Вы здесь

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ДОЛЬЩИКОВ, МОЛОДЕЖИ, ВЕТЕРАНОВ, И НЕ ТОЛЬКО...

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

27.06.2012
ЖИЛЬЕ ДЛЯ ДОЛЬЩИКОВ, МОЛОДЕЖИ, ВЕТЕРАНОВ, И НЕ ТОЛЬКО...
Марина Кандрашкина

НЕ ТАК ОПАСЕН МИГРАНТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ
КАК КРАЕВЫЕ ВЛАСТИ РЕШАЮТ ВОПРОСЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
В конце апреля на заседании Совета безопасности страны много говорилось о том, что одна из самых больших проблем сегодня - огромное количество нелегальных трудовых мигрантов в России. По оценкам Федеральной миграционной службы, их примерно 5 миллионов человек, хотя независимые эксперты утверждают, что на самом деле в два раза больше. Впрочем, когда счет идет на миллионы, любая цифра - очень много. Поэтому стоит ли удивляться тому, что россияне с опаской относятся к таджикам, работающим на строящемся объекте, азербайджанцам, подметающим аллеи в парке, украинцам, шпатлюющим стены в домах. Ведь многие из нас уверены, что прибывшие полчища работников сначала отнимут наши рабочие места, потом заполонят города и в конечном счете займут всю страну. Но обоснованны ли эти страхи?
О масштабах трудовой миграции на Ставрополье, насколько она необходима экономике края, и как краевые власти контролируют происходящие на трудовом рынке процессы, мы беседуем с начальником управления труда и занятости населения края Людмилой Леонидовной Шагиновой.
- Людмила Леонидовна, «экономика не выживет без привлечения труда мигрантов». Это утверждение лет двадцать назад считалось если не кощунственным, то, по крайней мере, непатриотичным. Что сегодня происходит на краевом рынке труда? И вообще - какова нынешняя позиция федеральных и краевых властей по вопросам, связанным с трудовой миграцией?
- В первом квартале 2012 года экспертами нашего управления была изучена потребность работодателей в рабочих кадрах и специалистах на среднесрочную перспективу до 2014 года. Как выяснилось, перечень необходимых краю специалистов сегодня распределяется по 733 профессиям, что в 1,5 раза больше, нежели в предыдущем году. А это значит, что три тысячи вакантных мест появились или появятся на Ставрополье в ближайшее время. Кроме того, по данным на 1 апреля 2012 года, уровень безработицы в крае составляет 1,8 процента, хотя, если сравнивать с данными прошлого года, тогда он стоял на отметке 2,1 процента. Словом, экономика края набирает обороты, и Ставрополье испытывает возрастающую потребность в кадрах, которая в ближайшее время будет только усиливаться. И причиной этому служит ряд объективных факторов.
Желаем мы того или нет, но сегодня россияне стремительно движутся к той самой демографической яме, когда большая часть населения не рожала детей в 90-е годы. Получается, что все трудоспособное население уже работает, и дальше нас ждет сложная ситуация. По данным экспертов, к 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му - на 18-19 миллионов. Во многих регионах страны локальные рынки труда уже сегодня испытывают кадровый голод. Например, на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири. Между тем страна развивается, и компенсировать образовавшийся провал за счет наметившегося повышения рождаемости не получится. Да, частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры не станут панацеей и не дадут мгновенный результат.
Взять то же самое Ставрополье. Краевым правительством утверждена программа развития региона до 2020 года, за это время у нас должно появиться не менее 47 тысяч рабочих мест. А между тем безработных у нас чуть более 20 тысяч человек, из которых 12 тысяч люди с ограниченными возможностями, то есть не та мобильная сила, которая может реально закрыть потребности. Следовательно, у нас в ближайшем будущем назревает проблема.
- И решить ее, я так понимаю, поможет привлечение иностранной рабочей силы?
- Мы живем в период, когда идет глобализация мировой экономики, и трудовая миграция - неотъемлемая часть данного процесса. Сегодня на рынке труда появляется много новейших технологий, и порой реализация инновационных проектов требует от специалистов несколько иного уровня знаний и навыков, нежели тот, которым обладают российские специалисты. Так почему бы не пригласить зарубежных коллег и не поучиться у них опыту? Например, однажды мы столкнулись с такой ситуацией, что одним сельхозпредприятием были закуплены комбайны турецкого производства, и на месте просто не нашлось специалистов, которые могли бы работать на них. Поэтому вместе с техникой прибыла и бригада, обслуживающая транспорт. И этот случай не единичен. В крае сегодня работают директора, топ-менеджеры, главные инженеры и главные агрономы из Израиля, Дании, США, Великобритании. Да, их небольшой процент, но они есть. И наша позиция как государственного ведомства такова - трудовая миграция нам необходима.
Но, оговорюсь сразу, привлечением зарубежных трудовых мигрантов мы не должны отбирать рабочие места у местных жителей. Только там, где трудовые ресурсы действительно необходимы и своих кадровых альтернатив нет - мы привлекаем иностранцев. Правительство края четко ориентирует все секторы экономики и бизнеса на то, чтобы вакантные места прежде всего занимались местными специалистами.
- А разве последнее слово стоит не за работодателем? И как данную ситуацию может контролировать управление труда и занятости населения, которое курирует данную отрасль? Вообще, миграция сегодня - управляемый или стихийный процесс?
- Безусловно, привлечение иностранных работников в Ставропольском крае, как и во всей России, - это управляемый процесс. Он регулируется системой квотирования. Ведь сегодня в миграционном законодательстве произошел ряд серьезных изменений, выразившихся, в том числе, в расширении полномочий правительства края. Так, у него появились реальные механизмы, которые позволяют регулировать трудовой рынок и количество приглашенных иностранных рабочих. Другими словами, мы не только устанавливаем количество квот на год, но и делаем выводы о целесообразности привлечения иностранной рабочей силы. Но, оговорюсь сразу, занимаются этим процессом сотрудники нашего ведомства не единолично.
Для того чтобы соблюсти права и интересы местного населения, в регионе, по инициативе краевых органов власти, создана межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы. Ее основной целью является снижение напряженности на рынке труда и сдерживание внешних миграционных процессов путем квотирования рабочих мест для иностранных граждан. Эта работа проводится при тесном взаимодействии со всеми министерствами и ведомствами края, Государственной инспекцией труда и УФМС России по СК, центрами занятости населения. Алгоритм работы очень прост. Каждая из сторон в результате детального изучения поступивших от работодателей заявок выносит свой вердикт о целесообразности привлечения иностранных рабочих, и в результате обсуждения принимается общее решение.
Словом, сегодня формирование квоты выглядит следующим образом. Квота формируется исходя из заявлений работодателей. Работодатель пишет заявку в краевое управление труда и занятости населения с просьбой предоставить квоту на привлечение иностранной рабочей силы в таком-то количестве, с такой-то зарплатой по таким-то специальностям. Управление рассматривает заявку. Вначале анализируем и сопоставляем вакансии с гражданами Российской Федерации, которые состоят на учете в службе занятости. Если наши граждане не подходят на эти вакантные места, департамент выносит заявку работодателя на межведомственную комиссию. После того как все заявки от работодателей собраны, управление формирует общую заявку по субъекту Федерации - в данном случае по Ставропольскому краю. Получается окончательная квота.
Если же говорить языком цифр и статистики, из 10 тысяч заявок на 2011 год было выделено 4449 квот, которые так и не были выбраны. Для сравнения, в 2010 году официальных разрешений государства на работу было получено 5587.
- А из каких стран к нам чаще всего приезжают иностранные работники и в каких сферах трудятся, какой квалификацией обладают? Можно ли считать, что типичный трудовой мигрант - гастарбайтер, способный лишь на низкоквалифицированный труд?
- Основными странами, откуда прибывают трудовые мигранты, по-прежнему остаются Узбекистан, Таджикистан, Украина, Азербайджан, Армения, Китай, Турция и Израиль. Больше всего их труд востребован в таких отраслях, как строительство - 59,8 процента от утвержденной квоты, сельское хозяйство - 11,7 процента, производство и переработка - 12 процентов, торговля - 6 процентов. Что касается квалификации, то в большинстве своем это работники среднего уровня квалификации - 79,8 процента, далее идут низкоквалифицированного уровня - 18,8 процента и высококвалифицированного уровня - 1,4 процента.
- Если я правильно понимаю, это легальные работники. А раз человек приезжает работать в Россию официально, следовательно, помимо «белой» зарплаты, на него должны распространяться и какие-то иные социальные гарантии, то же медицинское страхование. Как краевое правительство отслеживает эту ситуацию и отслеживает ли вообще?
- В числе документов, предоставляемых работодателями, желающими пригласить на работу иностранцев, имеется и проект трудового договора. В соответствии с трудовым законодательством РФ, работодатель обязан осуществлять обязательное социальное страхование работников. Кроме того, сегодня на защиту иностранных рабочих становятся и усовершенствованные правила миграционного учета. Так, до 15 февраля 2011 года место пребывания можно было признать лишь юридическим адресом иностранца, поскольку фактически он мог там не проживать. Теперь же место пребывания перестает быть юридическим адресом, и его можно использовать лишь для проживания. В связи с чем меняется и другое ключевое для миграционного законодательства понятие - «принимающая сторона». Теперь работодатели временно пребывающих в РФ иностранцев, у которых последние работают, но не проживают и не находятся, уже не смогут выступать для таких сотрудников принимающей стороной. И созданная межведомственная комиссия четко следит за соблюдением данных правил и норм.
- Людмила Леонидовна, но, согласитесь, лишь оградительными и порой даже запретительными мерами, тем же самым квотированием, выдачей патентов, проблему с трудоустройством краевого населения не решить. Поэтому мой во-прос банален и довольно предсказуем: какие меры еще принимаются управлением труда и занятости населения и правительством края, чтобы насытить трудовой рынок отечественными кадрами?
- Здесь стоит отметить позитивный опыт работы краевой службы занятости населения. Этот год в учреждении провозглашен годом сотрудничества с работодателем. Ведь трудоустройство российских граждан во многом зависит от того, как работодатель заявляет о вакансиях в службу занятости. А между тем до последнего времени у нас с подобными извещениями были проблемы. Несмотря на то что с 2010 года на территории края действует постановление правительства СК, согласно которому работодатель обязан предоставлять в центр занятости в последние числа месяца информацию об открытых вакансиях, большинство из наших работодателей по разным причинам забывали об этом. Но сегодня сотрудниками центра занятости наложено тесное сотрудничество с прокуратурой края, вследствие чего заработал механизм привлечения к административной ответственности несознательных руководителей, предполагающий штраф от трех до пяти тысяч рублей. Такое партнерство уже дало позитивные результаты - по сравнению с прошлым годом банк вакансий увеличился на 50 процентов. Кроме того, на рынке труда существует такое понятие, как «коэффициент напряженности», который определяется количеством безработных, претендующих на свободное место. И если в кризисный период показатель был свыше 3, то сегодня равен 1,1.
Другой вопрос, что у нас наблюдается дисбаланс между требованиями работодателя и навыками гражданина, получившего статус безработного. Так, если заглядывать в недавнее прошлое, раньше около 80 процентов всех вакансий были представлены рабочими специальностями. Сказался тот самый перекос экономики, когда была развалена система профтехобразования, и мы готовили в большей степени управленцев, специалистов высшего звена, ориентированных на экономическую, юридическую службу, не учитывая реальные потребности рынка. Но мы учимся на своих ошибках и сегодня совместно с министерством образования СК работаем над тем, чтобы развивать ресурсные центры, ориентированные на среднеспециальное образование, т.е. подготавливать тех специалистов, чей труд будет реально востребован в ближайшее время.
Также в крае есть и бесплатные курсы, где неработающее население может освоить новую профессию либо получить дополнительные навыки в той сфере, где они сегодня трудятся. Например, освоить азы работы с компьютером, тот же самый набор текста, поиск нужной информации в сетях, отправку писем на электронный адрес. Казалось бы, простые вещи, но как раз отсутствие подобных навыков и не позволяет ставропольцам старшего поколения двигаться вверх по карьерной лестнице или работать в том учреждении, где компьютерная грамотность является обязательным условием.
Работаем мы и с теми категориями населения, у которых уже есть работа, но люди находятся в поиске новых, более интересных в творческом и финансовом плане предложений. С этой просьбой к нам уже обратились более 40 тысяч человек. И согласно проведенному международному опросу, где эксперты выясняли уровень удовлетворенности населения своей работой, Ставрополье занимает лидирующие позиции и находится впереди Волгоградской, Ростовской областей, Краснодарского края.
- Вот уже больше года в Пятигорске работает межрегиональный ресурсный центр, где, по поручению правительства края и полпреда Президента РФ А. Хлопонина, реализуется такой проект, как трудоустройство граждан СКФО по всей территории России. Говоря другими словами, регулируется внутренняя миграция. Каких результатов уже удалось достичь?
- Начну с того, что процесс становления этой услуги шел в нашем регионе очень трудно, и на пути внутренней миграции оказалось множество барьеров. В силу менталитета многие граждане, проживающие в СКФО, оказались не готовы переехать на ПМЖ в другой регион. Дорогие жилье, транспорт, регистрация. Сейчас у любого нормального человека достаточно высокие требования - ему нужна адекватная оплата труда плюс социально-экономическая, социально-культурная инфраструктура. Ему нужно жить с семьей, общаться с родственниками и друзьями. И сдвинуть процесс с мертвой точки нам помогла так называемая «маятниковая миграция», представляющая собой сезонные виды работ или вахтовый метод. В прошлом году с трудовой миссией за пределы округа выехали 7200 граждан СКФО. Хотя замечу, что изначально была еще одна проблема. Потенциальных работников смущали невысокие зарплаты, которые им предлагали работодатели. Но сегодня нами отработан механизм взаимодействия с крупными рекрутинговыми агентствами, где представлены вакансии с оплатой труда в 70 и более тысяч рублей.
- Людмила Леонидовна, 70 тысяч для нашего региона - деньги весьма немалые. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы спрогнозировать огромное количество претендентов на должности с такой зарплатой. Но не обернутся ли впоследствии подобные обещания очередным лохотроном для ставропольских работников?
- Уверена, что нет, потому как данный процесс находится под контролем правительства и службы занятости края. И, прежде чем отправить человека на работу, мы связываемся с коллегами в регионе, оформляем кипу документов, узнаем о репутации работодателя, то есть исключаем все возможные риски.
- Если подытоживать наш разговор, получается следующее: сегодня в крае действует четкое законодательство, направленное на соблюдение интересов местного работоспособного населения. И хотя трудовая миграция в крае присутствует, заморские работники не представляют никакой угрозы для россиян, находящимся в поиске работы?
- Конечно. Ну о какой угрозе можно говорить, если более чем на миллион работающего на Ставрополье населения приходится чуть более 4 тысяч мигрантов? Это капля в море. И мы можем спокойно трудиться все вместе бок о бок, не разделяя никого на «своих» и «чужих». Ведь, по сути, делить нам нечего, работы хватит всем, да и дело-то мы делаем общее - чтобы экономика края развивалась, наращивая обороты, внедряя новые производства, и благосостояние жителей Ставрополья только росло и крепло.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет