Вы здесь

ОКАЯННЫЕ ПНИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОКАЯННЫЕ ПНИ
Александр Емцов

Мне давно хотелось разобраться, почему в Ставрополе так много скандалов вокруг захвата под застройку лесов? Почему лесные земли раздаются кому нипопадя и за это раздающим ничего не бывает? Кроме предполагаемой благодарности от тех, кому раздаются, о размерах которой ходят самые дикие слухи.
И вот такая возможность представилась. У меня в руках кипа документов под общим названием «История и проблемы установления границ городских лесов». Документов крайне скучных, но при внимательном прочтении дающих полную картину как безответственного прошлого, так и безрадостного настоящего и будущего.
Вот как она мне увиделась.
ПОСЧИТАЛИ - ПРОСЛЕЗИЛИСЬ
До 1997 года все леса в нашей стране, включая расположенные в городской черте, входили в состав федерального лесного фонда. Средства на их содержание и пожаротушение поступали в регионы из госбюджета. Но когда четырнадцать лет назад был принят первый Лесной кодекс РФ, то оказалось, что городские леса исключены из фонда, прекращено их финансирование, а собственник будет установлен, согласно статье 19, отдельным федеральным законом. То ли случайно, то ли преднамеренно, защитные для горожан леса фактически остались без хозяина.
Но время шло, а такого закона все не было. В 2006 году законодатель принимает новую редакцию Лесного кодекса. И здесь о городских лесах ничего внятного не сказано. Они как были, так и остались ничьи. Со всеми вытекающими последствиями, о которых чуть ниже. И только 131-й ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнес «использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа» к вопросам местного значения городских властей. Действовать этот закон начал у нас, если кто помнит, с 2006 года поэтапно, и в начале реформы местного самоуправления было не до лесов.
Ничьей собственности, как известно, не бывает. Узнав, что земли под лесами оказались в правовом вакууме, наши жадные муниципальные властители набросились на них и стали буквально растаскивать на клочки. Опушки всех лесных урочищ города украсились шикарными коттеджами самой разнообразной архитектуры. Все без исключения урочища стоят сейчас в них, как в свадебных венках. Вот только сами урочища невестами язык не поворачивается назвать. Скорее - черными вдовами. Потому что потеряли они в результате такого «замужества» тысячи и тысячи деревьев, захламлены мусором, залиты канализационными стоками.
В конце 2008 года новый состав думы Ставрополя под напором общественности и правоохранительных органов, обеспокоенных на тот момент массовыми захватами лесных земель и варварскими вырубками, решил разобраться с их правовым статусом. Депутатами было принято решение о проведении межевания лесных земель и постановке их на кадастровый учет. Иными словами, нужно было лесные массивы сформировать как объекты муниципальной собственности, решением городской Думы придать им статус заказников местного значения, а затем закрепить за созданным комитетом городского хозяйства учреждением «Ставропольское городское лесничество». Это позволило бы в законном порядке воспрепятствовать передаче комитетом градостроительства лесных земель под капитальное строительство.
Уже к концу 2009 года «Кадастровый центр» завершил необходимые геодезические работы и с помощью съемки со спутника составил межевые планы и схемы расположения всех городских лесов. Я это к тому, что все было сделано быстро, предельно тщательно и точно. Дополнительно была проведена инвентаризация всех расположенных на территории города лесных урочищ. Данные сверены в ФГУ «Земельная кадастровая палата».
И вот тут всех ждал большой сюрприз. По данным лесоустройства 1996 года, то есть на момент, когда у лесов еще был хозяин, их площадь на территории города составляла 2432 гектара. Да и на утвержденном в 2009 году Генплане развития города леса указаны именно в этих границах. По материалам инвентаризации «Кадастровый центр» насчитал по существующей сегодня фактической границе лесных массивов, снятой из космоса, 2256 гектаров, то есть уже на целых 176 гектаров меньше. Это цена безвременья и того самого правового вакуума, в котором леса оказались с 1997 года. И чего уже не вернешь.
Но и это еще не все потери. Когда «Кадастровый центр» завершил в ФГУ «Земельная кадастровая палата» сверку данных инвентаризации, то оказалось, что в государственном реестре земель числится почти 72 гектара ранее розданных лесных участков, которые вошли в фактические границы лесов, и деревья на них еще не вырублены. Это те леса, что еще стоят, но на бумаге их уже нет, и которые могут быть вырублены в любой момент. Может быть, топор стучит именно в ту минуту, когда вы читаете эту статью.
РАЗДАВАЛИ ВСЕ
Что тут скажешь? Шагреневая кожа в известном романе сокращалась с меньшей скоростью, чем тают зеленые легкие нашего города. Расплата за разрушающие страсти, в данном случае - за страсть к обогащению. Земли под лесами легко переводились в другую категорию и затем выделялись под благими и не очень предлогами, причем кем попало. Но - кому надо. И постановлениями губернатора края А. Черногорова, и главой города, и его заместителями, и главами районных администраций... Разумеется, без всяких публичных слушаний и привлечения к обсуждению общественности. Причем участки раздавались даже в 2009 году, уже в период проведения работ по установлению границ лесов. Все, от губернатора, главы города до специалистов земельной и регистрационной палат, прекрасно знали, что лезут не туда. Но издавали постановления, межевали, ставили на учет... Будто бес какой их толкал в лес. Причем наработана целая схема захвата земель лесов, когда участки выделялись одним, они уступали свои права другим, те - третьим. Все на всех этапах «зарабатывали», если можно назвать этим словом спекуляцию муниципальной собственностью. Прекрасно видели это те, кто обязан осуществлять надзор за работой власти - прокуроры и государственный экологический контроль. Но молчали. Потому что сами имели интерес. Отлично знали, что получают запретный плод, и новые хозяева. Однако совесть не мучила. Лишь торопились вступить в свои сомнительные права, взгромоздить на место деревьев роскошные особняки.
Когда я проанализировал постановления, предстала очень грустная картина. Что ни новый хозяин бывшей лесной земли - то ВИП-персона или очень богатый человек. Хоть составляй по земельным участкам список городской элиты и миллионеров.
КАК МОЖНО БЫЛО ПОКОНЧИТЬ С БЕСПРЕДЕЛОМ
Понятное дело, что нестыковка сведений из государственного реестра земель с фактическими границами лесных участков стала серьезным препятствием для постановки городских лесов на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности. «Кадастровый центр» не мог по этой причине в гарантийный срок закончить работу. Да еще комитет градостроительства всячески тормозил оформление промежуточных документов, необходимых для постановки лесных участков на учет.
В начале 2010 года ситуация просто зашла в тупик и требовала вмешательства первых лиц города. Свое видение решения проблемы бывший руководитель комитета по управлению муниципальным имуществом Ю. Тягаенко излагал в десятке служебных записок на имя тогдашних мэра Н. Пальцева и куратора комитета - вице-мэра И. Бестужего. В частности, было предложено следующее. А) Провести в комитете градостроительства ревизию 60(!) постановлений, принятых в период с 2001 по 2009 годы по участкам, где лес еще не вырублен, и по возможности - их отменить. Конечно, такой поворот, по мнению автора этих строк, маловероятен, поскольку на эти участки есть правоустанавливающие документы в виде актов выбора земельных участков, постановлений главы города о выделении участка и т.п. Но, как говорится, попытка не пытка. В конце концов, это можно сделать через суд. Б) Также ревизовать 28 земельных участков, которые с легкой руки глав районных администраций прирезаны к садоводческим товариществам, отданы под гаражи, поставлены на временный кадастровый учет, и отменить все решения по ним. Это сделать можно, не нарушая закона, поскольку у товариществ на них нет полного комплекта документов для оформления прав собственника. Деревья еще стоят, и нет построек, поэтому эти участки можно безболезненно вернуть в состав лесов. В) По всем не прошедшим кадастровый учет лесным урочищам комитету градостроительства ускорить подготовку градостроительных заключений и утвердить схемы расположения лесов на кадастровом плане территории. Г) На основании материалов инвентаризации лесов внести изменения в Дежурный (адресный), а затем и в Генеральный план развития города. Если комитет градостроительства не решит поставленные вопросы, границы лесов могут так и не появиться. Такой неутешительный вывод можно сделать, прочитав записки.
Не знаю, как вы, читатель, а я в этих планах и депутатов городской думы, и администрации города разобраться с лесами увидел попытку покаяния власти перед горожанами за содеянное. Лучше поздно, чем никогда, вернуть то, что еще можно вернуть. И этим пусть даже в какой-то степени символическим актом сказать: все, безвременье кончилось, больше на лес мы рот не разеваем и другим закажем. Окаянные пни нам будут теперь только сниться.
МОЯ ТВОЯ НЕ ПОНИМАЕТ
Но на деле оказалось, что другие подразделения администрации, и прежде всего комитет градостроительства, не разделяют романтический порыв депутатов и поддержавшего их коллектива комитета по управлению муниципальным имуществом. Реально никто ничего не делал. Видя это, Ю. Тягаенко
1 марта 2010 года пишет на имя заместителя главы города - директора комитета градостроительства
В. Еличева - письмо, к которому прилагает перечень из 60 постановлений главы, подлежащих, по его мнению, ревизии и отмене, и сведения о 28 лесных участках, поставленных на кадастровый учет без постановления. В ответ - молчание. Ни одно из постановлений даже не попытались отменить, сняты с кадастрового учета только 2 участка из 28.
4 мая подобное письмо вновь отправляется Еличеву. И снова тот же результат. В июне еще письмо - и снова тишина. Им пишут, а они молчат. Прямо пни какие-то.
В мае этого года стало окончательно ясно, что на установлении границы городских лесов поставлен жирный крест. С назначением нового главы администрации И. Бестужего был уволен Ю. Тягаенко, и вопрос этот поднимать стало просто некому. В результате до настоящего времени, то есть спустя полтора года(!) после проведения совещаний в администрации города (они состоялись в конце 2009 и начале 2010 годов), никто даже не пытался ревизовать упомянутые постановления.
Комитет градостроительства так и не подготовил по оставшимся межевым планам градостроительные заключения и схемы расположения земельных участков на кадастровых планах территорий по лесам, расположенным в центральной части города. Добросовестный «Кадастровый центр» по-прежнему обивает пороги комитета градостроительства, пишет письма в администрацию с просьбой ускорить выдачу ему документов для постановки лесных участков на кадастровый учет... А руководитель комитета Еличев просто ничего в этом направлении не предпринимает. Его бывший заместитель С. Ромась, занимавшаяся по личному поручению бывшего вице-мэра лесами, трудится сейчас в... комитете по управлению муниципальным имуществом. Как говорится, круг замкнулся, и там и там сторонников установления четких лесных границ не наблюдается...
Ну а раз работа по установлению границ остановилась, то никто не гарантирован от продолжения экспансии на лес. Поговаривают, что она незаметно идет, участки продолжают выделяться. А на тех, что уже раньше незаконно выделены, кипит работа. Ведь если есть фундамент, то можно обращаться в суд и узаконить свои права. И может случиться так, что еще не утвержденная, нанесенная на Дежурный план города, новая граница лесов, уже не только на бумаге, а фактически не будет соответствовать установленной в 2009 году. И тогда что, затраты на межевание коту под хвост и снова делать съемку?
Наверное, это как раз тот случай, когда отсутствие вроде абстрактной политической воли у руководства города ведет к необратимым конкретным материальным потерям. Потому что время в данном случае - союзник новых владельцев лесных участков и тех, кто их раздал. Союзник земельного беспредела и сопутствующего ему отвратительного стука топора.
ПОРА ИЗ ЛЕСА ВЫГНАТЬ БЕСА
- Вы представляете, на что они замахнулись? - делился со мной своими мыслями один из специалистов в земельных делах. - Даже трудно представить, что начнется, затей городские власти ревизию принятых решений. Сколько сильных и богатых мира сего будет затронуто, и какие встречные претензии выдвинут они мэрам и иже с ними? Какие авансы заставят вернуть? Наверное, отцы города, давая добро на межевание, и сами не представляли, куда оно вывезет. А когда увидели, то предпочли не трогать спящую собаку.
Возможно, он прав. Но, хорошо зная нравы Бестужего и Ко, которые легко отдают под застройку не то что лес, а даже городские скверы и детские площадки, могу сделать еще и следующий вывод. Наведение порядка в границах городских лесов значительно сужает возможности власти в бесконтрольном распоряжении землей в будущем. Зачем им кадастровые паспорта земельных участков с видом разрешенного использования «под лесами»? Их под индивидуальное строительство, ДНТ и гаражи уже не отдашь. Тут уже будет явное нарушение закона, за которое придется отвечать. Уж лучше без них. Консервация беспорядка на лесных границах сохраняет на неопределенное время возможности распоряжения лесными землями. Что и требуется. В мутной воде, как известно, рыбку ловить легче. Особенно золотую.
Поэтому ничего и не делается. Понять городское руководство можно. Но как понять надзорные органы, ту же прокуратуру? Именно она должна, образно говоря, выгнать из леса беса: понудить городские власти к восстановлению законности на лесных землях. Заставить сделать то, что они должны сделать.
Ведь речь не о какой-то абстрактной управленческой проблеме, которую не хочет решать власть. Цена вопроса предельно конкретная - почти 72 гектара городских лесов. 72 гектара уникальной красоты, тишины, генератора кислорода и здоровья для горожан. Цена промедления и, не побоюсь это предположить, сознательного замораживания проблемы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет