Вы здесь

НА УЗИ ПОСЛЕ СМЕРТИ...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

НА УЗИ ПОСЛЕ СМЕРТИ...
Марина Кандрашкина

Вряд ли я ошибусь, если скажу, что одним из главных критериев оказания качественной медицинской помощи является ее доступность. Причем не только финансовая - лечение у нас вроде как бесплатное, - но и практическая. То есть возможность получить консультацию или пройти обследование в ближайшие сроки после обращения к специалистам.
Однако среди нас вряд ли найдется человек, который не сталкивался с очередями в поликлиниках и больницах. Неважно, на прием ли к специалисту, на сдачу анализов, на получение талончиков на обследование, - очередь сегодня есть везде. И еще какая очередь! Вот так приходишь с утра со своим недугом в поликлинику, смотришь на растянувшуюся с крыльца до самой регистратуры толпу людей и думаешь: где взять столько здоровья, чтобы получить заветный талон к врачу или на анализы?
Обычная ставропольская поликлиника. Возле кабинета кардиолога стоит бабушка и что-то растерянно шепчет вышедшей медсестричке. Прислушиваюсь:
- Деточка, врач мне сказала УЗИ сердца сделать, а талончик не дала.
- Так все розданы давно, - ответила медсестра. - Очередь расписана на месяц вперед.
- Деточка, а как же мне быть? - спросила, чуть не плача, старушка.
- Ну, есть же еще хозрасчет. Обследование стоит около 400 рублей.
Между тем, видели бы вы эту бабушку. Стоит худенькая, кутается в растянутую и давно потерявшую форму шерстяную кофту. Честно говоря, даже невооруженным взглядом было видно, что такая сумма пенсионерке не по карману.
Поняли это и другие ставропольцы, дожидавшиеся своей очереди к специалистам. Однако все укоры возмущенной толпы девушка отбивала уверенно, словно опытная теннисистка:
- Сказано же, талончиков нет. Аппарат и так перегружен донельзя, специалисты работают без перерыва. Я-то здесь при чем?
Хотя характерна такая ситуация не только для краевого центра. На прошлой неделе к нам в редакцию пришло письмо следующего содержания:
«Уважаемая редакция! Пишет вам житель села Арзгир Анатолий Васильевич Федорченко. То, с чем приходится сталкиваться нам, больным людям, в медучреждениях иначе как беспределом не назовешь.
Я пенсионер, инвалид второй группы, кроме прочих заболеваний возникли урологические проблемы. 25 января 2011 года я обратился в Арзгирскую больницу. Врач выписал лекарство и назначил обследование, в том числе УЗИ, после чего я должен прийти на повторный прием.
В тот день я обратился в кабинет УЗИ МУЗ «Арзгирская ЦРБ», где мне предложили подождать и минут через 15 вынесли талон на обследование на 30 марта. Если бы мне кто об этом рассказал, я бы это посчитал за юмор. Но мне не до смеха, когда проблемы со здоровьем мучают ежеминутно.
Я не прошу вас помочь мне пройти УЗИ раньше указанной даты, один раз я и сам могу это сделать и за плату, тогда его произведут в течение часа. Мне не понятна позиция руководства больницы: или оно для них является нормой, или не знают, что творится в их ведомстве, или не хотят знать. Убедительно прошу: напечатайте мое письмо, ведь терпеть такое издевательство дальше нельзя. И назовите статью: «На УЗИ после смерти, или как дожить до УЗИ». Ведь нареканий же от нас, простых посетителей, в адрес врачей Арзгирской ЦРБ предостаточно».
Да уж... Интересные вещи творятся в нашей бесплатной медицине. Вот вроде бы выделяются деньги на новое ультрасовременное оборудование, идет ремонт в корпусах, больничных палатах. Словом, все для удобства человека. Жаль только что «удобство» ограничивается лишь внешними факторами и теоретическими возможностями. А между словами «могут получить» и «получают помощь», оказывается, лежат недели ожидания.
Правда, их тоже можно значительно сократить, согласившись на платную услугу. Хотя тоже парадокс.
Казалось бы, если аппарат загружен донельзя, следовательно, нет мест и для тех, кто идет по хозрасчету. Но, как показывает практика, они находятся! И возле нужного кабинета зачастую скапливаются две очереди: из тех, у кого талончики, и - простите за каламбур, из тех, кто вне очереди.
Не спорю, что с нынешним финансированием больницам тоже нужно как-то выживать, платить зарплату врачам, медсестрам. Печально только, что из-за «коммерческих услуг», продиктованных необходимостью, страдают те, кто не может заплатить за обследование.
Впрочем, как замечает заместитель министра здравоохранения СК В. Сметанин, ничего страшного и сверхординарного в ситуации с А. Федорченко не произошло, и двухмесячное ожидание необходимой процедуры - явление вполне обычное и даже обыденное.
- Я думаю, что, если бы у пациента был экстренный случай, помощь бы оказали незамедлительно, - заметил мой собеседник.
Однако странно. Даже не обладая какими-то углубленными медицинскими познаниями, несложно догадаться, что для постановки точного диагноза мало осмотра на глаз. Ведь та же самая головная боль может быть вызвана разными причинами, и, чтобы назначить правильное лечение, нужно более детальное изучение ситуации, нужны результаты анализов, исследования. Мы столько говорим о медицинских ошибках, которые как раз и сделаны из-за таких вот «внешних» диагнозов, а тут... Получается, само министерство дает зеленый свет?
Между тем чиновники хотя бы высказались по этому поводу, и то хорошо. А вот МУЗ «Арзгирская ЦРБ», куда мы обратились за комментариями, до сих пор хранит молчание. На простой вопрос «почему такое длительное ожидание талона?» не смогли ответить ни заместитель главного врача, ни сам главный врач. Хотя, будем до конца честными, с самим главным врачом Е. Матвиенко нам поговорить не удалось: то он был на совещании в Ставрополе, то планерка и ему некогда с нами разговаривать, то он просто не перезвонил на оставленный нами номер телефона. Что ж, полное игнорирование - тоже позиция. Только вот что игнорируем: надоедливую прессу с неудобными вопросами или саму проблему?
Хотя, как ни крутите, Евгений Петрович, а решать ее все-таки придется. Ибо «трехмесячное ожидание талончика - это прямое нарушение законодательства», уверены.
В страховой компании «ЭМЭСК».
- с 16 марта 2011 года на территории края действует «Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории СК бесплатной медицинской помощи на 2011 год», - рассказывает юрист организации Екатерина Марусян. - Данный документ определяет не только виды медицинской помощи, которые предоставляются на Ставрополье бесплатно, но и условия оказания этой помощи. Так вот пункт 13 программы гласит, что «срок ожидания гражданином в плановом порядке приема врачом-специалистом и проведения плановых диагностических и лечебных мероприятий не может превышать 14 дней».
Как же быть, если права нарушены? Прежде всего, не молчать и обращаться в территориальное отделение страховой компании, где и будет рассмотрен случай и приняты меры. Не верите, что поможет? Тогда для вас будет показательной следующая история.
У жительницы Грачевского района долгое время болели ноги. Для решения проблем понадобилось ИМРТ коленки. Данное исследование не из дешевых и стоит порядка пяти тысяч рублей. Между тем, когда женщина обратилась в местную поликлинику, выяснилось, что талоны на данное обследование они не дают. Тогда пациентка и пришла за помощью в районную страховую компанию. В итоге исследование было сделано бесплатно по направлению.
Словом, дорогу осилит идущий, ну и тот, кто хотя бы изредка читает законы и знает свои права. Ведь не секрет, что большая часть наших «злоключений» происходит из-за нашей же правовой и юридической безграмотности. И вот для того чтобы заполнить некий пробел в образовании, мы и предлагаем вам отдельные выдержки из этой же Программы, которые могут оказаться весьма полезными:
1. Экстренная медицинская помощь оказывается вне зависимости от наличия у гражданина полиса обязательного медицинского страхования и (или) документов, удостоверяющих личность.
2. Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача с учетом его согласия, путем подачи заявления лично или через своего представителя, а также на выбор медицинской организации, участвующей в реализации Территориальной программы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. В выбранной медицинской организации гражданин может осуществлять выбор врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) с учетом согласия врача.
4. Гражданин считается прикрепленным к выбранному им амбулаторному учреждению. До осуществления права выбора гражданин считается прикрепленным к амбулаторному учреждению по месту жительства.
5. При предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации одному из родителей (иному члену семьи) права нахождения с ребенком в больничном учреждении ему обеспечивается питание и койко-место. Решение о наличии показаний к нахождению с ребенком в больничном учреждении одного из родителей (иного члена семьи) принимается лечащим врачом совместно с заведующим отделением, о чем делается соответствующая запись в медицинской карте.
6. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Медицинские организации обязаны обеспечивать этапность и преемственность в оказании медицинской помощи, включая применение реабилитационных методов и санаторно-курортное лечение.
7. Объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного гражданина определяется лечащим врачом в соответствии со стандартами медицинской помощи. При этом гражданин обязан выполнять назначения лечащего врача и соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет