Вы здесь

ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ЕСЛИ ДУША РОДИЛАСЬ КРЫЛАТОЙ
Наталья Макагонова

«Какая Ирина талантливая!», «Просто живет на сцене!», «Красавица» - такие слова слышишь после каждого спектакля, в котором участвует актриса Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова Ирина Баранникова.
Лариса Огудалова, Анна Каренина, княжна Тараканова, Татьяна Ларина, Мария Стюарт - за 15 лет работы на ставропольских подмостках сыграны десятки ролей, причем практически все главные. Актерская биография актрисы настолько велика, что невольно думаешь: какие жизни удалось прожить, какие судьбы пропустить через себя! Роли, которым может позавидовать и о которых может мечтать любая служительница Мельпомены. Ставропольские театралы как-то сразу полюбили ее раз и навсегда. А ведь зритель мог никогда и не увидеть Ирину на сцене, если бы, как это часто бывает в жизни, не Господин Великий Случай.
«После школы я поступила в медучилище, закончила его с красным дипломом и готовилась поступать в мединститут. Я точно знала, что хочу быть хирургом, и ни о какой другой профессии не мечтала и не думала, - говорит актриса. - Однажды в гостях у подруги я зашла в ванную помыть руки и на полочке увидела газету, в которой было объявление, что театр набирает студентов на актерский факультет. А дальше...»
Ирина с благодарностью вспоминает своих родителей, которые не стали устраивать истерик, а спокойно сказали: «Куда? На актрису? Ну, давай-давай!»
Хотя, конечно, что и говорить, восторга от решения дочери, мягко говоря, не было.
Но у Татьяны Николаевны и Анатолия Ивановича с детьми сложились теплые и доверительные отношения. В семье все обсуждалось и решалось вместе, сообща. И Ира, и ее младший брат Алексей всегда могли рассчитывать на понимание и поддержку близких.
«Мои родители - удивительные люди, - улыбается Ирина. - Даже не знаю, смогла бы я так же поступить: учить целенаправленно ребенка на врача, а тут актриса почему-то. В семье артистов не было. Мама - педагог, всю жизнь проработала в школе, преподавала иностранные языки, папа - работал в дорожном хозяйстве Кочубеевского района. Правда, прабабушка Ирины была очень талантливым человеком - рисовала, шила, вышивала, мечтала заниматься творчеством, но сначала коллективизация, потом война помешали заниматься любимым делом. А бабушка Лариса Михайловна и сейчас замечательно поет, знает множество сказок и прибауток, цитирует наизусть «Евгения Онегина» и «Мцыри», но как-то о большой сцене никогда и разговоров не было. Но гены, по-видимому, никуда не денешь, и все эти мечты и таланты трансформировались в Ирине.
С первых дней занятий в училище Ирина сразу поняла: «Мое! Я попала в свою среду».
То, что Ставропольский академический театр набирал студентов для себя, чтобы в труппу пришла молодежь, влилась новая кровь, наложило свой отпечаток на процесс обучения и преподавания. Уже на первом курсе студенты попали в сказку «Конек-Горбунок», которую ставил режиссер Валентин Бирюков, а на втором курсе Ирину пригласили на главную роль в спектакль «Рюи Блаз», где она сыграла королеву Испании в паре с Александром Жуковым. Руководитель курса и режиссер спектакля Наталья Зубкова не то чтобы сомневалась в молодой актрисе, а очень переживала. Ведь назначение на роль, с одной стороны - всегда риск, а с другой - вера режиссера в тех, с кем он собирается работать. Кроме того, актеры должны учиться и расти на первоклассном драматическом материале, а «Рюи Блаз» - это известнейшая драма великого романтика Виктора Гюго, которая около двухсот лет заставляет трепетать сердца зрителей всего мира. Ирина и Александр справились тогда блестяще.
«Хотя, - говорит актриса, - тогда я больше не образ раскрывала, а старалась никого не подвести, не забыть слова, да и Жуков в партнерах - волновалась страшно».
Это потом И. Баранникова и А. Жуков сыграли вместе множество ролей: Лариса Огудалова и Паратов («Бесприданница»), Татьяна Ларина и Евгений Онегин («Евгений Онегин»), Анна Каренина и Алексей Вронский («Анна Каренина»), Верочка и Барановский («Осенние скрипки»), Маритана и Дон Сезар («Дон Сезар де Базан»), Елизавета и граф Орлов («Царская охота») - зритель настолько привык их видеть вместе, что никто особо и не удивился, когда Ирина и Александр создали семью. Любовь, которую они так много играли на сцене, постепенно пришла в их обычную жизнь. Вместе они больше 13 лет, и так же много работают вместе. Вообще, всегда как-то странно и непривычно видеть их в спектакле с другими партнерами.
Один из последних спектаклей, где можно актеров увидеть вместе, - «Ночь святого Валентина» по пьесе А. Марданя, премьера которого состоялась в ноябре прошлого года на Малой сцене. Полтора часа, все время пока идет спектакль, Ирина находится на сцене, не покидая ее ни на минуту. Когда видишь ее работу в этой постановке, сразу становится понятно, почему зритель так часто произносит слова: «Ира живет на сцене». Настолько искренне, правдиво, как говорят, на разрыве аорты проживает она последние часы жизни своей героини, что забываешь, что перед тобой актеры и они играют спектакль. Искренне веришь, что это не Ирина, а Саша (имя героини) любит, страдает, плачет, смеется.
- А как иначе? - говорит актриса. - Не проживешь - не убедишь! Это на большой сцене в каких-то случаях можно сыграть эмоцию. Не прожить, а показать. Например, отвернуться и пожать плечами. Или закрыть лицо руками и изобразить рыдания. А на малой, когда ты находишься в метре от зрителя, так не получится.
Впрочем, «живет на сцене» Ирина в любых ролях. Я хорошо помню спектакль «Евгений Онегин», где в финале, произнося монолог и говоря Онегину: «Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана, - И буду век ему верна», она всегда плакала.
«Да, - отмечает И. Баранникова, - слезы были в каждом спектакле: либо комок в горле стоял такой, что дышать было трудно, либо не могла совладать с собой и слезы катились, но в той сцене я не видела ни зала, ни зрителей, я была Татьяна, которая навсегда уходит от любимого человека. Вообще, Ларина - одна из моих любимых ролей. Эта роль - мое становление как героини».
Творческий диапазон актрисы очень широк. Она может играть благороднейших и достойнейших дам, а может, как говорят в народе, «разбитную и шебутную», которая заставляет смеяться до слез. В комедии Ирина Баранникова так же сильна, как в драме.
И у нее это получается, она не боится быть смешной, некрасивой и нелепой. С большим удовольствием играет в спектакле «Ах, не говорите мне за любовь!». Роль Секлиты Лымарихи, конечно, не из ее амплуа, но с каким удовольствием и азартом там работает Ира, просто загляденье. Ее героиня - грубоватая базарная тетка, которая лихо опрокидывает чарки с водкой, ругается, танцует безумные танцы и даже дерется. Играет, как говорится, играючи.
- Конечно, я больше психологическая актриса, но очень люблю острохарактерные шухарные, заводные и веселые роли. С большим удовольствием играла в спектакле «Халам-Бунду, или Заложники любви». Моя героиня Лена - эта такая а-ля Катя Пушкарева из «Не родись красивой». Я обожала это очкастое чудо. Мне очень нравится работать в таких постановках, но при условии, что параллельно есть серьезные роли. Чтобы душа работала, нужно играть пьесы Шекспира, Островского, Чехова. Конечно, это очень сложно, тяжело, требует огромных и моральных, и физических затрат, но тогда ты не теряешь профессиональную форму. Такая драматургия - это особая школа актерского мастерства. Мне повезло, несколько лет назад я играла Катарину в пьесе У. Шекспира «Укрощение строптивой». Пусть это комедия, но пьесы Шекспира - самый высокий экзаменатор актерского профессионализма: мгновенно видно, что у актера доподлинно, а чего нет. Он требует миропонимания, гармонического развития, предъявляя свой, шекспировский, счет...».
Сыграв много ролей, Ирина Баранникова убеждена, что любая роль - пусть не всегда подарок, но всегда благо. Всегда очень интересно воплотить замысел режиссера (особенно если это близкий тебе по духу человек), понять поставленные перед тобой задачи.
«Каждый работает над ролью по-разному. Кто-то с первой репетиции наклеивает бороду, кто-то надевает костюм, а я до последнего, очень осторожно, где-то внутри себя примеряю образ на себя, до последнего что-то бубню себе под нос. Я не смогу создать сценический образ, пока не пойму, какого человека мне предстоит сыграть, не почувствую, как он ходит, как разговаривает, как смеется или плачет... А к финалу, когда идут монтировочные репетиции, когда режиссер больше отвлекается на свет, на декорации, музыку, я тем временем выдаю роль. А на следующий день играю по-другому. И тогда постановщик мне говорит: вот здесь сделай как вчера, а здесь - как позавчера, а тут скажи так, как сегодня, - рассказывает Ирина. - Интересно было работать в спектакле «Король, дама, валет» по Набокову. Режиссер Олег Рыбкин поставил замечательный спектакль. Он работал с нами так же, как я репетирую роль: приходил, что-то бубнил, смотрел на нас, не ставил никаких задач. А потом за последние три репетиции поставил весь спектакль целиком. На протяжении месяца он сумел нас собрать в такую форму, что мы оказались полностью готовы. От той работы я получила огромное удовольствие».
Настоящей актерской удачей для актрисы стала роль Анны Карениной.
«Очень трудоемкая была работа, - вспоминает Ирина. - Вот тогда режиссер Леонид Белявский вытащил из нас все, что было внутри, заставил отдать все силы. Так же было, когда папа (так актеры называют экс-художественного руководителя театра, режиссера Алексея Малышева) ставил спектакли «Осенние скрипки» и «Белая гвардия», где я играла Елену Тальберг».
Вообще, все образы, созданные ею, интересные, разнообразные, принесли известность и любовь зрителей. Драматическое дарование актрисы зрители стали воспринимать столь же безоговорочно, сколь и ее красоту. Она сыграет кого хочешь, как хочешь, заразит зрителей своей игрой, заставить любить и сопереживать ее героиням.
Все роли, которые она исполняет, кажутся настоящими и реальными. Ирина умеет так сыграть, что зритель начинает верить и переживать эмоции вместе с героиней, а после спектакля уходишь с чувством благодарности за отыгранный образ, за то, что актриса передала зрителю настоящие эмоции. Вот уж поистине, про таких людей говорят: «Душа родилась крылатой».
«Мне важно, чтобы зал меня любил, - говорит Ирина. - Театр - это живое общение со зрителем, обмен энергиями, который происходит здесь и сейчас. Сколько дал в зрительный зал, столько и получил. Театр, как любовь, не выбирают, он однажды приходит к тебе и забирает без остатка. Я очень дорожу тем, что у меня есть. Сегодня я сама не могу поверить в то, что до поступления на актерское отделение была в театре один раз».
Но, как говорит актриса, да, театр - это огромная часть ее жизни, где она имеет возможность реализовать все то, что накоплено, но семья для нее - это самое главное:
«Семья - это тыл, моя крепость. Это смысл жизни, это - все то, ради чего живет человек.
Это самое большое счастье. Там я получаю любовь, силу, жизненную энергию. У Саши я постоянно учусь. Учусь быть счастливой в любых ситуациях, учусь жизнелюбию и оптимизму. Он умеет отдыхать, получать радость от жизни. Слава богу, дети в него пошли. Мне, для того чтобы быть счастливой, нужно, чтобы множество обстоятельств сложились воедино, а они умеют радоваться на ровном месте».
У Ирины и Александра двое детей. Дочери Маше 11 лет, а маленькому Саше 2 года. На мой вопрос, как решилась на рождение второго ребенка, ведь для актрисы это сродни подвигу, Ира ответила: «Вопрос рожать или не рожать даже не стоял, я, вообще-то, хочу троих детей. Ведь дети - большая радость, хотя, конечно, появление маленького ребенка у взрослых родителей - это нелегко. С рождением Саши мы все изменились. Другая стала Маша, которая сразу как-то повзрослела и очень сильно мне помогает. Да и нас с Сашей сын развернул в другую сторону. Появились новые заботы, где-то проблемы, но это такое счастье, когда его головка лежит у тебя на груди или когда он лепечет «мама» или «папа».
Конечно, Саша еще очень маленький, чтобы задумываться, кем он будет, когда вырастет. А вот Маша, до последнего времени мечтавшая стать археологом, недавно преподнесла родителям сюрприз, заявив, что будет актрисой. И хотя папа сразу стал уговаривать дочь еще подумать, Маша пока решения не поменяла. Хотя, кажется, ничего удивительного - имея таких родителей. Беря пример с мамы и папы, девочка много читает.
«Недавно прочла Булгакова «Мастер и Маргарита», - рассказывает Ирина. - Конечно, что-то она не поняла, но кот Бегемот и Фагот на сегодня любимые персонажи. Вообще, Маша очень любознательная девочка, тонко подмечающая детали и нюансы. Когда она читала Жюля Верна, то попросила купить ей глобус, чтобы отслеживать маршрут путешествия героев».
Маша вместе с папой совершают длительные велосипедные прогулки (вообще, о любви Жукова к велосипеду по городу легенды ходят), кстати, мама тоже обещала скоро к ним присоединиться. А пока, в свободное от театра время, Ира много занимается сыном, готовит - вся семья обожает мамины борщ и блины, читает.
Казалось бы, для актрисы в жизни нет ничего лучше театра, сцены, цветов, аплодисментов. Но, оказывается, можно все успевать, оставляя за семьей первое место, не принося ее в жертву.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (1 голос)