Вы здесь
ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ЛЕКАРСТВО ПРОТИВ МОРЩИН
Александр ЕМЦОВ
Так делаются «Ставропольские губернские ведомости»
В январе 2012 года исполняется 20 лет со дня выхода первого номера воссозданной газеты «Ставропольские губернские ведомости». К этой дате бессменный главный редактор газеты Александр Емцов издал книгу очерков и статей «Лекарство против морщин». Сегодня мы продолжаем публикацию одноименного очерка.
Начало в СГВ №№40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47
Но и наших читателей опус не покоробил. Я делаю такой вывод потому, что они не прислали возмущенных писем в газету. Не навредили мы им, и ладно. Знаю ли я, что буду делать, приди сейчас похожий гражданин с похожей статьей? Все, наверное, будет зависеть от состояния расчетного счета.
Кстати, спустя много лет наш «критик» Маркса снова зашел в редакцию, за номером газеты со своей статьей. Прямо из зоны, где отсидел за мошенничество в бизнесе. Награда нашла героя. Захотел начать новую жизнь с издания своих трудов. Бывает, что и медведь летает. Поэтому мы встретили его хорошо и, чем смогли - помогли.
Другой показательный случай, уже из последнего времени, - крик о помощи. Бизнесмен просит защитить от наезда рейдеров. Готов заплатить, лишь бы мы написали правду о том, что творится вокруг его предприятия. Что прессует милиция с прокуратурой, суды принимают смурные решения... И все ради одной цели - изгнать его с должности и прикарманить в итоге целое предприятие со стоимостью активов сотни миллионов рублей. Разумеется, мы включаемся, анализируем документацию, проводим расследование. Действительно, правда на его стороне. Одна публикация, другая. В конце концов, темные силы от человека отстают.
Бизнесмен слово сдерживает, платит. Я расцениваю это как своего рода благодарность за услугу - интересные и полезные статьи. Хотя кому-то, наверное, они покажутся статьями с интересом. Мы об этом не распространяемся, но шила в мешке не утаишь. Факты платы редакциям за статьи лишний раз дают нашим недругам повод поговорить о продажности журналистов и прессы в целом. Мол, это такие ребята, которые за деньги напишут все что угодно. Я тут мог бы бесконечно долго и убедительно оправдываться. Привести высокие примеры, что и Репин, и Бах, и даже Микеланджело на заказ работали. Вопрос не в том, работать или нет на заказ. Вопрос в том, как заказ выполнять. Честно и правдиво - тогда это в журналистике допустимо. Тогда такой заказ примет и наш главный заказчик - читатель. И мы, его исполнители, под монастырь за такую статью не пойдем.
Дело тут не в красивых словах. За содержание опубликованных материалов мы несем ответственность по закону. И суд не будет различать, за деньги я написал или так. Поэтому я, как издатель, никогда не возьму, к примеру, тридцать тысяч рублей за статью, после публикации которой могу потерять триста тысяч по решению суда. Себе дороже. Правда всегда была и останется сердцевиной журналистских материалов, независимо от того, заказные они или нет. Бывает, что и в незаказных - вранье, когда журналист не до конца разберется в теме, и в заказных - правда, так как глубоко вник. Поэтому обвинения нашего брата, если уж кому-то хочется их делать, могут идти не в плоскости продажен - непродажен, а правду или неправду написал.
Конечно, в нашем профессиональном цехе не обходится без таких, кто может и «замочить». Написать сознательно ложь. Но вряд ли делают они это только в силу своей безнадежной моральной испорченности. Они лишь выполняют требование заказчика. За обвинениями в продажности журналистов всегда почему-то забывается другая сторона, а именно та, которая дает нашему брату деньги и покупает публикацию неправды. Эти люди, уверенные в собственном всемогуществе, как раз и есть истинные виновники продажности прессы. Потому что изначально их мотивация - исказить картину восприятия обществом действительности в своих интересах. Чаще всего это политики, чиновники, и реже - бизнесмены. Журналисты и газета в этом случае лишь инструмент. С другой стороны, если вы пишете статью, основанную на фактах из жизни, то соврать трудно. Факты сами выведут вас к правде. Помните у Пушкина: «Татьяна сама выскочила замуж»? То есть содержание ее личности, логика развития романа привели ее в семейное гнездо. В журналистике, как в профессии, оперирующей в отличие от литературы не вымыслом, а конкретикой, это еще больше заметно. Факты, если вы именно ими оперируете, на них опираетесь, выведут вас к правде. Из-под пера профессионального журналиста никогда не выплеснется чернуха. Правда ее остановит. Чернуху по заказу пишут журналюги, те, кто не утруждает себя фактическим подтверждением выводов. Те, кто заменяет факты всякими громкими словечками, этакими синтаксическими кружавчиками и бантиками. Так что покажите мне статью, и я скажу, по заказу она скроена или нет.
И опять же, размещают черный пиар на страницах тех газет, которые живут одним днем или изначально создаются под какое-то событие, например, выборы. Газеты, не имеющие постоянного читателя и своих традиций. И которые не могут их потерять за отсутствием таковых. Так что для вывода, правда в статье или кривда, имя журналиста и трудовой стаж газеты имеют значение.
* * *
Давно сказано, что и самый честный человек врет в том, что умалчивает. Умолчание - целое искусство кривды. Если вы заметили, что все СМИ мусолят тему, а одна газета о ней ни слова, значит, она заинтересована ее скрывать. Бывает и наоборот: одна-две мусолят тему, другие же молчат. Это когда мы писали о дошедшем до суда скандале в семье Черногорова по поводу того, с кем жить сыну, а ангажированные властью СМИ упорно молчали и делали вид, что ничего не происходит. На вопросы же, почему вы в стороне, невнятно отвечали, что не хотят вмешиваться в личную жизнь. Или что-то еще в этом же роде.
Один красноречивый пример в этой связи. Бывшую жену Черногорова Ирину и меня пригласила на передачу программа Андрея Малахова «Пусть говорят». Решили обсудить тему борьбы за ребенка, у которого могущественный отец, в эфире. Мы приехали. Запись передачи завтра с утра, а сегодня поздно вечером нам звонят с «Первого канала» в гостиницу и говорят, что, к их большому сожалению, тему с обсуждения снимают. Мол, начальство объяснило это тем, что губернатор в выборном списке, и любое его обсуждение может повлиять на волеизъявление избирателей. Чушь, конечно, несусветная, но деваться некуда. Так мы и уехали ни с чем. Хороший урок «принципиальной» журналистики на самом верху получила и моя дочь Настя, тогда студентка журфака, а сегодня уже телеведущая, которую я взял с собой на популярную передачу поучиться профессии.
К фигуре умолчания прибегают и рекламодатели. Вернее, они покупают наше молчание. Ни для кого не секрет, что порой размещением рекламы добиваются некоторой негласной защиты от внимательного взгляда прессы. Заключили договор об информационном обслуживании на целый год, дали под него денежек и прячутся за ними, будто под зонтик. У редактора не поднимется рука опубликовать критическую статью на компанию, если она регулярно дает рекламу. Что бывает, когда редактор все же осмеливается нарушить этот неписаный закон, видно на следующем примере.
Ипатовский офис Северо-Кавказского банка РФ сначала навыдавал одному из местных сельхозпредприятий немыслимую сумму кредитов, а затем чуть ли не с ножом к горлу стал добиваться их срочного погашения. Вплоть до требования порезать овец и заплатить. Мы опубликовали об этом статью под красивым названием «Молчание ягнят». В результате получили полное отлучение от рекламы всего Северо-Кавказского банка. Нам в его пресс-службе прямо сказали: «Мы не рекламируемся там, где нас критикуют». Было это десять лет назад. Запрет так и не снят до сих пор.
Потеряли мы деньги? Может быть. Но только не достоинство. Прививка от зависимости перед рекламодателем только одна: множество рекламодателей. Тогда, если даже один взбрыкнет, вы не почувствуете финансового голода. И этот один, зная о множественности источников ваших доходов, также не захочет взбрыкивать. Поймет, что бесполезно. Хотя я нарисовал тут, скорее, идеальную картину. В эпоху, когда все живые деньги крутятся у монополистов, и государство не то что не борется с ними, а, наоборот, поощряет их развитие и укрупнение, превращает в рычаг продвижения своей политики, надеяться на появление множества рекламодателей по меньшей мере наивно.
И все-таки деньги - это единственное, от чего зависит независимая пресса. Эта зависимость порой страшнее неволи. От вмешательства бюрократии можно отбиться. Можно даже уцелеть после наезда братков. От безденежья - никогда и никуда не скроешься. Без материального ресурса газета не выйдет. Его самый главный источник - читатель. Есть читатель - есть тираж. Есть тираж - есть рекламодатель. Так вроде все просто. Но вместе с тем - не очевидно. Если бы все наше общество именно так понимало независимость прессы, я уверен, тиражи газет были бы высокими. Сейчас низкие, в том числе и потому, что независимость прессы обществу до лампочки. Оно не видит в ней пользы. Точнее - не в состоянии разглядеть. С другой стороны, газету не покупают, потому что могут без нее обойтись. Значит, есть тут и наша большая вина.
Да, я обещал рассказать, откуда у издателя деньги, то есть как он зарабатывает на рекламе. Вообще-то это коммерческая тайна. Хотя знающий рекламные технологии человек легко прочитает ее на газетных страницах. Скажу лишь, что сообразно с тем, как реклама товаров и реальных услуг, имидж-реклама, политическая реклама появлялись по мере формирования реального рынка этих самых товаров и услуг, вырабатывались и свои технологии, собиралась база данных, подбирались соответствующие кадры. В рекламном деле основной производительной силой является не станок или, там, машина, а рекламный агент. Сидя на телефоне, имея хорошую базу данных, четко очерченную территорию, такой агент может принести за месяц в кассу редакции от 150 до 200 тысяч рублей. Такого «навара» не дает целая типография, ведь там еще расходы в виде бумаги, краски, амортизации оборудования. А здесь - почти чистый доход. Но такие агенты - штучный товар. И такой у нас есть - Дробина Вера Ивановна. Пришла в редакцию в первый год ее организации, ничего в рекламном деле не смыслила, научилась, и сейчас, если бы проводили соревнования, была бы наверняка первой в крае. Что еще есть у нас интересного? Рекламные акции. Это когда к какому-то дню, к примеру, работника коммунального хозяйства, готовится тематический рекламный выпуск. Это особенно развилось с приходом в руководители рекламной службы Виктории Емцовой.
Вообще-то самый главный источник рекламного бюджета - постоянные рекламодатели среди сельскохозяйственных, промышленных и торговых предприятий. Не скрою, некоторые их руководители будут давать рекламу, именно чтобы поддержать нас, позволить нам сохраниться. Низкий им поклон за это. Тут я мог бы назвать десятки, если не сотни, имен таких руководителей. Но назову лишь нескольких. Андрей Чуриков, генеральный директор ОАО «Ставропольсахар», старый и преданный друг редакции. В особой рекламе предприятие не нуждается, продукция всегда находит сбыт. Но вот его слова: «Написанное пером живет дольше, чем вырубленное топором». Именно поэтому, наверное, он считает крайне важным постоянно рассказывать в газете о делах коллектива, о большой работе по техперевооружению, освоении новых технологий. Когда у С. Пьянова, председателя СПК «Племколхоз «Россия» Новоалександровского района, возникли проблемы с закупленным в Германии молочным племенным стадом, о чем я уже рассказывал выше, он обратился за помощью именно в газету. «Вы помогли мне больше, чем иные патентованные специалисты» - это слова Сергея Викторовича. Герой Социалистического труда, председатель СПК Колхоз «Казьминский» Кочубеевского района Александр Шумский в рекламе, наверное, тоже не нуждается. Его самое крупное в регионе, богатейшее многоотраслевое хозяйство без газеты прожило бы. Но и он, и пришедший в последние годы ему на смену Сергей Шумский всегда найдут время для журналиста, изыщут возможность помочь изданию. Про Виктора Калашникова я уже не говорю: он был и остается нашим рекламодателем.
Сегодня доходы от рекламы превышают семьдесят процентов всех доходов редакции. Без всякого сомнения, своевременное обращение к этому источнику помогло газете выжить. Насколько мне известно, у умерших изданий рекламных подразделений просто не было. Другие же газеты стали создавать их только к концу девяностых годов.
Отдельная, хотя и примыкающая к предыдущей, тема - плата за информацию. То есть когда платят не нам, а когда платим мы. За сенсацию, за компромат, да и в целом за материал, который подогреет интерес к газете и у рекламодателей, и читателей. Стоит ли и сколько надо платить тем, кто принес в редакцию такие материалы? Стоит ли именно так заинтересовывать приток в газету подобных материалов? Вопросы в наше время далеко не праздные.
Не буду скрывать, за такие материалы я еще никому и никогда не платил. Другое дело, что выписывал повышенный гонорар тем, кто давал статьи, выходящие за рамки привычных. А чтобы давать в конверте - нет. Но был близок к тому, чтобы платить и за компромат.
Как-то еще в начале 90-х годов Алевтина Шевченко привела странного на вид парня с рукописью о наемниках, или, как их еще погоняют, «серых гусях». Аля вообще уникальный человек по части обнаружения талантов и всяких оригинальных персонажей. Они к ней как-то прямо липнут. Рукопись, по-моему, так и называлась - «Серые гуси», и рассказывала о военных действиях в Нагорном Карабахе. Написана была хотя и корявенько, но правда жизни чувствовалась. Да и сам автор - сухой, выжаренный солнцем и обветренный, в униформе явно походил на боевого солдата.
Гость, просил за рукопись какие-то небольшие деньги. Мы согласились, она того стоила.
- Но кто автор, на кого выписывать гонорар?
Гость к нашему удивлению, со словами «Выбирайте автора» картинно бросил на стол шесть (!) паспортов со своей фотографией на разные фамилии. Пижон - он и в солдатской форме пижон. Мы для приличия, чтобы подыграть, поохали поахали, и выбрали паспорт на имя Юрия Войтенко.
Продолжение следует.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru