Вы здесь

БОЛОТО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

БОЛОТО
Александр Емцов

КАК РУКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ «СТАВЯТ НА МЕСТО» ЗАЩИТНИКА ПРАВ ГРАЖДАН

СЪЕЗДИЛ В КОМАНДИРОВКУ? В ТЮРЬМУ!
Начальник юридического отдела Минераловодского филиала «Ставрополькрайводоканала» О. Осадчий слукавил. Отправился в служебную командировку в Краснодар представлять в окружном арбитражном суде интересы своего предприятия, а реально кроме этого представлял еще и интересы другого.
Ситуация не совсем красивая, но, как говорится, не смертельная. Многие в наше время подрабатывают на стороне, и Осадчий, видимо, из них. Совместил, так сказать, обязательное с дополнительным. Тем более что нужное для предприятия дело сделал, по итогам поездки было даже проведено совещание. Обычный бы руководитель ограничился замечанием, совсем скаредный - заставил внести в кассу часть потраченных на командировку средств. Или, на худой конец, влепил выговор. Тут в чистом виде дисциплинарное правонарушение. Директор же Минераловодского водоканала И. Шикин разошелся не на шутку: уволил Осадчего за прогул и накатал заявление в местное УВД на предмет возбуждения против вчерашнего работника уголовного дела.
В командировку в Краснодар Осадчий выезжал 11 мая 2010 года. Но заявление в УВД Шикин написал на него только 2 марта 2011 года, то есть спустя без малого год. Что было между этими датами? Дело в том, что сам Шикин возглавил предприятие только в начале сентября прошлого года. Провел генеральную чистку кадров, достаточно сказать, что было заменено 70(!) человек, то есть почти весь коллектив. Осадчий был уволен по статье за прогул 4 октября 2010 года. Правда, суд Осадчего восстановил, и в начале января он уже уволился по собственному желанию. Понял, что неугоден. Заявление в УВД - попытка продолжения преследования. Мол, не мытьем - так катаньем.
Что же такого плохого и ужасного должен был сделать Осадчий, чтобы его так упорно и зло преследовать? Чтобы рыться в документах и в прошлом искать формальный повод для увольнения и даже уголовного наказания? Ведь ежу понятно, что командировка - всего лишь повод.
Но сначала - о судьбе заявления Шикина. Самое забавное, что уголовное дело по нему... возбудили! Старший следователь СУ при УВД по Минераловодскому району Т. Сажнева нашла в этой банальной истории с командировкой признаки преступления аж по части 3 статьи 159 УК - мошенничество с использованием своего служебного положения. Статья, прямо скажем, нехилая, предусматривающая солидные штрафы и даже лишение свободы на срок до шести лет. Достаточные данные для возбуждения дела следователь увидела в том, что «с целью хищения чужого имущества, путем обмана, из корыстных побуждений, используя свое служебное положение» (какой набор пугающих терминов, прямо как в особо важных делах - А.Е.) Осадчий получил из кассы предприятия и потратил в ходе командировки целых... 3672 рубля 02 копейки!
Стало уже общим местом, что в России за кражу, разбазаривание миллионов или даже миллиардов не судят. За это ордена, звания и высокие должности дают. А судят за хищение рублей с копейками. Поддерживают статистику на стрелочниках. Что Сажнева своим постановлением о возбуждении дела от 27 апреля этого года прекрасно подтвердила. С Осадчего в полном соответствии с законами жанра берется подписка о невыезде.
Но на этом следователь не остановилась. Уже через день по ее постановлению производятся обыски в доме Осадчего, на его новом рабочем месте, и даже - в помещении юридического центра «Арбитр». Отсюда изымаются ноутбук, принтер, некоторые документы. Понятно, почему ноутбук - там информация. Но принтер-то зачем изъяли? Это всего лишь печатающее устройство. Наверное - для важности «дела». Чтобы больше вывезти и чтобы все это круче смотрелось. Я ведь уже сказал, что все раскручивается по сценарию расследования самого серьезного уголовного преступления.
ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА
В помещении «Арбитра» располагается Арбитражный суд на КМВ, так называемый третейский суд. Люди пришли за справедливостью, а у судьи - обыск! Да, картина еще та. И обыск проводился как раз в тот момент, когда готовилось закрытое заседание по иску муниципального образования «Ленинское поселение» к Минераловодскому водоканалу о взыскании арендной платы за пользование землей, не оплачиваемой уже девять лет. Интересы первого как раз и представлял Осадчий. Он сам, кстати, был задержан проводившими обыск, но потом отпущен. Это дало ему основание подозревать, что обыск проводился именно в этот день совсем не случайно: хотели, видимо, уничтожить представленные в суд документы. И что органы внутренних дел так грубо работают в интересах водоканала, то есть его бывшего работодателя.
Тут уже пора рассказать о подлинных причинах конфликта между руководством Минераловодского водоканала и Осадчим.
Будучи начальником юротдела, Осадчий, что называется, натоптал дорожку в третейский суд при «Арбитре». В договорах Минераловодского водоканала с абонентами есть пункт о том, что все споры рассматриваются именно в местном третейском суде. Это было и удобнее, поскольку суд находился рядом, и быстрее, и дешевле. Да и в третейском суде проще достичь согласия между сторонами, поскольку меньше формальностей.
Надо сказать, что в бытность его в юротделе предприятие мало проигрывало дел. Но ушел Осадчий из водоканала, и все стало ровно наоборот. Предприятие стало прямо с треском проигрывать. Не спасло даже то, что специально для целей отстаивания его интересов перед абонентами была нанята адвокатская контора из Ставрополя.
Дело в том, что Минераловодский водоканал работает, мягко говоря, не совсем хорошо. Вода в трубах бывает не часто. Постоянные отключения превышают законные восемь часов суммарно за месяц. Напор воды слабый, водогрейные колонки просто не зажигаются. Утечки вовремя не устраняются, после ремонтных работ на улицах остаются грязь, развороченные газоны.
Пока Осадчий работал начальником юротдела, напряжение с абонентами удавалось снимать. Во всяком случае, иски подавались единичные. Но не зря же говорят, что нет страшнее врага, чем бывший друг. Он все о тебе знает. Осадчий все про Минераловодский водоканал знал. И особенно, в силу своей должности, знал правовую базу, касающуюся водопотребления. В том числе «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». После увольнения из водоканала как юрист стал защищать в том же третейском суде уже абонентов. Защищал добросовестно, опираясь на свои знания. Не исключаю, что слишком добросовестно, ведь было за что не любить неприятеля. Логично, что за короткий срок выиграл больше двух десятков дел по искам, поданным жителями Минераловодского района.
Хочу привести только одно решение третейского судьи С. Букина, вынесенное по иску гражданки Е. Денисенко. Осадчий выступал представителем истца. Суд признал оказанные водоканалом услуги в декабре 2010-го - августе 2011-го года услугами ненадлежащего качества и постановил взыскать в пользу истца моральный вред за каждый месяц по десять тысяч рублей. Само собой, обязал провести перерасчет за оказанные услуги. Кроме того, взыскал также проценты за пользование чужими денежными средствами и расходы на представителя в суде на общую сумму почти 26 тысяч рублей. Вместе с расходами на судебные издержки и третейский сбор Минераловодский водоканал по этому решению должен заплатить почти 176 тысяч рублей.
Если таких решений два с лишним десятка, то ясно, руководству предприятия есть от чего заиметь зуб на Осадчего.
СЛЕДОВАТЕЛЬ... ПРЯЧЕТСЯ ОТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО
По-хорошему, руководству предприятия надо было бы сосредоточиться на повышении качества своих услуг. То есть подавать людям воду таким образом, чтобы у них не было повода ходить по судам. Качественно ремонтировать сети и прочее. В нашем же случае, похоже, выбран совсем другой путь. Борются не с причиной, борются со следствием. В некоторых газетах стали появляться статьи под грифом «На правах рекламы», где Осадчий, а также местная общественная организация по защите прав потребителей, также помогающая людям отстаивать свои права на качественное водоснабжение, стали выставляться чуть ли не врагами общества, стремящимися разорить такое нужное для народа предприятие. Осадчего даже назвали виновником включения в договоры с потребителями «грабительского» пункта 7.2.1, так называемой третейской оговорки, по которой все споры с абонентами должны рассматриваться именно в третейском суде при «Арбитре». Хотя на самом деле она была включена по приказу головного предприятия - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал». Не обошлось и без угрожающих звонков абонентам, обратившимся в суд. Как и без пристрастных проверок водоканальских контролеров, придиравшихся к мелочам и угрожающих отключить истцам воду.
Логично, что и возбуждение уголовного дела Осадчий стал рассматривать в этом же ряду - как факт неприкрытого давления на себя за то, что помогает людям. Пытался добиться каких-нибудь объяснений от следователя Сажневой - безрезультатно. Сейчас она просто от него бегает. Прямо уникальный случай: не подозреваемый скрывается от следователя, а наоборот! 27 октября исполнится ровно полгода с момента возбуждения уголовного дела. Нарушены все сроки. А ни допроса толком не проведено, ни следственных действий. Подозреваемому даже не предъявлено обвинение. Не ознакомили с заключением якобы проведенной экспертизы, не вернули изъятое имущество. Тут не вода, за которую можно бороться в суде. Тут следственное болото, из которого не вылезешь. Такое ощущение, что просто подвесили на крючок. Мол, пока под следствием, меньше будет активничать. Раз такой умный, пусть тратит силы и время на свою защиту, а защита простых граждан подождет.
Осадчий обжаловал действия следователя в районном суде. Там вскрылось, что вещдоки где-то у другого следователя. Что крайне удивило и озадачило судью. Да и удивит любого, кто хоть немного знаком с процедурой следствия. От вещественных доказательств зависит судьба человека, за них следователь отвечает головой, а тут такое вольное обращение!
«ОСОБЫЙ КОНТРОЛЬ» СОСТОИТ ИЗ АБСОЛЮТНОЙ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ
Председатель общественной организации, при которой работает третейский суд, Л. Анцелович обратилась в Минераловодскую межрайонную прокуратуру с заявлением на незаконное изъятие из помещения суда имущества ее организации и удержание его в качестве вещественных доказательств по уголовному делу в отношении Осадчего. Межрайонный прокурор И. Афанасов ответил: «Ваша жалоба подлежит удовлетворению, о чем 16.07.2011 г. межрайонным прокурором вынесено постановление». И еще: «В связи с волокитой, допущенной при расследовании данного уголовного дела и нарушениями требований уголовно-процессуального закона, в том числе при изъятии и удержании вещественных доказательств по уголовному делу, межрайонным прокурором подготовлен проект представления об устранении нарушений... и направлен в прокуратуру края для решения вопроса о внесении начальнику ГСУ при ГУВД по Ставропольскому краю. Расследование уголовного дела взято на особый контроль в межрайонной прокуратуре».
Ответ датирован 16 июля. С тех пор уже и ГСУ называется по другому, и милиция стала полицией. А незаконно изъятое имущество Анцелович так и не вернули. И расследование дела продолжают волокитить, несмотря на особый контроль за ним со стороны прокуратуры. 13 октября звоню в пресс-службу краевой прокуратуры и слышу ответ:
- По этому вопросу лучше обратиться к межрайонному прокурору Минераловодского района И. Афанасову.
Дозваниваюсь до него:
- Иван Александрович, чем все закончилось, представление краевой прокуратурой внесено?
- Не знаю, нам они о своей работе не докладывают.
Круг замкнулся. А внутри круга - обычный человек, попавший в равнодушные жернова правоохранительной системы.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет