Вы здесь
ШКОЛА РАВНЫХ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ШКОЛА РАВНЫХ
Ольга ТЫШЛЯР
«Если у человека есть стремление, он всего добьется. При желании все трудности преодолимы», - это слова ставропольчанки Екатерины Тизяевой. Она инвалид детства, у нее проблемы с опорно-двигательным аппаратом. А еще она педагог-психолог в школе, куда каждый день ходит на работу. Когда на улице метель и преодолеть сугробы кажется невозможным, она добирается на такси. Туда и обратно на одну зарплату учителя, потому что ее ждут ученики. Такие же дети, как все остальные, просто у некоторых то, что мы называем ограниченными возможностями. Кто-то с трудом ходит, кто-то плохо видит, но они учатся, общаются, у всех есть друзья, любимые предметы.
Е. Тизяева в детстве также старалась посещать школу, когда состояние и погода позволяли, мечтала получить высшее образование. Пятнадцать лет ей потребовалось, чтобы добиться или, скорее, пробиться к цели. Она стала психологом и сегодня учит подопечных, что главное - это как ты воспринимаешь жизнь, что тяжело - не значит плохо, надо уметь бороться и с собой, и за себя.
У учеников школы №21, где работает Екатерина Владимировна, условия значительно лучше, чем у нее в свое время. Наконец и до нашей страны доходит то, что за рубежом уже давно норма - пандусы, специально оборудованные санузлы.
ИЗ ЧЕТЫРЕХ СТЕН
В начале 2000-х годов в Ставрополе осуществлялся российско-канадский проект по интеграции детей с ограниченными возможностями в школьную среду. В двух учебных заведениях были созданы экспериментальные площадки. Но директор школы №21 А. Кизима принял решение не останавливаться. Сначала занялись внедрением модели психолого-педагогического сопровождения обучения детей с инвалидностью в общеобразовательном учебном заведении.
Дело в том, что в каждой школе города есть дети, которые закреплены за каким-то классом, но по состоянию здоровья вынуждены обучаться дома. К ним несколько раз в неделю приходят педагоги, дают им минимум, облегченную программу. Дети при этом не выходят из четырех стен, о жизни вне квартиры имеют весьма смутное представление. Не умеют они и общаться со сверстниками.
- Для нас важным было дать ученикам, у которых проблемы со здоровьем, возможность социализации, - рассказывает Елена Есикова, замдиректора по экспериментальной работе школы №21. - Мы предложили тем, кто находится на домашнем обучении, по возможности посещать уроки своего класса. Должна сказать, практически все согласились.
Интересно, что в той же Канаде, откуда к нам пришел первый проект по интеграции, понятие инвалидности сильно отличается от российского. У них к этой категории относят людей с ярко выраженными дефектами, которые не могут сами себя обслуживать. При этом для всех норма, что человек в коляске утром едет в институт, а вечером идет в кафе. В России же людям, которые чем-то отличаются, или грубят, прямо призывая не мешать «здоровым», или показывают пальцем и проявляют неуместное сочувствие. В Ставрополе ездят широко разрекламированные автобусы с пандусами для людей с инвалидностью. Вы видели когда-нибудь, чтобы ими кто-то воспользовался? Это неутешительные реалии нашего общества, которые заставляют умеющую объективно оценить ситуацию Екатерину Тизяеву говорить, что мы еще долго будем неготовы к нормальному восприятию людей с ограниченными возможностями.
Когда адаптивная программа в школе только набирала обороты, в одном из старших классов учился талантливый мальчик, общительный, интересный. Но он стал одним из немногих, кто отказался посещать школу, так как понимал, что придется постоянно ловить на себе любопытные взгляды окружающих. Позже он закончил университет, начал работать программистом, но как и раньше - на дому.
- Этот случай, - говорит Е. Есикова, - стал для нас знаковым, показал, что то, что мы делаем, действительно нужно, и нам предстоит еще много работы и с самими детьми, и со школьным сообществом.
ОБЩЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ
Самым сложным в школе №21 было не построить пандус, не переоборудовать туалет, а сформировать толерантное отношение коллектива. Сначала против были некоторые учителя, родители детей, не имеющих проблем со здоровьем. Администрация учебного заведения организовывала уроки доброты, проводила родительские собрания, акцию «Образование без границ». Сейчас все отмечают, что ребят с ограниченными возможностями никак не выделяют в общей массе, не обращают внимания на их физические недостатки.
Еще одной проблемой, которую пришлось решать школьным педагогам-психологам, стало внутреннее восприятие себя учениками, имеющими проблемы со здоровьем. Многие из них привыкли, что им постоянно кто-то помогает, сами требовали особого отношения к себе. Родители с детства их обхаживали, зачастую выполняли даже посильные ребенку действия. Однако в классе среди сверстников приходилось становиться самостоятельными. Дети начинали себя чувствовать обычными людьми. Конечно, поднять ходунки по лестнице они не могут, но здесь выручают друзья. Совместное обучение сделало достаточно жестоких современных школьников более чуткими и отзывчивыми.
- Если ребенок с детства видит человека, отличающегося от него, - рассказывает Е.Тизяева, - он становится более толерантным, считает само собой разумеющимся нахождение рядом человека с инвалидностью. Главное, чему мы учим детей, - видеть в окружающих не их физические недостатки, а достоинства личности.
Нужно сказать, в этом педагоги действительно преуспели. Ни один ребенок в школе не жалуется на дискриминацию. Одна девочка с болезнью опорно-двигательного аппарата - просто «звезда» класса. Она умеет придумывать интересные мероприятия, активно участвует в жизни коллектива и, что немаловажно в таком возрасте, пользуется успехом у мальчиков. Желающих сидеть с ней за партой всегда много.
- Дети с ограниченными возможностями, - поясняет Екатерина Владимировна, - не так, как обычные, относятся к общению. Они умеют его ценить по-настоящему. Именно поэтому у наших воспитанников столько друзей.
МИЛОСЕРДИЕ, КОТОРОМУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬ
Следующим этапом становления сегодняшней «школы равных возможностей» стало создание специальных условий, в которых ребята, имеющие проблемы со здоровьем, могли обучаться комфортно. Учителя несколько раз проходили специальные курсы подготовки для работы с детьми-инвалидами, ездили в Москву. Е. Есикова познакомилась с опытом адаптивной авторской школы
Е. Ямбурга, где давно реализуется принцип «Школа для всех».
Оказывается, существует два подхода к обучению таких ребят. Первый, который и практикуется здесь, предполагает максимальное включение ребенка в жизнь общества, обучение его по тем же стандартам, что и обычных школьников. Естественно, учитываются его физические возможности. Второй подход предлагает ограждать детей с инвалидностью, обучать их отдельно по специальным программам в специальных условиях. Первый вариант, широко распространенный на Западе, уже успел зарекомендовать себя. Именно его активно внедряют в ставропольской школе.
Ученики, находящиеся на домашнем обучении, ориентируясь на свое самочувствие, посещают уроки наравне со всеми. Отдельные предметы они могут проходить индивидуально с педагогом, но в стенах школы. Лишь часть занятий проходит на дому. При этом все дети участвуют в общешкольных мероприятиях, заняты в выпуске школьной малотиражки.
С 2009 года начала действовать программа дистанционного обучения. У детей дома было поставлено необходимое оборудование: компьютер с веб-камерой, принтер, сканер, планшет для рисования. Те, у кого есть проблемы с мелкой моторикой, получили и специальный джойстик. Высокотехнологичные рабочие места были созданы и в школе для учителей. Ребенок, вынужденный остаться дома, ничего не теряет в плане получения знаний. Учитель занимается с ним, используя скайп и специальную обучающую среду. Сегодня в школе №21 так занимаются пятнадцать учеников, но подобные условия для детей, находящихся на индивидуальном обучении, создаются и в других учебных заведениях Ставрополя. Однако, проблему социализации использование только дистанционного обучения не решает.
- Наш опыт на самом деле может перенять любая школа в городе, - считает Е. Есикова.
Пока же со всего г. Ставрополя ребята с инвалидностью ездят сюда. При этом, на удивление, школьного автобуса у учебного заведения нет. Хотя обычные общеобразовательные школы уже давно получили транспорт. Многое, что было сделано здесь для детей, финансировалось за счет грантов, которые выигрывали педагоги, участвуя в различных проектах. Сегодня в школе специальные условия созданы на первом этаже. Чтобы дети могли подняться выше, нужен подъемник. Это очень дорого, ведь лифт должен быть внешним, здание школы достаточно старое, и внутренний механизм установить негде.
Как говорит Екатерина Тизяева, можно научить людей составлять программы для детей с ограниченными возможностями, можно научить разрабатывать уроки для них, но научить нравственности и состраданию нельзя. Ученикам этой школы остается, как и их наставникам, быть сильными духом. Сугроб, который на моих глазах с трудом преодолевал один из учеников, - лишь небольшое препятствие из тех, которые встретятся в его жизни.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru