Вы здесь

КОСОЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КОСОЙ ВЗГЛЯД НА РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Александр Логинов

Вынудила меня накропать сии строки программа НТВшники (эфир 2 июля 2010 г.), в студии которой ломали копья представители современной коммерческой и творческой элиты. Будучи непримиримыми соперниками в борьбе за рынок и умы, пытались вывести абсолютную формулу и ответить на абсурдные вопросы: «Жива ли русская литература и что ее спасет?»; «А чем я хуже или умнее (кому как нравится)?»
В конце концов, я тоже имею отношение к русской литературе, хотя бы потому, что живу в России, знаю и помню, что были такие писатели, как Пушкин, Достоевский, Толстой, которые при жизни слыли чудаками, а теперь вот стали «Золотым веком». Но и в более тусклые времена сверкали Есенин, Шолохов, Солженицын, Высоцкий. И это тоже русская литература, русская культура и русская гордость.
Я к тому, что не стоит ограничиваться 19 веком, в каждое время есть свои «Пушкины» и Достоевские», правда, их не всегда замечают и не всегда признают. Из вышеуказанного я делаю вывод: русская литература жива хотя бы потому, что мы о ней спорим. Осталось только уточнить: что такое литература? Чем отличается литература русская и каковы признаки жизни?
Литература, если не заглядывать в словари, а говорить как оно на душе есть, - это один из творческих способов отражения действительности в культуре с целью выявления и испытания ее духовных, социальных, экономических, этических, эстетических и прочих особенностей. Зачастую в произведении предполагается позиция автора как стороннего наблюдателя, видящего на один уровень системы больше, чем герой, и волей-неволей дающего оценку событиям, выявляя их взаимосвязь как общий закон бытия.
Это все происходит, если автор не кривит душой и отображает в первую очередь живую действительность, а уж потом выражает свое мнение о ней. Короче говоря, настоящая художественная литература - это творческая попытка отобразить, понять и оправдать мир, или же наоборот: обсудить, не понять и отразить то, чего не понимаешь. Таким образом, я не отношу к современной русской литературе произведений, созданных ради жанра, ради продления жизни герою или ради одной-единственной мысли.
Это если, например, автор опишет на двухстах страницах кавардак страстей на борту парусника, совершающего кругосветку, и еще на пятьдесят растянет глубокомысленные рассуждения о том, что земля круглая. Уж лучше с любовью описать природу, с нежностью - дружбу, с душою - любовь. Это будет ценнее авторских словоблудий о том, чего он сам никогда не испытывал или не понимал.
Я, например не согласен с мировоззрением Э.М. Ремарка, но «Три товарища» и «Возвращение» - одни из самых любимых мною романов. Люблю их за нежность, жаль нет души у героев в ее бессмертном смысле.
Это, на мой взгляд, и отличает русскую литературу от западноевропейской. Возможно, от того, что она вышла из православных церковных произведений, человек в ней всегда рассматривается как высшее духовное бессмертное существо. А духовные законы бытия всегда определяют физику развития событий, причем вне зависимости от публичной позиции автора. Другими словами, русскую литературу отличает ее идеалистическая основа. Как Россию от Европы отличает Православие.
На основании этого я отношу к русской литературе «ДухLess» Сергея Минаева, несмотря на явно западническую и до безобразия либеральную позицию автора, уничтожающую российскую историю и культуру. Все же в конце произведения герой не скончался от передозы кокаина и не узнал о том, что у него СПИД, например, а переживал чистейший катарсис как обычный русский мужик, заснув полупьяный в траве у железной дороги под звездным небом, понял, что в его жизни есть любовь как смысл.
Конечно, рано говорить о том, что «ДухLess» стал классикой и сравнивать его с «Евгением Онегиным», хотя бы потому, что классика - это произведение, оказавшее влияние на дальнейшее развитие литературы, а значит назвать его классическим можно только спустя поколение.
К тому же, говоря сегодня «русская литература», мы не вправе подразумевать лишь книжные новинки 2010 года. В первую очередь русская литература - это то, на чем зиждится национальное самосознание, цивилизация, поэтому, если кому-то угодно говорить о кончине русской литературы, то необходимо признать кончину цивилизации, а значит и собственную необратимую деградацию. Если вам кажется все пропало, отложите S.T.A.L.K.E.R. и возьмитесь за Пушкина или Достоевского.
Воспитав в себе вкус к литературе, вы сможете и в настоящем найти немало ценного, главное - преодолеть пренебрежение и не вешать на всю современную русскую литературу ярлык «чтиво».
Каждый находит то, что ищет. К слову, я не считаю постыдным зарабатывать литературой. Вопрос в другом: честен ли этот заработок? Все знают, что Ф.М. Достоевский сводил концы с концами лишь благодаря круглосуточному писательскому труду. Но ведь не изменяя своих убеждений в угоду рентабельности, потому и жил бедно, но зато спустя почти полтора века остается для многих властителем дум. Быть может, в будущем русская литература наших дней тоже станет национальной гордостью благодаря тем, кто не пытался угодить публике в ее низменных потребностях, а просто писал ради сохранения собственного мнения и сбережения личного духовного и душевного опыта. Кто не пытался спасти литературу, а сам спасался ею.
Повести и рассказы Аркадия Бабченко («Взлетка», «Алхаю-Юрт» и др.), «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева (всем кто видел неудачную экранизацию, советую почитать книгу), «Географ глобус пропил» Алексея Иванова и даже «ДухLess»...

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет