Вы здесь
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ ИЩЕТ ХОЗЯИНА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).07.11.2012
КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТОМОГРАФ ИЩЕТ ХОЗЯИНА
Галина Сергушина
На недавнем открытии поликлиники в Нефтекумске губернатор края Валерий Зеренков, отмечая хорошую оснащенность медицинской новостройки современным оборудованием, подчеркнул, что приобретен даже суперсовременный компьютерный томограф, но тут же заметил, что работать на нем пока некому.
Успешная реализация краевой программы модернизации здравоохранения позволила за полтора года решить многие копившиеся десятилетиями проблемы. Надо сказать, что и деньги были выделены немалые - около 10 миллиардов рублей из трех источников: федерального и краевого фондов обязательного медицинского страхования и из бюджета Ставропольского края.
НА ЧТО ПОТРАТИЛИ 10 МИЛЛИАРДОВ?
На проведение капремонтов обветшавших больниц и поликлиник (в 57 работы закончены, в 17 - в стадии завершения), приобретение современного медицин-ского оборудования, развитие информационных систем, в том числе электронной записи к врачам. Пять с половиной миллиардов направлено на внедрение стандартов медицинской помощи, а также повышение доступности амбулаторных услуг, в том числе предоставляемых врачами-специалистами. Т.е. финансирование шло по самым горячим направлениям.
Как подчеркнул министр здравоохранения края Виктор Мажаров, был ужесточен контроль. Чтобы дисциплинировать подрядчиков от соблазна неполного выполнения заключенных контрактов, что, к сожалению, нередко в российских и ставропольских реалиях, в контрактах был предусмотрен пункт о запрете предоплаты. Т.е. выполнил работу, сдал - получи свое.
В больницы и поликлиники поступило более 8 тысяч единиц нового оборудования, в том числе 20 - очень дорогостоящих. В их числе - магнитно-резонансные и компьютерные томографы, системы для диагностики и лечения нарушений ритма сердца, аппараты экстракорпорального кровообращения, комплексы для рентгенинтервенционной хирургии, многофункциональные рентгеновские системы для урологии. До конца года фирмы по производству медицинской техники, с которыми заключены контракты, должны поставить медицине края дистанционное оборудование, бесконтактный литотриптор, микрочиповый процессор для генотипирования, передвижной хирургический рентгенотелевизионный аппарат. Это техника нового поколения, на которой до этого времени у наших врачей не было возможности работать.
Важно, что немалое внимание в ходе модернизации уделено сельскому здравоохранению. Понятно, что маленькую сельскую больничку нерентабельно оснащать уникальным дорогостоящим оборудованием, оно не будет загружено в силу малой в нем потребности. Но медтехника, необходимая для этого уровня медицины, в села направлена. Из 177 автомобилей, закупленных в рамках программы модернизации, 151 предназначен для сельской местности и 26 - для оказания неотложной медицинской помощи в городах.
Сделаны серьезные шаги для развития дистанционной медицины. К концу 2012 года на территории края будет внедрена система дистанционной передачи и анализа электрокардиограмм. Это позволит и в дальнейшем работать над снижением смертности от острых ишемических состояний и рисков развития осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы. Улучшится оснащение бригад скорой медицинской помощи, приемных отделений районных и городских больниц, участковых больниц и врачебных амбулаторий телекардиографами. Такой аппарат после снятия ЭКГ с пациента сможет передавать ее по цифровым каналам связи в консультационный центр для расшифровки и последующей выдачи рекомендаций. Таких центров будет организовано два: в Ставрополе и Пятигорске. Специалисты в круглосуточном режиме станут принимать и расшифровывать электрокардиограммы со всего края. И это очень важный момент. Пару лет назад мне в родной, по месту жительства, поликлинике Ставрополя пришлось столкнуться с тем, что кардиограмму у меня медсестра сняла, а расшифровать ее оказалось некому, врач, работавшая в эту смену, заболела.
Обещают нам и «электронную медицинскую карту пациента». Причем во всех лечебных учреждениях края. Сегодня все мы мучаемся со своими картами, где каждый врач от руки пишет свой диагноз и назначения. И зачастую не только пациенты, но и коллеги этого доктора не могут разобрать написанное. Электронные карты давно стали обыденностью в краевом Диагностическом центре, а вот прочая медицина в этом плане от него отстала. В планах - предоставление возможности пациентам записываться на прием к врачу с использованием регионального электронного портала. Сегодня уже в ряде медучреждений установлены инфоматы, которые позволяют избежать очередей в регистратуру. Подошел, предъявил машине штрихкод своего страхового полиса, выбрал специалиста, день, время приема и получил талончик. Кстати, 40 будущих специалистов «электронных дел» из территорий края уже приехали на обучение в Ставрополь.
Еще одна новинка - создание межмуниципальных центров здравоохранения. До конца года число таких центров, которые берут под свое крыло сразу несколько районов по оказанию сложных видов медицинской помощи, достигнет семи.
О ЧЕМ ГОВОРИТ МОНИТОРИНГ МНЕНИЙ
Ощутили ли пользу от модернизации медицины простые люди? Почему делаю именно такой акцент? - Потому что наша элита: политическая, банковская, предпринимательская, даже зубы лечить летает в Израиль или Германию. Хирургические операции, когда в них возникает необходимость, предпочитают делать в Москве в серьезных медицинских центрах. И не всегда от недоверия к местным врачам, среди них есть отменные профессионалы. У нас проблема в период выхаживания. Т.е. разрезали, и ты из рук замечательного хирурга попадаешь под контроль палатного врача и процедурных медсестер. А тут зачастую каждый сам себе режиссер. И нет гарантий, что по каким-то причинам не вовремя или небрежно сделают перевязку или не проведут оперативно контрольное обследование, к примеру, из-за очередности. В постсоветские годы, когда пациенты приходили в больницы со своим постельным бельем, своими лекарствами и продуктами, когда у врачей были такие же задержки зарплаты, как в других сферах, многие медики почувствовали себя кем-то вроде благотворителей. Мол, скажите спасибо, что вообще лечим. Тогда появился афоризм: врачи цветов не едят.
И хотя в последние годы в здравоохранении повышаются зарплаты, улучшается оснащенность, от сформировавшегося стереотипа отношения к пациентам наши медики, думаю, уже не избавятся. Не отсюда ли неодинаковое отношение к пациентам, которые приходят лечиться по полису обязательного медицинского страхования, и тем, кто платит из своего кармана? У меня такое впечатление, что «полисных бесплатников» воспринимают вообще как пациентов больниц для бедных. А сами деньги медстраха - как какие-то виртуальные расчеты между фондом и медучреждениями. Вроде самим рядовым медикам от этого страхового финансирования ни холодно ни жарко. По моим наблюдениям, и те деньги, которые платишь в кассу медучреждения, далеко не всегда гарантия того, что к тебе отнесутся с повышенным вниманием. Некоторая гарантия есть только, если кладешь в карман непосредственно врачу.
Положа руку на сердце, давайте признаем, что 20 постсоветских лет просто развратили медицинские кадры и, что самое страшное - «вбили стереотип» драть с пациента деньги, где надо и не надо, в головы молодых эскулапов. Особенно это заметно в стоматологии, где на самом прибыльном направлении - ортопедии (установка коронок, мостов) сегодня немало начинающих и недостаточно опытных, которые пока работать умеют как маленькие, а деньги берут как большие. И жаловаться, по сути дела, некому. В государственных клиниках - семейственность. Причем повсеместно. Можно, конечно, пафосно говорить о династиях. Но когда отец или мать направляют тебя к другому специалисту для продолжения лечения, а этот специалист - сын или дочь, зять направившего, уповаешь только на то, что пронесет. Ибо отказаться от «родственной услуги» кажется неделикатным, да и страшно, вдруг потом высокопрофессиональные отец-мать откажутся в дальнейшем от тебя, как от пациента, обидевшись за любимое чадо. Эта медицинская семейственность в одних и тех же медучреждениях стала привычным явлением в постсоветские годы. Папы-мамы подращивают своих деток себе как руководящую смену, другие - передают свою клиентуру, хотя на детях талантливых людей природа иногда «отдыхает». Не мной замечено, учеными.
И все-таки простые люди результаты модернизации медицины оценили. По информации краевого отделения Фонда обязательного медицинского страхования, озвученной на Координационном совете по модернизации, число недовольных доступностью и качеством медицины по итогам первого полугодия составило 4,5 процента, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилось вдвое. Пациенты более удовлетворены работой регистратур в поликлиниках и оказанием самой медпомощи. Хотя надо иметь в виду, что любой социологический опрос не может претендовать на 100-процентную объективность, как и всякая репрезентативная выборка. Но поголовно всех не опрашивает ни одна социологическая служба. Однако уменьшение недовольных вполовину - это уже заметный позитивный результат.
ВСПОМНИМ «ЗАПИСКИ ЮНОГО ВРАЧА»
В последнее время появилось много новых стимулирующих выплат работникам здравоохранения. Доплачивают участковым в поликлиниках, тем, кто работает по медицинским стандартам в стационарах, врачам скорой помощи. Но эти доплаты локальные, определенным категориям, и суммы очень разнятся. И вот эти доплаты порождают социальную напряженность в коллективах медучреждений, о чем предпочитают умалчивать чиновники от здравоохранения. К примеру, на том же Координационном совете только главврач краевого Кардиоцентра Владимир Колесников набрался мужества сказать об этой проблеме. Он отметил, что выплаты «не получающим по модернизации гораздо ниже выплат стимулирующего характера в рамках программы». За бортом оказались работники хирургического отделения, анестезиологии-реанимации, параклинических отделений, выполняющие лечебные мероприятия, не входящие в стандарты по модернизации, дневного стационара, административно-управленческий и прочий персонал. Т.е. врачей и медсестер внутри одного медучреждения само правовое поле по условиям программы модернизации поделило на «белых и черных». Очевидно, что это не может не вызывать социальную напряженность и душевный дискомфорт. А мы ведь хотим, чтобы все врачи с хорошим настроением и готовностью полной самоотдачи лечили нас. Трудно согласиться с тем, что все это правильный подход.
Кстати, в Кардиоцентре сумели освоить все выделенные на модернизацию деньги, вовремя провели конкурсные процедуры по закупкам современного оборудования, развернули серьезные ремонтные работы. Кардиоцентр в отличниках по программе.
Вторая ахиллесова пята нашего здравоохранения, кроме зарплат, - это жилье для медиков. Старые доктора получили его бесплатно еще в советские годы. Врачи тех направлений, где пациенты сами кладут в карман, имеют возможность покупать квартиры за свои деньги. А вот молодые чаще всего «бездомные». Да, растет число выпускников медвузов, желающих воспользоваться «путинскими подъемными» в виде медицинского миллиона для тех, кто едет работать в село. Но в то же время далеко не у всех, кто приехал работать раньше, есть комфортное и удобное жилье.
В принципе медик должен быть главным человеком в селе. К нему идут все: малые и старые. Но почему он живет хуже сельского чиновника? Вспомним «Записки юного врача» Булгакова. Знаменитый писатель до того, как обрести всемирную славу своим романом «Мастер и Маргарита», несколько лет после медицинского факультета работал врачом в земской больнице Смоленской губернии в глухом селе Никольском. За первый год принял более 15 тысяч больных, почти по 50 в день. Много оперировал, хотя выпустился из медвуза педиатром. Позднее признавался, что двигало им сознание насущной помощи людям. Но акцент я хотела сделать не на этом. Когда молодой доктор приехал в Мурьинскую больницу, его повели в дом, стараниями земства построенный специально для врача, отдельно стоял фельдшерский домик. Т.е. доктор прибыл, жилье для него есть. Это в дореволюционные годы в России, где выборное земство решало подобные социальные вопросы.
В моем детстве в сибирском поселке был у нас старенький доктор, которого все звали Матвеичем. Говорили, что был он сослан когда-то на прииски. Матвеич для наших родителей был царем и богом. Все знал и по официальной, и по народной медицине, на вызовы ходил днем и ночью. Но самое интересное, что дом у Матвеича, который ему построил прииск, был не меньше и не хуже, чем у самого директора этого прииска. Добротный пятистенок с садом-огородом, с выходом к речке. Старики и молодые при встрече с Матвеичем шапку снимали с поклоном. Вот таким авторитетным человеком был земский врач моего детства. Сегодня наши чиновники от медицины любят иной раз пожонглировать словами «земский доктор», но на самом деле таких докторов нет. А чтобы были, надо и отношение к врачу менять кардинально. Разве это справедливо, что сельский чиновник, который единственно чем занят - освоением выделенных ему краевых или районных дотаций, живет в лучших условиях, чем врач?
Губернатор края уже не единожды говорил о том, что были когда-то шефские связи между городом и селом, и в рамках этих связей строилось жилье, в том числе для сельских бюджетников, и что это надо бы возродить. Несколько лет назад ставропольские богатеи по просьбе властей раскошелились и собрали кругленькую сумму на ремонт краевого госпиталя для ветеранов войны и труда. И никто не разорился от благотворительности. Сегодня в каждом районе свои местные олигархи. Может, районным властям просто не хватает инициативы того дореволюционного земства в заботе о врачах и их жилье? Ведь как обидно: начинили медучреждения современным оборудованием, а работать на том оборудовании зачастую некому. Вот как в Нефтекумске: компьютерный томограф установили, теперь ищут специалиста, который станет хозяином умной машины.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru