Вы здесь
ОТ ДОШКОЛЬНОГО ДО ВЫСШЕГО
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).09.01.2013
ОТ ДОШКОЛЬНОГО ДО ВЫСШЕГО
В конце декабря был принят закон «Об образовании». Работа над документом длилась больше трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете.
В итоге кардинально система образования в нашей стране не меняется, однако в ближайшее время все же появится целый ряд серьезных нововведений, рассказывает руководитель широко известного на Ставрополье «Юридического агентства «СРВ» Роман САВИЧЕВ:
- Новый документ должен стать базовым и заменить два прежних закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Они были приняты еще в девяностых годах и уже перестали отвечать современным требованиям. Например, в них не учтены новые явления, включая, например, дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы.
Теперь закон заново выстраивает структуру российского образования, детально прописывая все его уровни - от дошкольного до высшего. Причем на все из них предусматривается закрепление государственных гарантий реализации права на образование. И наконец оказались зафиксированными принципы и акценты разворачивающихся последние несколько лет перемен в образовании - начиная от экономических изменений до содержания учебных программ.
Подчеркну, что, вопреки широко звучавшим в прессе опасениям, в России не вводится всеобщее платное образование. Согласно положениям закона, дошкольное и общее образование в нашей стране остается бесплатным и общедоступным. А вот высшее образование будет бесплатным на конкурсной основе.
Дошкольное образование теперь четко отделено от понятия «присмотра и ухода» за детьми. А если говорить о школе, то закон дает преимущество записи в первый класс тем, кто проживает на закрепленной за конкретной школой территории. Индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов возможен только в средних и старших классах, но не в начальных.
Что же касается высшего образования, то по новому закону действие результатов ЕГЭ имеет ограниченный срок - четыре года. Льгот при поступлении в вузы теперь заметно меньше. Однако окончательно решено, что без вступительных испытаний студентами становятся победители и призеры олимпиад. А дети-инвалиды и другие категории инвалидов принимаются высшими учебными заведениями в пределах квот - это 10 процентов. Однако льготники - сироты, инвалиды, дети военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - проходят бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза. Правда, таким правом можно воспользоваться только раз.
Законом предусмотрена поддержка талантливых детей и создание для них особых условий. А для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы такие учебные заведения, где они «без дискриминации» могли бы получить качественное образование. Причем отдельным пунктом прописано важное понятие «инклюзивного образования».
На мой взгляд, особое значение имеет появление в законе пункта о языке. Согласно ему, в России гарантируется получение образования на государственном - то есть русском - языке, а также выбор дополнительного языка обучения и воспитания. Что касается самого языка, то изучение русской речи и грамматики должно осуществляться в соответствии с государственными образовательными стандартами, а возможное изучение государственных языков российских республик не должно идти в ущерб изучению русского.
Есть моменты, особо актуальные для Ставрополья. В частности, закон регулирует во-просы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных учреждений. Случаев авторитарного закрытия малокомплектных сельских школ теперь не должно быть. Такие решения могут быть приняты только на основании положительного заключения специальной комиссии. И в сельской местности ликвидация школ будет возможна только при учете мнения местных жителей.
В документе учтены также нормы, касающиеся школьной формы. По этому вопросу, напомню, Ставропольский край прославился на всю страну. Требования к одежде учеников по-прежнему останутся в компетенции образовательных учреждений.
Мы видим, что очевидных плюсов немало - власти и обществу по большому счету удалось прийти к компромиссу. Но вместе с тем я считаю вполне обоснованным мнение профессионального сообщества, называющего новый закон рамочным, то есть требующим принятия большого количества подзаконных актов. Кроме того, среди «узких мест» документа можно назвать непрописанность в нем финансовых механизмов. Потому еще предстоит большая работа не только по обкатке нового закона, но и уточнению его положений дополнительной нормативной базой. И от того, как оперативно новые акты будут приняты на разных уровнях, во многом зависит эффективность работы закона «Об образовании».
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru