Вы здесь

КИСЛОВОДСК - ТЕБЕРДА: ДОРОГА ПАМЯТИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КИСЛОВОДСК - ТЕБЕРДА: ДОРОГА ПАМЯТИ
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Почти всю прошлую неделю в Кисловодском мемориальном музее-усадьбе художника Николая Александровича Ярошенко проходили памятные дни, посвященные сразу нескольким датам, тесно связанным с Белой виллой. Приехавшие в город-курорт многочисленные гости - музейщики, ученые, художники, музыканты, члены Попечительского совета музея во главе с его председателем, народным артистом России, известным режиссером Станиславом Говорухиным, - отмечали сразу четыре события: День памяти художника Ярошенко, который умер летом 1898 года, 120-летие самой Белой виллы, 100-летие со дня ухода из жизни друга Ярошенко - карачаевского писателя, художника и просветителя Ислам-Бия Крымшамхалова и 95-летие со дня смерти Марии Павловны - вдовы Ярошенко, много сделавшей для увековечивания его художественного наследия.
В первый день музейного форума у памятника чудом сохранившейся могилы Николая Александровича, что находится на территории Свято-Никольского храма Кисловодска, прошла панихида. Потом в Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко были торжественно открыты две выставки: женского портрета XIX века и экспозиции, посвященной творчеству Ислама Крымшамхалова. Надо сказать, что коллектив музея, руководимый энергичным и увлеченным директором Ниной Бескровной, очень трепетно поддерживает традиции Белой виллы, которая в конце XIX века была благодаря семье Ярошенко культурным центром всего Северного Кавказа. Генерал-майор Николай Ярошенко, более 20 лет прослуживший на военном заводе, одновременно был художником-передвижником, объездил весь Кавказ и создал за свои 38 лет жизни более двух тысяч картин. Картины «портретиста гор» (как его называл Владимир Стасов), посвященные природе Кавказа и его людям, находятся в Третьяковке, в других музеях страны и зарубежья и, конечно, в постоянной экспозиции Кисловодского музея.
На Белую виллу, где постоянно устраивались литературные и музыкальные вечера, приезжали такие великие люди России, как Рахманинов, Шаляпин, Собинов, Станиславский, Репин, Менделеев, Куинджи и многие другие. Ярошенко, друживший с горцами, поддерживал карачаевского писателя, художника, просветителя Ислама Крымшамхалова, а также осетинского классика Коста Хетагурова. Оба они, кстати, учились в свое время в Ставропольской гимназии, которая считалась в XIX веке одним из ведущих учебных заведений Северного Кавказа. Не так давно в Мемориальном музее-усадьбе Ярошенко состоялась презентация двух книг, посвященных осетинскому поэту, просветителю, художнику Коста Хетагурову. Осенью 2009 года в ярошенковском музее прошла конференция, посвященная 150-летию Хетагурова. Сборник научных докладов «Поборник разума, добра и красоты» был оформлен в первую книгу. Второй стало исследование директора музея Нины Бескровной «Две мятежные судьбы» о Лермонтове и Хетагурове. Их часто сравнивают и говорят о духовной близости поэтов-пророков.
Усадьба художника Николая Ярошенко, главным зданием которой является знаменитая Белая вилла, немало пережила (вместе со всей страной) и в революцию 1917 года, и в Великую Отечественную войну, и все-таки благодаря усилиям музейщиков-энтузиастов к 100-летию со дня смерти живописца музей и усадьба стали единым комплексом. Сбылось то, о чем мечтала Мария Павловна Ярошенко. Четыре основных корпуса содержат уникальную коллекцию полотен самого Николая Александровича, русских художников-передвижников, известных живописцев Северного Кавказа (более 8 тысяч экспонатов), в том числе и Ислама Крымшамхалова.
Потомок карачаевских князей Ислам-Бий Крымшамхалов родился в один год с Николаем Ярошенко (1864), рано остался сиротой и воспитывался в семье родственников. Два года он учился в Ставропольской гимназии, позже 4 года находился на службе в Конвое царя Александра III в Петербурге. Писал стихи, рассказы, очерки, повести как на русском, так и на родном языке, переводил басни Крылова. Познакомился в это время с художниками-передвижниками, учился у них живописи. Особенно выразительно получались у него психологические этюды: «Мать и малыш», «Старик-карачаевец», а также кавказские пейзажи: «Сосна», «Черное озеро», «На верховьях Муху», «На опушке леса» и др. Большая часть живописного наследия Крымшамхалова утеряна. Последние годы жизни он провел в Теберде, построил там себе дом, где у него подолгу гостили Хетагуров (который, как и хозяин, болел чахоткой), Ярошенко и другие друзья-художники. Собственно, именно Крымшамхалов и основал поселок Теберда как курорт для туберкулезных больных (в 1971 году Теберда получила статус города-курорта). Первый карачаевский профессиональный художник работал также над созданием азбуки карачаево-балкарского языка на латинской основе. Его дело продолжил автор первых учебников для школ и училищ Карачая и Балкарии, ученик Крымшамхалова Исмаил Акбаев.
Племянник Ислам-Бия Хамзат Крымшамхалов, заслуженный художник РФ и Кабардино-Балкарии, автор скульптуры «Горянка» («Приглашение»), что стоит при въезде в Карачаевск, часто повторял его символические стихи:
«Оживляя холодные камни
Все под солнцем приемлет мой глаз,
Окружающий мир я руками
Заношу на холсты без прикрас».
На базе дома Ислама Крымшамхалова открыт ныне его Дом-музей. Сюда, в Теберду, и приехали из Кисловодска, продолжая Дни памяти, все, кому дорога история многострадального Северного Кавказа. Творческая делегация посетила кладбище Джамагьат, где похоронены Ислам-Бий, его брат и племянник, музей Тебердинского заповедника, где можно увидеть немало картин, посвященных Кавказу, в том числе и полотна почетного гражданина Ставрополя Павла Гречишкина. Коллектив Мемориального музея-усадьбы художника Ярошенко подарил Дому-музею Крымшамхалова уникальные копии девяти картин Ислам-Бия, которые сохранились в фондах кисловодского музея. Здесь же, в Теберде, прошла научно-практическая конференция, посвященная 100-летию со дня смерти карачаевского гения.
Был также торжественно открыт новый экскурсионный маршрут «Кисловодск - Теберда, Музей-усадьба Ярошенко - Дом-музей Крымшамхалова», который, возрождая бывшую здесь в XIX веке дорогу дружбы, создает и так нужную нам сейчас дорогу памяти.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет