗАВИСАЯ НА ПРЕЗИДЕНТСКОМ САЙТЕ...
Николай БУГАЙЧЕНКО, доцент, кандидат технических наук
Особую популярность в последние годы приобрели Интернет-сайты Президента РФ Дмитрия Медведева. Они дали возможность напрямую, без посредников, обращаться к высшему должностному лицу страны. Темы обращений и жалоб самые разнообразные, а их авторы - практически вся палитра нашего общества от школьника до пенсионера. Много высказываний и безответных вопросов относительно ЕГЭ. Одни положительно оценивают нововведения при поступлении в вуз, другие, наоборот, предупреждают, что эта мера приведет к снижению качества подготовки будущих специалистов. Кто прав?
Для получения ответа на этот вопрос я встретился с заведующей кафедрой психологии и педагогики гуманитарного факультета Северо-Кавказского государственного технического университета профессором, доктором педагогических наук Ириной Игропуло. Она ответила, что однозначно оценить ЕГЭ невозможно. Здесь много положительного, но есть и дискуссионные моменты.
В своей педагогической работе я много лет исследовал подобную систему, которую мы именовали «угадайкой». В случаях, когда содержание учебного материала можно было формализовать, то есть когда что-то необходимо просто запомнить, «угадайка» - полезная методика проверки уровня знаний студентов прежде всего потому, что резко снижает затраты времени на оценку степени усвоения изученного учебного материала. Эту систему я часто использовал для оперативной проверки уровня усвоения знаний предыдущего занятия. Но для зачетной и, тем более, экзаменационной оценки «угадайку» никогда не применял. В квалификационной оценке я большое внимание уделял не тому, запомнил ли студент содержание изученного, а тому, понимает ли он его суть, насколько глубоко осознаны закономерности экзаменационного вопроса.
Об этом говорила и Ирина Игропуло. Вместе с тем она утверждала, что во многом ЕГЭ уже не просто «угадайка», так как для ответа на некоторые поставленные вопросы требуется определенное осмысление сути рассматриваемого явления, сопоставление изученных параметров, обоснование собственной точки зрения. Но вот что ее беспокоит, так это то, что ЕГЭ в значительной степени будет провоцировать переход школы от нормального образовательного процесса к «натаскиванию» на тесты. Добавлю от себя, что если за последние два десятка лет школа во многом растеряла советские наработки, то чего же ждать и в ближайшем, да и в далеком будущем с внедрением ЕГЭ?
В этом году ЕГЭ будет проводиться по новым правилам. Каковы они? Вот как прокомментировала Ирина Федоровна новый порядок приема в вузы:
- Новые правила приема будут действовать не только в этом году, но и в последующие годы. Так что к ним могут «примериться» и десятиклассники, и девятиклассники. Зачисление абитуриентов будет проведено не в три, как раньше, а в два этапа. Первый этап будет проведен с 30 июля по 5 августа, а второй - с 5 по 10 августа. Так что уже к середине августа будет известен результат. В прошлом году вузы устанавливали свой минимальный порог баллов ЕГЭ только по профильным предметам, а абитуриент мог посылать свои документы хоть во все вузы России и на все их специальности. Сейчас число вузов сокращено до пяти и только по трем специальностям каждого из них, и минимальный порог баллов разрешено устанавливать и по непрофильным предметам.
По каким дисциплинам придется сдавать ЕГЭ? По русскому языку - всем и на все специальности. Профильный и один или два дополнительных экзамена устанавливает конкретный вуз. Например, в нашем университете на специальность «Реклама» установлены экзамены по русскому языку, профильному - обществознание, а также по истории.
Некоторым «элитным» вузам разрешено проводить один дополнительный экзамен по собственным правилам. Ректор Московского государственного университета им. Ломоносова академик Виктор Садовничий в еженедельнике «Российская газета» за 14 января 2010 года охарактеризовал эту льготу так: «Этот экзамен - не повторение и не проверка ЕГЭ, поскольку устроен на других принципах. Он не требует точных расчетов, но будет требовать идей, находок. Он должен раскрыть какую-то сторону таланта поступающего».
Понятно, что МГУ и некоторые другие вузы готовят высококвалифицированную «элиту» нашего общества. Это их выпускники создавали атомную и водородную бомбы, ракеты, самолеты, электронную начинку для новой и новейшей военной техники, и многое-многое другое, становились послами, министрами.... Для поиска «талантов» там используют соревнования, олимпиады, конкурсы.... В том же Северо-Кавказском государственном техническом университете работает лицей-интернат для одаренных детей, центр дополнительного образования, лаборатория психологии профессионализма. Здесь же абитуриенту могут помочь выявить его призвание.
Но для эффективного функционирования многих «рядовых» предприятий экономики, включая и сельхозпроизводящие хозяйства, требуются специалисты другого склада. Они обязаны обеспечить умелую эксплуатацию созданного «талантами» продукта с использованием их «идей» и «находок». Но в таком случае для получения максимального производственного эффекта эти исполнители должны находить себе работу по ПРИЗВАНИЮ, любить свою работу и наслаждаться нею. Нелюбимая работа, что нелюбимая жена, нелюбимый муж...
Призвание. Как его найти? Общеизвестно, что этим должна заниматься школа с тем, чтобы ее выпускники высылали документы не в 50, как бывало в прошлом году, даже не в пять, как предполагается по новым правилам, а в ТОТ, ЕДИНСТВЕННЫЙ вуз, на ТУ, ЕДИНСТВЕННУЮ специальность. В этом вопросе пробелы школы очевидны. Так что для всех тех выпускников школ, которые не смогли выявить свое призвание, а их подавляющее большинство, абсолютно безразлично, в какой вуз удастся поступить, лишь бы поступить.... А что потом?
На интернет-сайтах Дмитрия Медведева очень мало жалоб и обращений о недостатках качества подготовки специалистов. В то же время учебные планы не соответствуют не только рыночным, но и прежним плановым функционированиям экономики. Один пример. Судите сами.
Ныне действующий учебный план специальности 110201.65 «Агрономия» специализации «Орошаемое земледелие» по подготовке квалификации специалистов «Ученый агроном» составлен таким образом, будто бы все технологические процессы и операции выполняются «по щучьему велению», без участия агронома - главного технолога производства. На изучение конкретных сельскохозяйственных машин, с которыми агроном, как говорят, и днюет, и ночует, выделено менее 1% от общего учебного времени - это даже в четыре раза меньше, чем на изучение дисциплин лишь по химии. За отведенное время невозможно не только изучить, но даже экскурсионно познакомиться с такими сложными машинами, как зерноуборочные, кукурузоуборочные, свеклоуборочные, кормоуборочные.... В дисциплине «Эксплуатация МТП» будущие агрономы должны были изучать технологическую (полевую) наладку всех сельскохозяйственных машин. Но из нового учебного плана эту дисциплину вообще изъяли, так что потери зерна на уборке хлебов ученые агрономы не смогут ни определить, ни устранить. Такой учебный план не соответствовал бы требованиям в подготовке агрономов даже в 30-е годы прошлого века.
Складывается впечатление, что этот учебный план составляли специалисты, которые видели, например, тот же зерноуборочный комбайн через тонированное стекло окон шестисотого «Мерседеса», мчавшегося по шоссе Москва-Кисловодск.
Производственная практика студентов. Какой ей быть?
В 50-60-е годы прошлого столетия я с академической группой студентов жил в колхозе в течение всего периода такой практики. Полученные в стенах института знания студенты-практиканты под моим руководством учились применять на практике, регулируя сельскохозяйственную технику непосредственно в поле или мастерских, устраняя потери зерна на уборке хлебов.... Это было продолжением учебного процесса, но уже в реальных производственных условиях. Позже, и по сей день, производственная практика студентов, формально находящихся под опекой местных специалистов, превратилась в самостоятельную работу, прежде всего, с целью зарабатывания денег.
Сегодня по специальностям «Психология», «Связь с общественностью» и «Реклама», в подготовке которых участвует их кафедра, производственная практика проходит хотя и под руководством специалистов-производственников, но достаточно квалифицированно.
Возможно, что это так. Но для специальностей, связанных с работой сложной техники, особенно такой, для которой переналадка рабочих параметров в течение рабочей смены требуется многократная, местные специалисты от выполнения своих должностных обязанностей не смогут оторвать необходимое время для руководства практикой. Это я хорошо знаю по своему опыту, когда я работал и главным инженером совхоза, и руководителем производственной практики.
И каков же вывод? Недоработки школы старые, особенно появившиеся в последнем десятилетии прошлого века, и новые, вызванные применением ЕГЭ, а также отсутствие у школьников представления о своем призвании не могут не отразиться отрицательно на результатах их будущей трудовой деятельности. А впереди-то у них «модернизация»...
Складывается впечатление, что сейчас модернизацию, образно говоря, «заболтали». Основы и содержание модернизации соответствуют современным требованиям по качеству лишь в военной экономике, а по количеству даже и там только в зародыше. Гражданская экономика только в этом году достигла уровня... 1980 года, да и то на изношенном до предела «допотопном» оборудовании. От уровня развития экономики Запада мы отстали, как минимум, на четверть века, а по многим отраслям - даже на полвека. В связи с этим возможность «инновационного прорыва», о котором сейчас трубят, становится все более призрачной в связи с отсутствием людей, способных осуществить этот прорыв.
Будем откровенны. В деградации (да, деградации!) высшей школы, которая произошла за последние два десятилетия, сыграли главную негативную роль три основных фактора - слишком низкая оплата труда, «побег» в бизнес и на Запад, уход на пенсию и из жизни поколения профессорско-преподавательского состава высшей пробы.
Не мешало бы и сейчас, как 80 лет назад, в период 1-й пятилетки, вернуться к лозунгу «Кадры решают все!». Уровень производственного мастерства надо повысить всем и вся, и первый шаг в этом направлении - установить достойную оплату труда прежде всего ключевому звену этого лозунга - педагогам.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru