Вы здесь
ОСЕТИНСКАЯ «ИЗБА» ПИРОГАМИ КРАСНА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ОСЕТИНСКАЯ «ИЗБА» ПИРОГАМИ КРАСНА
Нина ЕВТУШЕНКО
Продолжая проект «КАВКАЗ.РФ», «Ведомости» приглашают своих читателей в Республику Северная Осетия - Алания. Наверняка многие ставропольцы посещали этот удивительный по красоте и самобытности регион СКФО, у кого-то там есть родственники, друзья, знакомые. Чем больше мы знаем о нашем соседе, о менталитете осетинского народа, обычаях и традициях, тем легче выстраивать отношения, находить точки соприкосновения и общие интересы. И прежде всего у нас, на Ставрополье, где бок о бок с другими народами живут, работают, учатся представители более чем ста национальностей. Кавказ - наш общий дом, и от каждого из нас зависит благополучие, мир и спокойствие в этом большом доме.
АМОНД - ЭТО ЗНАЧИТ СЧАСТЬЕ
По-разному складываются человеческие судьбы.
Батрадз Татаров родился недалеко от Владикавказа, а два десятка лет живет и работает в Ставрополе. После окончания военного училища и военной академии свыше 30 лет отслужил в воздушно-десантных войсках, в отставку ушел в звании полковника. Непростой была его служба - пришлось побывать во многих горячих точках, в наш край он попал вместе с выведенной из Грузии десантно-штурмовой бригадой.
У Батрадза Майрамовича два взрослых сына, правда, по стопам отца они не пошли, избрали в жизни другую дорогу. Но это не столь важно, главное, что он их хорошо воспитал, а остальное уже от них зависит. Сам же Татаров вот уже 10 лет возглавляет на Ставрополье общественную организацию «Осетинское культурно-просветительное общество «Амонд», что в переводе на русский язык означает «счастье».
- В Ставропольском крае осетин проживает немного - около восьми тысяч, - говорит Б. Татаров, - из них почти половина поселилась на Кавказских Минеральных Водах, остальные - в Новоселицком районе и Ставрополе. Создавая общественную организацию, мы ставили простую и ясную цель - знать своих земляков, установить с ними контакты, объединить их на добрые дела. А это изучение и сохранение обычаев, традиций нашего народа, а также обычаев других народов. Без этого рождается непонимание и невозможно выстраивать нормальные взаимные отношения.
Кроме того, в летнее время в Ставрополе мы открываем школы изучения осетинского языка, а в общеобразовательных школах проводим фестивали межнациональных культур. Работаем в воинских коллективах, где служат осетинские юноши, и со студентами вузов, где учится наша молодежь. Общими усилиями удается не допускать серьезных межнациональных конфликтов, если и бывают мелкие ссоры, то в основном на бытовой почве...
Осетины на Ставрополье работают в разных сферах, среди них есть руководители предприятий, ученые, преподаватели вузов, учителя, медики, военнослужащие, специалисты в области ГО и ЧС... Назовем лишь несколько известных фамилий - ученый-философ Анзор Киргуев, бывший председатель край-спорткомитета, а ныне преподаватель вуза Руслан Койбаев, ректор Пятигорского института экономики и управления профессор Виктор Вазагов, комиссар объединенного военкомата Пятигорска и Лермонтова Валерий Гусоев. Для них Ставрополье стало второй родиной, и они считают своим долгом укреплять дружеские отношения между народами.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА РЕСПУБЛИКИ
А теперь самое время отправиться в «поездку» по Осетии, узнать ее историю и культуру, особенности бытия, чем и кем она прославлена.
Республика Северная Осетия - Алания входит в состав Северо-Кавказского федерального округа и занимает территорию около 8 тысяч квадратных километров, из которых почти половина приходится на горную местность. На востоке республика граничит с Ингушетией и Чечней, на западе - с Кабардино-Балкарией, на севере - со Ставропольским краем, на юге - с Грузией, граница с которой одновременно является государственной границей России. Общая численность населения - 712,3 тысячи человек. Северная Осетия является одним из густонаселенных субъектов России, средняя плотность - 89 человек на квадратный километр (пятое место в стране). Государственными языками являются осетинский и русский.
«Осетины - единственный в мире народ, который сохранил скифский язык, мифологию и религию, - считает профессор-этнограф Борис Калоев. - На Кавказе, куда они пришли из Северного Ирана, осетины живут с VII века до н.э. Делится этот народ на три этнические группы: иронцы, дигорцы, родина которых Северная Осетия, и кударцы, проживающие в Южной Осетии». Наиболее известными личностями являются бывший президент Северной Осетии А. Дзасохов, один из самых успешных советских разведчиков генерал Хаджи-Умар Мамсуров, прославленные дирижеры В. Дударова и В. Гергиев, футбольный тренер В. Газзаев.
Этноним «осетины» происходит от общего самоназвания средневековых алан «ас» (по русским источникам - «ас» или «яс», грузинским - «овс» или «ос», отсюда название страны «Овсети», или «Осети»). Участвуя в Великом переселении народов, значительная часть алан ушла в Западную Европу, остальная переселилась в междуречье Кубани и Терека, а также в горы. В IX-X вв. сложилось раннефеодальное государство - Алания. По территории Алании проходил и оставил большой след знаменитый Шелковый путь.
Когда приедете в Осетию - не теряйте времени даром, ведь вокруг столько интересного! Веками здесь сложилась многообразная национальная культура, богатая традициями фольклора, песенного и танцевального творчества. А уж любимую всеми лезгинку молодежь в городах и селах отплясывает так, что заводит даже стариков.
Сотни памятников истории и культуры создают своеобразную мозаику прошлого и настоящего. Гости республики обязательно стремятся увидеть «Город мертвых». Расположенный рядом с селением Даргавс, исторический комплекс представляет из себя 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Усыпальные склепы, относящиеся к XIV-XVIII векам, по своей форме напоминают башни и выделяются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли. Обычай захоронения в надземных склепах был связан с культом предков, которых хоронили в полном одеянии и с мелкими бытовыми предметами. Усопших обычно клали на специальные деревянные ложи или в ладьеобразные деревянные колоды.
Помимо рукотворных памятников, в республике много уникальных памятников природы. Рельеф здесь чрезвычайно разнообразен: равнины и высокие горы, обширные предгорья и многочисленные котлованы, ущелья. В ясную погоду панорама Кавказских гор поражает своим великолепием. Недаром в этих местах находили вдохновение многие творческие личности. Здесь, в Кармадонском ущелье (рядом с Владикавказом), над фильмом «Связной» работала съемочная группа во главе с Сергеем Бодровым младшим. Остается сожалеть, что все закончилось трагически - съемочную группу накрыл мощный ледник.
Но заснеженные горные вершины, отвесные стены Кавказского хребта, несмотря на опасности, по-прежнему привлекают российских и зарубежных альпинистов, скалолазов. А в самой республике на высокий пьедестал, помимо зимних видов спорта, подняты вольная борьба (воспитана целая плеяда рекордсменов и олимпийских чемпионов), футбол, тяжелая атлетика, борьба дзюдо, конный спорт и др.
ДРУЗЬЯ СОБРАЛИСЬ ЗА СТОЛОМ...
Как и другие кавказские народы, осетины широко распахивают двери перед гостями. 130 лет назад А. Гакстгаузен писал: «Закон гостеприимства так свят, что если бы, например, осетин принял в своем доме неизвестного гостя и потом узнал бы в нем кровного врага, которому обязан мстить, то и в таком случае радушно будет угощать его...». Сегодня такая оценка уже спорная, времена изменились, но радушие сохранилось в характере горцев. Гостям в любом доме рады, их сажают на лучшее место, за накрытый обильными угощениями стол. А какой же стол может быть без прославленных осетинских пирогов?
Пироги здесь пекут на праздники, свадьбы, поминки и в будние дни. На больших праздничных столах ставят несколько тарелок и в каждую кладут по три круглых пирога, которые символизируют солнце, воду и землю. Пироги могут быть с сыром, мясом, с тыквой и сыром, с измельченной капустой и сыром - рецептов множество! Каждая мастерица старается внести свою особенную изюминку. И не только те, что в Осетии живут, - ставропольские тоже. Супруга председателя Пятигорской национально-культурной автономии «Иристон» Роберта Каргинова - Лариса, которая наполовину турчанка, а наполовину украинка, за годы совместной жизни так изучила осетинские обычаи и так научилась печь пироги, что у нее уже впору другим учиться.
Самыми вкусными считаются пироги с тонким слоем теста и сочной, обильной начинкой. Толстые, «мясистые» изделия - признак неопытности хозяйки. Процесс выпечки не представляет большой сложности, но все же требует определенной сноровки и опыта. В Осетии всегда этим делом занимались только женщины. «Совать руки в тесто» для мужчин считалось большим унижением. Пусть лучше едят да похваливают хозяйку!
ПРИШЛИ СВАТЫ - ЖДИ СВАДЬБУ!
У осетин много интересных обычаев и обрядов, которые говорят о самобытности этого народа. Взять хотя бы свадьбу. Она всегда проходит весело и шумно, с танцами и шутками, за ломящимися от разнообразных угощений столами. Но любая свадьба начинается со сватовства.
В дом невесты посылают трех сватов, обычно это кто-то из близких родственников жениха. Там их радушно встречают, приглашают за стол с осетинскими блюдами и напитками, но гости не спешат сообщать о цели своего визита - это проясняется только во время второго тоста. А затем оговаривается брачное соглашение, после чего близкий родственник жениха оставляет семье невесты залог - определенную сумму денег.
За несколько недель до свадьбы жених тайно наносит визит в дом невесты. Он приходит со своими друзьями, невеста приглашает своих подруг. Обговариваются все свадебные хлопоты, назначаются шаферы. Вечер продолжается застольем, которое длится допоздна, но жених не должен оставаться со своей избранницей на ночь.
В день бракосочетания прибывший за невестой свадебный кортеж встречают ее родственники и гости семьи. В руках у трех старших - три пирога, арака и пиво. Старшие произносят молитву Богу, желают благополучия и вечной любви молодым. Затем прибывшие садятся за стол, на котором обязательно присутствуют шея и голова священного бычка, три пирога, шашлык из печени, легких и сердца животного. Произносятся тосты, после чего проводится выкуп невесты, и свадебный кортеж отправляется в путь.
Есть в Осетии обычай - по дороге свадебные кортежи заезжают в святую рощу Хетага, где молятся святому Уастырджи и просят о главном. А когда, подъехав ко двору жениха, молодая переступает порог его дома, в руки ей дают младенца - мальчика с пожеланиями, чтобы первым у нее родился сын...
Раньше жених не мог присутствовать во время свадьбы в собственном доме, а находился у шафера. В настоящее время он может увидеть невесту на второй день свадьбы. Он приезжает вместе с шафером и парой друзей, с собой должен иметь три пирога и пиво, которые вручает дорогой. Что еще примечательно - до сих пор в республике актуальным остается обычай «кражи невесты». Наверное, так романтичнее.
БЕСЛАН СТАЛ ОБЩЕЙ БОЛЬЮ
Имея общую границу, Ставрополье и Северная Осетия строят свои отношения на основе договора о дружбе и сотрудничестве. А настоящие друзья, как известно, познаются в беде.
Для всех россиян общей болью стали трагические события в Беслане 1 сентября 2004 года. Тогда в результате чудовищного террористического акта погибли 334 человека, среди них - 186 детей. Масштаб горя трудно даже представить - 66 семей потеряли от 2 до 6 человек, 17 детей остались круглыми сиротами. С тех пор каждый год, в День знаний, на мемориальном кладбище «Город ангелов», у Древа скорби, проходит траурная церемония.
Беслану помогала вся страна, в том числе и ставропольцы. В больницы из края отправлялась кровь и ее компоненты. Специалисты Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медакадемии, которой руководит профессор И. Боев, на месте трагедии оказывали психологическую и психиатрическую помощь пострадавшим.
Не остался край в стороне и во время другой трагедии - вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Ставрополье принимало беженцев из разрушенного Цхинвала (в основном это женщины и дети), с ними работали психологи, а реабилитацией детей занимались врачи санаториев Кавминвод.
Судьба распорядилась так, что Кавказ всегда говорил и будет говорить на десятках языков. Здесь живут и будут жить люди разных вероисповеданий, со своими обычаями и традициями. Главное - сохранить это хрупкое мироздание, чтобы оно выстояло при любых испытаниях.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru