Вы здесь
Леонид Осинцев: «Без повсеместного контроля порядка не будет»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).18.07.2012
Леонид Осинцев: «Без повсеместного контроля порядка не будет»
Беседовала Ирина ПОСТОВАЯ
У каждого из нас есть свое мнение по поводу того, как должны выглядеть наши города: какими должны быть улицы, скверы, проспекты, дороги, здания. Однако то, что происходит на самом деле, далеко от эталона. Застройка ведется хаотично, то и дело нарушаются красные линии, варварски уничтожаются зеленые насаждения, то есть нарушений масса. О том, что необходимо сделать для того, чтобы ситуация в градостроительной сфере в регионе изменилась к лучшему, наше интервью с заместителем министра строительства и архитектуры Ставрополья, главным архитектором края, заслуженным архитектором России Леонидом Георгиевичем Осинцевым.
- Леонид Георгиевич, как Вы оцениваете градостроительную ситуацию, сложившуюся в настоящее время в регионе?
- Положение в градостроительстве сегодня далеко от безоблачного, и болевых точек немало. В первую очередь, это острая необходимость в сокращении согласовывающих инстанций при подписании разрешительной документации. Эта тема неоднократно поднималась на краевом уровне. Не единожды по этому поводу высказывался, будучи премьер-министром, Владимир Путин. Необходимо уменьшать административные барьеры в области отвода земельных участков и дальнейшего строительства объектов на них. Разве это нормально, что в муниципалитетах акты выбора земельных участков согласовывают несколько десятков структур? В качестве примера приведу г. Пятигорск, в свое время к нам обратились владельцы торгового центра МЕТРО. Так вот, за выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с них потребовали в два раза больше документов, чем положено по закону. А потому неудивительно, что застройщики, не желающие ждать, идут по другому пути. Так что одно вытекает из другого, и многочисленные факты самовольных построек - самое яркое тому подтверждение.
Усугубляет ситуацию то, что из объектов, которые возводятся в крае, только 30 процентов поднадзорны Госстройнадзору. Что касается остальных зданий - площадью менее полутора тысяч квадратных метров и не выше трех этажей - на стадии строительства их никто не проверяет, это не предусмотрено законом. А если на этих объектах допускаются нарушения, то это выявляется в лучшем случае только после жалоб жителей. Пока контроль не станет повсеместным, порядка не будет.
Понятно, что муниципальные органы должны следить за соблюдением законодательства на своей территории. Однако на деле они отнюдь не стремятся брать на себя дополнительные полномочия.
В 2010 году вопросы самовольного строительства в крае рассматривал Совет экономической безопасности. По результатам его заседания было принято решение, чтобы муниципалитеты занимались выявлением самовольных построек и раз в квартал доводили информацию о таком строительстве до краевых органов власти. Так вот, в прошлом году по отчетам муниципалитетов на Ставрополье было выявлено всего 19 таких объектов, причем 11 из них в г. Железноводске. Как вы думаете, насколько это соотносится с действительностью? Все это говорит о бездействии муниципальных органов власти, о том, что они просто-напросто закрывают глаза на эту проблему.
Но даже если самовольная постройка все-таки выявлена и материалы направляются в суд, муниципалитеты не проявляют последовательности и не отстаивают свою позицию должным образом, а бывает, что их представители и вовсе не являются на заседания. Наши соседи, краснодарцы, нашли способ бороться с этим явлением. Губернатор Александр Ткачев попросил предоставить статистику таких судебных решений, после чего четыре главы муниципальных образований были освобождены от занимаемых должностей, лишились мест и многие чиновники, которые безответственно относились к исполнению своей работы. И это правильно, потому что бездействие администрации позволяет развиваться злоупотреблениям.
В нашем министерстве функционирует отдел по контролю за соблюдением муниципальными образованиями градостроительного законодательства, который проводит плановые проверки муниципалитетов и проверки по обращениям граждан. После каждого мероприятия составляются акты, выдаются предписания об устранении нарушений. Информация о них направляется в прокуратуру для принятия мер. Так вот меры прокурорского реагирования присутствуют только в 30 процентах случаев.
Если говорить о таком явлении, как хаотичная застройка, то нужно отметить, что сегодня в законодательстве прописано, что отвод земельных участков может осуществляться двумя способами. Первый - формирование участков согласно разработанным проектам планировок. При этом участки выставляются на торги, и в результате пополняется бюджет. Второй путь - через акт выбора земельного участка. Вот при нем и происходит хаотичная застройка, ведь, что и где строить, в этом случае решает чиновник, который может лоббировать чьи-то интересы.
И опять-таки во многих субъектах РФ имеется положительный опыт решения этой проблемы. На местном уровне приняты постановления, где прописан перечень объектов, для которых можно оформлять акт выбора земельных участков. Как правило, это муниципальные объекты, но ни в коей мере не коммерческие. Это позволяет не допустить нарушения.
Очень остро в нашем регионе стоят вопросы внешнего вида строящихся и уже существующих зданий. Без какого-либо разрешения, по своему усмотрению юридические и физические лица меняют внешний облик существующих объектов и новых зданий, отклоняясь от проектной документации. И никто за это не несет ответственности, потому что на сегодняшний день это нигде не прописано. Мы неоднократно поднимали эту проблему, но решения пока нет.
Злоупотребления порождает и то, что далеко не во всех муниципальных образованиях имеются разработанные и утвержденные проекты красных линий. Последние должны отображаться в проектах планировки, межевания территорий и устанавливать границы территорий общего пользования. К таким территориям относятся улицы, проезды, бульвары, проспекты, набережные, автомобильные дороги, площади, скверы, парки, городские леса и другие, так как на них, согласно закону, не распространяется действие градостроительного регламента, то есть запрещено строительство и приватизация земли. А в связи с тем, что этого документа на муниципальном уровне нет, у чиновника развязаны руки, и он где хочет, там и отведет земельный участок. Повсеместно у нас застраиваются скверы, бульвары, площади. И за примерами ходить далеко не нужно. В Кисловодске была площадь с фонтаном, ее продали и будут застраивать. В Ставрополе под топор едва не попал сквер на ул. Кулакова. Благодаря активной позиции общественности и обращению прокуратуры Ставропольского края в арбитражный суд его отстояли, но то, что должностное лицо отвело этот участок, весьма показательно. А взять улицы краевого центра - Доваторцев, Кулакова, 50 лет ВЛКСМ, проспект имени Кирова в Пятигорске и многие другие - им повезло намного меньше. И все потому, что нет нормативных документов, а на нет и суда нет.
Но наиболее серьезная ситуация сложилась, к сожалению, в особо охраняемом регионе КМВ. Хаотичная застройка, разбазаривание земли, даже там, где это запрещено законом, приводят к тому, что минеральный состав знаменитых на весь мир целебных источников меняется в худшую сторону, лечебная база курорта истощается. И в том, что это происходит, есть вина как местных администраций, так и федеральных органов, к полномочиям которых относится контроль за охраной природных ресурсов, поскольку все без исключения акты выбора земельных участков согласовываются и без разрешения земля не предоставляется никому. По моему мнению, назрело время, когда эти вопросы нужно обсуждать не на уровне края, а в правительстве России. Необходимо начинать спрашивать за те решения, которые принимались и продолжают приниматься, иначе курорт не спасти.
А вообще, чтобы ситуация изменилась к лучшему, нужно дополнять законодательную базу, как это делают в других субъектах РФ. В частности, необходимо внести изменения в административный кодекс Ставропольского края. Наказание за неисполнение требований градостроительного законодательства необходимо ужесточать и для чиновников, которые используют в своих интересах служебное положение, и в отношении лиц, которые откровенно нарушают законодательство.
- Но ведь многие проблемы можно исключить, если сформировать, утвердить и начать применять пакет градостроительной документации. Как обстоит дело с нею на Ставрополье?
- Вы знаете, подвижки у нас есть, и достаточно внушительные. За четыре года Ставрополье с шестого десятка перешагнуло на 15-е место в списке субъектов РФ по обеспечению градостроительной документацией. Разработка схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов населенных пунктов, правил землепользования и застройки ведется в регионе достаточно активно.
Для обеспечения устойчивого развития территорий края на основе документов территориального планирования министерством строительства и архитектуры края разработаны и реализуются мероприятия ведомственных целевых программ. На их реализацию с 2009 года по настоящее время муниципальным образованиям предоставлено из краевого бюджета свыше 100 миллионов рублей, что позволило разработать документы территориального планирования для большинства районов Ставрополья. Работа эта продолжается.
Что касается генеральных планов, то они есть у основной массы городов и сельских поселений. Но при этом хочу отметить, муниципальные органы до последнего тянут с утверждением разработанных документов, потому что, когда они будут приняты, работать нужно будет по правилам. Разработано больше 90 процентов необходимых документов, а принято порядка 30. Генеральные планы до сих пор не утверждены в ряде крупных городов, таких как Кисловодск, Железноводск, Лермонтов, сложнее же всего ситуация в городе Пятигорске. Там нет правил землепользования и застройки - основного документа, регламентирующего вопросы застройки города. А раз его нет, то решения, где что строить, муниципалитет принимает по своему усмотрению, в том числе и по заявке заинтересованных лиц.
И вывод напрашивается сам собой: если муниципальное образование заинтересовано в планомерном развитии своей территории, то оно предпринимает все, чтобы разработать и принять все необходимые документы, предусмотренные Земельным кодексом: генеральный план, правила землепользования и застройки, проекты планировки и межевания. А там, где чиновникам все равно, что будет с населенным пунктом, или у них имеется заинтересованность в хаотичности, с приведением градостроительной сферы в правовое поле не спешат.
- Что представляет собой стратегия в области архитектуры и градостроительства на территории Ставропольского края до 2020 года, и как будут развиваться крупнейшие города региона?
- Начнем с того, что в апреле прошлого года правительством Ставропольского края утверждена схема территориального развития региона. Кроме того, в настоящее время на согласовании в Министерстве регионального развития РФ находится схема территориального планирования особо охраняемого региона КМВ. Разработана и еще одна схема развития Ставропольской агломерации (куда входят сам краевой центр, ближайшие к нему районы и г. Невинномысск), в настоящее время этот документ согласовывается в краевых министерствах. Завершена работа и над схемой Светлоградского агропромышленного кластера. В перспективе также будет создана схема Буденновского промышленного кластера, в работе сейчас - аналогичный документ по курортно-туристической зоне, которую планируется создать на базе Апанасенковского района.
Еще один важный документ, который разработан в регионе, - «Стратегия в области архитектуры и градостроительства на территории Ставропольского края до 2020 года и на период до 2025». Миссия в области архитектуры и градостроительства состоит в формировании эффективной системы пространственного развития и территориального планирования, направленной на создание благоприятной, комфортной среды обитания и устойчивого развития территории края посредством совершенствования системы расселения, размещения производительных сил, благоустройства городских и сельских поселений. А потому стратегическая цель - формирование опорного каркаса территории края, совершенствование системы расселения с учетом сложившихся агломераций, строительства и модернизации объектов регионального значения, создания комфортных условий проживания населения, благоустройства городских и сельских поселений.
- Получается, задачи перед архитекторами ставятся серьезные, а решать их есть кому?
- С этим у нас тоже проблемы. Квалифицированных специалистов, которые занимаются исполнением градостроительного законодательства, не хватает. Если в городах ситуация мало-мальски сносная, то в районах все намного хуже. Должности главного архитектора есть далеко не везде, а в некоторых местах эти обязанности и вовсе возложены на специалистов других отделов, например, сельского или коммунального хозяйства. При таком подходе говорить об улучшении внешнего облика населенных пунктов не приходится.
Хотя в крае есть и положительные примеры того, как решается эта проблема. В Красногвардейском районе администрация заключила соглашения с сельскими поселениями на своей территории, согласно которым ей передана часть полномочий в области подготовки градостроительной документации, решился вопрос и с финансированием. Благодаря этому и была налажена нормальная работа. По тому же пути пошли в Минераловодском, Новоалександровском и Кочубеевском районах. Так что там, где хотят, - делают, а где нет - ищут причины. И это высказывание применимо как к последнему примеру, так и ко всему, что происходит в области градостроительства и архитектуры в крае.
Все свои предложения мы направили в адрес нового правительства. Среди первых решений - поручение муниципальным образованиям до конца года разработать порядки, ограничивающие случаи предоставления земельных участков под строительство без документации по планировке и проведения аукционов. Будем надеяться, что скоро ситуация изменится.
Чтобы навести порядок в крае, считаю необходимым провести совещание на уровне губернатора, краевой прокуратуры и судебного департамента. Без согласованных действий этих трех ветвей власти нормализовать ситуацию не получится.
И еще, к нам в министерство строительства и архитектуры поступает достаточно большое количество жалоб от населения. А потому мне хотелось бы обратиться к нашим землякам. Если вас приглашают принять участие в тех или иных обсуждениях, публичных слушаниях, собраниях на предмет будущего отвода земельного участка под те или другие цели, обязательно посетите это мероприятие. Если вы не будете принимать участие в обсуждениях, решение примут за вас. Многих проблем можно было бы избежать, если бы собственники своевременно проявили активную позицию.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru