Вы здесь
БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).БЕСТУЖИЙ: ПРЕСТУПНИК ИЛИ ЖЕРТВА?
Александр ЕМЦОВ
Кто он, Игорь Бестужий: преступник или жертва? Вчера еще преуспевающий и не сходящий с телеэкранов высокопоставленный чиновник сегодня находится в тюрьме и уже в качестве подозреваемого в особо тяжком преступлении не сходит с телеэкранов. На первом варианте ответа на поставленный выше вопрос настаивают следственные органы, арестовавшие сити-менеджера и предъявившие ему обвинение в покушении на получение 50-миллионной взятки. На втором - семья, адвокаты арестованного и некоторые правозащитники, утверждающие, что шумная история со взяткой - грубая подстава, а якобы прозвучавшее признание арестованного в совершении преступления получено под пытками «в стиле 37-го года».
Мы надеемся, что внести ясность поможет ниже предлагаемое журналистское расследование деятельности Бестужего на посту сначала вице-мэра, а затем и главы администрации Ставрополя.
1
Июль 2011 года. Звонок:
- А вы знаете, что в администрации Ставрополя идут обыски? Вынимают документы?
- Да вы что? Спасибо, сейчас проверим!
- Может, это связано со вчерашней статьей вашего главного редактора?
- Да вряд ли. Кстати, главный редактор вас и слушает. Меня зовут Сан Саныч. Представьтесь, если можно.
- Это не имеет значения. Обыски с выемкой действительно идут. Сто процентов. Только причины мы не знаем. Вам это будет легче разузнать. До свидания.
Трубку на том конце провода положили. Скорее всего, это был кто-то из работников самой городской администрации. Из тех, кто много знает о проделках начальства, тихо ненавидит его за это и готов слить при каждом удобном случае. Вероятнее всего, какой-то чиновник низового звена. Этим особо терять нечего. Кто бы ни был, а сообщение, если это правда, стоящее. Потянет на сенсацию. Звонивший обратился по адресу. Вчерашняя моя статья, где главным «героем» был как раз глава администрации города Игорь Александрович Бестужий и его ближайшее окружение, давала простор для самых смелых предположений.
Дай-ка съезжу в администрацию. Милое дело - убедиться самому. Профессия обязывает.
Не успел собраться, как заглянул один из корреспондентов. И ему сообщили об обысках. Только уже - в комитете градостроительства. Значит, дело серьезное.
Уже по пути перезвонил одному из знакомых работников администрации:
- Ты что-нибудь о налете на своих работодателей знаешь? В администрации вроде маски-шоу.
- Да ходят тут по коридорам...
Похоже, действительно там что-то происходит. Проехал по адресам предполагаемых обысков. Снаружи самой администрации на проспекте Карла Маркса присутствия следователей с омоновцами заметно не было. Но внутри у входа на этаж, где располагался общий отдел и хранились официальные документы, стояли двое крепких ребят в униформе и никого не пропускали. В коридоре бросились в глаза большие черные мешки с торчащими из них канцелярскими папками. Та же картина наблюдалась и у здания комитета по управлению имуществом. Похожая - у комитета градостроительства. Здесь только ребят в форме больше. В общем, все было понятно. Всезнающие читатели не подкачали.
2
Ставропольцы знают, что в конце 2007 года именно на незаконной торговле городской землей и всяких темных делах с муниципальной собственностью погорела команда тогдашнего мэра Дмитрия Кузьмина. Они тогда широко и безнаказанно развернулись, раздавая налево и направо под застройку школьные дворы, городские скверы и даже лесные участки. Поговаривали, что за взятки, поскольку многие члены той команды сказочно разбогатели. А сам мэр тратил на выборные кампании бешеные деньги. По признанию одного из членов его команды, только на выборы в краевую думу в 2007 году парторганизацией «Справедливой России», которую возглавлял Кузьмин, было израсходовано 160 миллионов рублей. Откуда-то они взялись! Начальствующие в силовых структурах чины безмолвствовали, опять же поговаривали, что им заткнули рот кому земельным участком, кому - автомобилем, кому - шикарной квартирой.
Пресечь этот земельно-торговый пир пришлось федеральной власти. Да и то она вмешалась только потому, что и до нее достало: Кузьмин полез в большую политику, вслух сказал, что целью его команды является свержение действующего губернатора Александра Черногорова, и это очень не понравилось высшим чинам правящей партии «Единая Россия», в которую губернатор успел переметнуться из компартии. Когда из столицы прибыла целая группа следователей по особо важным делам и так же, как сегодня, начала с демонстративной выемки документов в городской администрации, мэр ждать ареста не стал, взял билет на Страсбург и был таков. Уголовное дело возбудили, объявили подозреваемого в международный розыск, и вроде его где-то там Интерпол задержал. Но до выдачи на Родину дело так и не дошло: мэр разыграл карту преследования по политическим мотивам, попросил статус беженца и получил его. И это всех устроило. Больше запросов никто никуда не слал. Не последнюю роль сыграло то, что уголовное дело было возбуждено не по взятке, а за превышение должностных полномочий, и во многом было шито белыми нитками. Кузьмина обвинили, что администрация взяла кредит, не вернула, и банк забрал здание муниципальной собственности, заложенное в обеспечение кредита. Но ведь казна ничего не потеряла, она же пополнилась суммой кредита! Какой тут может быть ущерб? Этот вопрос остался для общественности без ответа. Единственное, что просматривалось тут криминального, это выведение через невозврат кредита муниципальной собственности без всякого конкурса. Однако доказать уголовку здесь было очень сложно. Но тогда каждое лыко против Кузьмина было в строку. Ведь цель была - освободить место мэра краевого центра для партии «Единая Россия». Поговаривают, что теперь экс-мэр живет себе в Австрии припеваючи.
Хозяином города, после непродолжительного переходного периода, стал в конце 2008 года единоросс вице-мэр Игорь Бестужий. Мэр Николай Пальцев хотя и был тоже избран новый, но поставлен с расчетом на исполнение представительских функций. Вице-мэр же, поговаривали, был другом нового губернатора Валерия Гаевского, они даже тогда жили в одном доме, на одной лестнице, и практически вел все городское хозяйство именно он. Два медведя в одной берлоге не уживаются, периодически между мэром и вице-мэром возникали стычки, даже группировки в администрации образовались, но краевая власть всегда становилась на сторону последнего, и все понимали, кто в городе хозяин.
На город Бестужий пришел с должности министра имущественных отношений края. До этого четырнадцать лет был директором страховой компании «Согаз». И не только ею руководил, что станет видно дальше по тексту нашего журналистского расследования. Руководил сельхозпредприятием, был даже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Но по образованию и опыту работы он - гинеколог. Это дало основание для хождения по городу ядовитой шутки: «Сидел бы себе, ковырялся в теплом. Зачем в политику полез? На сквозняки!» Особенно часто приходилось слышать это от медиков. Отличающихся, как известно, особым цинизмом в анекдотах, касающихся человеческого естества.
Но уже где-то через полгода после всех этих перемен во власти в Ставрополе стали поговаривать, что новый хозяин, то есть вице-мэр, практически продолжил дело своего предшественника: делил городское и умножал свое. Только еще в больших масштабах. Довольно бесцеремонно, абсолютно не считаясь с общественным мнением, а порой и топча людей и их достоинство. Как результат, у Бестужего сразу объявилось немало врагов. Предшественник, надо отдать ему должное, был с людьми более аккуратным, во всяком случае, откровенных ярых врагов у него в городе не было, и только потому, что он давал и другим жить.
Понятное дело, люди снова стали обращаться с жалобами куда только можно, в том числе и в редакцию газеты «Ставропольские губернские ведомости». Так я, главный и активно пишущий ее редактор, поневоле и втянулся в тему.
Все началось с истории борьбы за парк Победы в 2009 году.
Помню, как тогда еще депутат городской думы, руководитель потребительского общества «Ставропольские парки культуры и отдыха» Виктор Бондаренко пришел в редакцию:
- Сан Саныч. Хоть вы разберитесь и напишите правду. А то все в одни ворота!
Оказывается, у нас в газете вышла небольшая заметка по пресс-релизу администрации. О том, что Бондаренко и компания каким-то хитрым способом захватили аж двести гектаров парковой земли чуть ли не в частную собственность, а администрация во главе с вице-мэром начала с этим бороться и вот-вот победит. Вернет жирный кусок земли в собственность горожан.
- А что там не так, Виктор Григорьевич?
- Это сейчас парк в собственности горожан. И потому еще целый. А если он перейдет в муниципальную собственность, то уже завтра от него останутся одни пеньки. Не мы хотим хапнуть и раздербанить парк, а сама администрация.
Так я погрузился в сложнейшую тему войны за землю парка. Войны, инициатором которой была администрация Ставрополя и лично Бестужий. Кстати, это было первое резонансное дело с землей, за которое он взялся сразу же после своего назначения вице-мэром. И которое ему не удалось.
Напомню про скандальную историю с «рощей Путина», случившуюся весной 2009 года. Тогда Бондаренко набрался смелости и пожаловался премьер-министру, что у парка забрали и уже вырубили участок на объездной дороге по улице Лермонтова под автосалон «Инфинити». Премьер вмешался так резко и сердито, что первые лица края и города сразу же отменили все постановления о выделении земли и чуть ли не сами восстанавливали лес - сажали саженцы. Тогда ничья голова не полетела - все свалили на предшественников, якобы решения принимала еще команда Кузьмина. Хотя было все не совсем так. Тут уже и новая власть успела отличиться. Во всяком случае, деревья рубили уже при ней. Но - пронесло, ничья голова после той разборки не слетела.
Жалобы на самый верх даром для их сочинителей не проходят. Уже через несколько недель после этой громкой истории по инициативе Бестужего администрация начала судебный процесс по отъему всей земли у потребительского общества «Ставропольские парки культуры и отдыха». В середине июля Шестнадцатый апелляционный суд принял решение, которым прекратил право пользования обществом всем земельным участком площадью почти двести гектаров. Судебный процесс администрация подкрепляла соответствующей пропагандистской работой, в том числе и через газеты и телевидение. Сам Бестужий по поводу и без говорил, что общество парк загадило, что там весь досуг сводится к пьянке и беспорядкам. Его дружно поддерживали милицейские чины. Звучали угрозы вообще закрыть парк. На работающие там предприятия натравливались проверяющие. И это про парк, куда чуть ли не ежедневно приходят десятки тысяч горожан, который имеет кучу наград европейских структур, является одним из лучших в стране!
Мы подняли документы и выяснили, что все обрезания земли парка, которые проводились, были сделаны только по инициативе администрации города. И если руководство парка подписывало документы, то только под давлением властей. И предыдущей, при Кузьмине, и нынешней. Потребительское же общество, у которого земля находилась в пользовании, может использовать землю только на уставные цели, то есть для организации отдыха горожан. Застраивать ее не имеет права. К тому же, если даже и надумает застраивать, то только с разрешения городской власти. Таким образом, если земля в пользовании у потребительского общества, то у нее как бы двойной контроль - и самого общества, и администрации города. Если же перейдет городу - то рискует попасть в руки одного и не самого честного хозяина, для которого основной принцип - «что хочу, то и ворочу».
Так и родилась статья «Кто - охотник, кто - добыча». В статье мы попытались чуть ли не построчно развенчать решение апелляционного суда, перечисляли все факты варварского захвата администрацией земельных участков, этапы ее войны с потребительским обществом, тщательно прописали правовые аргументы в пользу того, чтобы оно и дальше пользовалось землей. Не знаю, помогла ли статья, но после ее выхода, спустя неделю Арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решение Апелляционного суда. Земля осталась за потребительским обществом. С тех пор, кстати, утихли и скандалы вокруг ее захватов. Таких фактов просто не стало.
От парка Бестужий тогда отступил. Но без всякой натяжки скажу, что он этой бесцеремонной атакой восстановил против себя сотни, если не тысячи мелких бизнесменов города и их семьи. Ведь при парке работает несколько сот объединенных в общество предприятий! Жизнь показала, что тот эпизод не был единичным фактом. Он и дальше не особенно считался с людьми, с их интересами. И реакция горожан не заставила себя ждать.
С телегой на Бестужего пришли в редакцию жильцы дома по улице Доваторцев, 29. По документам, которые принесли с собой, выходило, что он еще до вице-мэрства купил пристройку к их дому, где раньше размещалось кафе «Луна». Выкопал рядом огромный котлован и пристроил к тем площадям, что были, еще втрое больше. Все это сделано без согласования с жильцами и даже без необходимой в данном случае разрешительной документации городских служб. Все бы ничего, может быть, и проскочило бы, но новодел закрыл людям обзор из окон, не говоря уже о том, что была уничтожена зона отдыха с газоном и прочим. Особенно возмущало граждан, что процветавшее при Кузьмине беззаконие в строительстве продолжил человек, пришедший к власти на волне борьбы с этим самым беззаконием и призванный по роду своих должностных обязанностей с ним как раз и покончить.
По обращению жильцов родилась статья «Лунный кот». Почему «лунный» - понятно, от бывшего названия кафе. А «кот» потому, что где-то в это время Владимир Путин сказал что-то про жирных котов в бизнесе и власти. Так и срослось. Кличка эта, насколько мне известно, прилипла к Бестужему. Чему способствовало круглое самодовольное лицо. Ее использовали, понятное дело, за глаза.
Это было серьезное персональное публичное обвинение первого лица новой городской власти если не в беззаконии, то в личной нескромности и пренебрежении требованиями горожан. И подкрепленное железобетонными фактами. Поскольку и называло хозяина пристройки, и вскрывало суть нарушений им порядка застройки.
Народу статья понравилась. Я это сужу по звонкам в редакцию. От власти же - как городской, так и вышестоящей краевой, реакции не было никакой. Единственное, что до меня дошло, это объяснение Бестужего. Будто бы строил он, когда еще был бизнесменом, а так безалаберно отнесся к разрешительным процедурам потому, что тогда, мол, при прежнем мэре, все так делали. А теперь такими делами уже не занимается. Наоборот, теперь он с подобными нарушениями градостроительных правил сам активно борется. Как чиновник, курирующий градостроительный сектор.
Вроде дальше Бестужий эту пристройку - наследие проклятого прошлого - то ли продал, то ли подарил. Избавился от нажитого в бизнесе греха.
Жалобщики с Доваторцев, 29, да и другие читатели позванивали: будет ли продолжение темы «Лунного кота»? Ведь незаконная пристройка так и стоит! Но у меня все не доходили руки. К теме не вернулся. Сейчас могу сказать, что она не закрыта. Совсем недавно те же жильцы обратились с новой жалобой, что пристройка сидит паразитом на их коммунальных сетях и им приходится оплачивать ее отопление, освещение, расход воды и прочее. Что приводит к заметному росту счетов за коммунальные услуги. А новый хозяин, по их словам, - всего лишь родственница Бестужего, а значит явно подставное лицо. Получается, что он от смутной собственности тогда так и не избавился. Наплевал и на критику в печати, и на мнение людей.
Продолжение в следующем номере
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru