Вы здесь
БОЛИВАР НЕ ВЫДЕРЖИТ ДВОИХ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).17.04.2013
БОЛИВАР НЕ ВЫДЕРЖИТ ДВОИХ
Александр Емцов
Колхоз-племзавод «Россия» только в прошлом году перечислил в бюджет более 70 миллионов рублей налогов и сборов. Но весь бюджет станицы Григорополисской, где зарегистрировано хозяйство, всего 18 миллионов рублей. Куда уходят заработанные колхозниками средства, и почему так мало достается родной станице, которая должна развиваться именно за счет налогов, получаемых в том числе и от хозяйствующих субъектов?
ДВА МИРА В ОДНОЙ СТАНИЦЕ
Зеркальная кафельная плитка в холле, зеленая рекреация, металлопластиковые окна, стеклянные самораздвигающиеся входные двери, фирменные двери в кабинеты, евроотделка стен, приличная сантехника в санузлах... Все это правление колхоза-племзавода «Россия». Если добавить сюда шикарный многоструйный фонтан перед входом, выложенную брусчаткой площадь перед правлением, богатые цветники, то не оставляет ощущение, что находишься в самом современном офисе в центре богатого современного города.
Однако это ощущение сразу пропадает, как только переходишь на соседнюю улицу самой станицы. Асфальт дорог в выбоинах, пешеходные тротуары еле просматриваются в траве, давно не ремонтировавшиеся фасады Дома культуры, да и самого главного в станице здания - администрации муниципалитета, удручают облезлыми стенами. Ни газонов, ни цветников, ни тем более фонтанов. Возникает ощущение упадка и деградации этой одной из самых богатых станиц края.
И упадок, по моим наблюдениям человека, много раз наезжавшего в станицу, год от года становится заметнее. Это тем более странно, что еще в начале двадцатого века Григорополисскую отмечали как одну из самых благоустроенных станиц на всей Кубани. Такой факт зарегистрирован даже в книгах. А сегодня недостает ума не то что новое строить, развивая тем самым поселение, а даже уже созданное руками дедов и прадедов сохранить.
Почему такой контраст? Ответ очень простой. Колхоз успешно работает, развивается, наращивает доходы и прибыль, за счет которой и ведет строительство и благоустройство. Доходы же муниципалитета стоят на месте, а то и снижаются. Его скромного бюджета едва хватает на зарплату бюджетникам и на самые необходимые расходы. До фонтанов ли со цветниками, до брусчатки на площади тут?
Но почему же тогда раньше на все хватало?
ИЗБАВИЛИ ОТ «НЕСВОЙСТВЕННЫХ» ФУНКЦИЙ
Да потому, что колхоз наши современные реформаторы государственного устройства, говоря чиновничьим языком, избавили от несвойственных ему, по их мнению, функций участия в социальном развитии села.
С тридцатых годов прошлого века колхоз и станица были как единое целое. Так исторически сложилось. Богател колхоз - богатела и станица. Никогда правление и руководство хозяйства не считались с затратами. Все более-менее заметные здания и сооружения, все электрические, газовые, телефонные сети, дороги и тротуары, и даже мосты построены в станице за счет колхоза. «Для того и живем», - так объясняли свою щедрость его председатели. Да и не об излишней щедрости речь - она, как известно, друг роскоши. Речь шла о самом необходимом: о том, чтобы колхозники жили в достойных человека условиях. Колхоз на протяжении семидесяти лет, вплоть до девяностых годов прошлого века, был и отцом, и матерью станицы, и кормил, и поил, и одевал, и обувал. Богатство таким образом возвращалось тем, кто его и создавал. Станица, а вместе с ней и край, и страна в целом богатели.
В ответ государство, хорошо понимая важнейшую, как теперь умно говорят, градообразующую функцию колхоза, освобождало его от всяких финансовых повинностей. Налогов как таковых, во всяком случае, в 70 - 90-е годы, не было, обязательных перечислений средств в край или, там, в Центр никто особых не требовал.
Но в начале девяностых годов произошло то, что до сих пор многие рядовые станичники не могут до конца осознать: колхоз и станицу разделили. В числе других хозяйствующих на территории станицы субъектов он должен всего лишь зарабатывать прибыль. Но долю ее направлять уже не на развитие станицы, а в бюджет. В качестве налогов. Станица же должна теперь эти налоги получать в свой бюджет и развивать с их помощью свое муниципальное хозяйство в интересах всех жителей.
Однако это все на бумаге. Что получилось на деле? А ничего хорошего. Ребенка отрезали от пуповины. Деньги государству колхоз исправно с начала девяностых годов отдает. Но колхозникам они в виде бюджета станицы не возвращаются. Ну а раз у муниципалитета денег нет, то он так и не подхватил те самые несвойственные функции, которые колхоз оставил. Вот социальное развитие и стало. Началось запустение.
Наглядную картину этой несправедливости дают итоги прошлого года. Колхоз перечислил государству налогов и сборов свыше 70 миллионов рублей. Бюджет Григорополисского муниципалитета же на текущий год составил всего... 18 миллионов рублей. И это на поселение с числом жителей 10,5 тысячи человек! Например, из 23 миллионов рублей перечисленного «Россией» подоходного налога станице досталось всего 2,3 миллиона - десять процентов! Всего половину получает муниципалитет единого сельхозналога, уплачиваемого хозяйством, половину - арендной платы за земли сельхозназначения. В целом же станичники получили в свой муниципалитет в четыре раза меньше того, чем поделились с государством из кассы колхоза.
И это только черный передел средств одного, хотя и самого крупного в станице, сельхозпредприятия. Мы не берем во внимание небольшие коммерческие предприятия, индивидуальных предпринимателей, которых в станице несколько десятков и которые также отчисляют налоги и сборы государству. Тут тоже счет идет на миллионы. Их также четвертуют.
Как дальше расходуется бюджет станицы? 11 миллионов из него уходит на зарплату бюджетникам. Остается всего 7 миллионов. Многое ли на них сделаешь? Если знать, что проект, всего лишь проект (!) одного километра дороги обходится сегодня в один миллион рублей. В десятки миллионов обходится прокладка сетей. И если знать, что дороги, а их в станице больше пятидесяти километров, да и сети, до сих пор не поставлены на баланс, так как не отмежеваны, не получили технических паспортов и право собственности муниципалитета на них юридически не зафиксировано. И все потому, что на эту дорогостоящую работу нет средств. Они уже не колхозные, но еще и не станичные. Так, висят в воздухе.
Про то, куда уходят налоги, выплаченные в бюджет колхозом «Россия», вопросов лучше не задавать. Финансисты и Новоалександровского района, и министерства финансов края дружно скажут, что они направляются на выравнивание бюджетной обеспеченности. Не у всех муниципалитетов района есть такие богатые хозяйства, вот им дополнительные средства и перенаправляются. Иначе, скажут важно и с самым умным видом финансисты, никак нельзя, иначе у слабых даже на зарплату не будет хватать. Пресловутая и давно осужденная уравниловка? Похоже, что так.
Но не только она. Промолчат финансисты про то, что львиная часть этих средств оседает в крае - на прокорм многочисленных краевых министерств и ведомств и их дублеров - федеральных надзорных органов. Конечно, это отдельная тема, но как не сказать, что в бюджете Ставропольского края на нужды управления заложено свыше трех миллиардов рублей! Страшная цифра, особенно на фоне бюджета Григорополисской. Это, называя вещи своими словами, нахлебники. Содержанки нашего времени.
СОДЕРЖАНКИ ТРЕТИРУЮТ ГОСПОД
Итак, деньги у станичников содержанки - назовем так все чиновничьи структуры, живущие за счет таких доноров бюджета, как колхоз «Россия», - забирают. А что дают взамен? Абсолютно ничего. Взамен - бесконечные претензии всякого рода проверяющих и контролирующих органов за то, что не сделано ввиду отсутствия тех самых денег, которые они же и забирают.
Ярчайший пример - история с наказанием стотысячным штрафом Григорополисского муниципального предприятия ЖКХ за якобы устроенную несанкционированную свалку. Штраф вынес госинспектор по охране природы министерства природных ресурсов края В. Гребцов. Свалка эта существует на окраине как бы не со дня основания станицы в далеком восемнадцатом веке. На проектирование нового полигона ТБО - а это потребовало бы нескольких миллионов рублей, - денег, естественно, в бюджете нет. Но на всех совещаниях в районе и крае про свалки говорят как о деле для муниципалитетов самом первоочередном, требуют навести с ними порядок. Да и сами станичники не враги себе, видят, что мусор разлетается чуть ли не по всей округе. Вот и решили с помощью колхоза - а именно он помог, своих денег у муниципалитета нет, - придать более-менее божеский вид старой свалке. Огородили ее забором, поставили ворота. В итоге свалка стала заметна, у вчера еще бесхозной кучи мусора вроде хозяин появился. И нарвался этот хозяин на крупный штраф.
Самое забавное содержится в предписании, которое тот же Гребцов вручил руководителям администрации вместе с постановлением о наложении штрафа: очистить территорию свалки до 20 июля этого года. А куда перевезти мусор, полигона ведь нет! Ближайший - за сорок километров! Да и за какие шиши эту работу выполнять? Министерство это не заботит, ему прокукарекать - а там хоть и не рассветай.
Другой пример - станичный рынок. Вообще-то, базар в нашем ставропольском поселении - это не только место, где можно что-то купить или продать. Это место общения. Своего рода культурный очаг. Я говорю это без тени улыбки. Есть такой и в Григорополисской. Но вдруг налетели чиновники из района и давай требовать и огородить это место, и чуть ли не пропускной режим устроить, и камеры наблюдения оборудовать. На все это, естественно, надо кучу денег, но где их взять? Да и зачем огород городить, когда базар собирается всего раз в неделю?
Не понимают. Безопасность, мол, превыше всего. Спасибо, что хоть штрафами пока никого не наказали.
Но самый настоящий беспредел по отношению к муниципалитету устроило управление надзорной деятельности краевого управления МЧС, или, если проще, пожарники. Дознаватель всего лишь младший сержант О. Воробьев проверил в феврале прошлого года состояние противопожарного оборудования на территории избирательных участков муниципалитета. Понятное дело, увидел, что пожарный водопровод долго не проверялся, там решетки на окнах, там дверь в котельной не соответствует противопожарным требованиям, там нет инструкции или того хуже - багра на противопожарном щите. В итоге троим работникам культуры влепил штрафы аж по шесть тысяч рублей, и одному - 15 тысяч.
Но и это еще не все. В октябре Воробьев вернулся на поле боя, - а по-моему - на поле жатвы, видимо, не хватает эмчеэсникам казенного содержания, вот и подкашивают, - и выписал сразу три (!) штрафа по 15 тысяч рублей руководителю местного Дворца культуры О. Кислюк. По всем трем подразделениям, которыми она руководит: ДК в Григрополисской, на хуторе Керамик и в поселке «Южный». За то, что его, великого пожарного всего лишь младшего сержанта Воробьева, замечания не были выполнены в полном объеме. Инструкция о мерах противопожарной безопасности оказалась не по форме, хотя, как ее составлять, Воробьев сам и советовал, схема эвакуации в случае пожара была указана пунктирной, а не сплошной линией. И все. Хотя, если загорится, никакой нормальный человек, кроме разве что Воробьева и Ко, не будет искать схему эвакуации и тем более рассматривать, пунктирной линией там нарисованы пути побега из здания или сплошной.
Но и это еще не все. Увидев, что несчастная Кислюк уплатила штрафы с опозданием один на день, другой на неделю, третий на две, доблестные борцы с чрезвычайными ситуациями решают ее, жуткую нарушительницу, добить и обращаются в суд за ее повторным наказанием. И мировая судья Е. Калинина в марте этого года по одному из постановлений выносит еще и штраф Кислюк в размере 30 тысяч рублей! Самое замечательное, что по второму постановлению она же, Калинина, дело прекращает в связи с малозначительностью правонарушения. Сам штраф, естественно, оставляет, а дополнительный двойной не выносит. Не иначе жалко стало. А может, забыла, какую норму права применила накануне.
Подавали ли эмчеэсники заявление в суд по третьему постановлению Воробьева, неизвестно. Но и без того нарушения противопожарной безопасности в виде не по форме инструкции и пунктирной линии на схеме вместо сплошной, обошлись культработнику Кислюк ровно в 75 тысяч рублей! Нарушения, на устранение которых у муниципалитета нет денег, так как они ушли для выравнивания бюджетной обеспеченности в район и на прокорм краевым и федеральным чиновникам, включая самого Воробьева и всю краевую МЧС. А теперь угадайте с двух раз, какая у Кислюк зарплата? Я предположил, что тысяч двенадцать. «Приближается к восьми тысячам рублей», - деликатно сказали в муниципалитете.
Как после этого относятся станичники к природоохранникам, пожарникам и прочим проверяющим, лучше не рассказывать. Один собеседник деликатно назвал эту публику «клятым элементом». Без мата, и это уже хорошо. Это уже говорит о культуре. Не зря же станица еще век назад была одной из лучших на Кубани.
ЭКСПЕРИМЕНТ НЕ УДАЛСЯ
Эксперимент не удался - так или примерно так говорят сегодня все, кто рассуждает об освобождении сельхозпредприятий от несвойственных им функций по социальному развитию села и перекладыванию этих функций на муниципалитеты. И только потому, что краевых чиновников жадность одолела. Потому, что они поняли местное самоуправление как право управлять на местах по своему, чиновничьему, усмотрению. И устанавливать на свой взгляд и вкус поселениям размер отчислений от налогов, и набегать, как татаро-монголы, за данью - штрафами.
Хотя по здравому смыслу, самоуправление - это жизнь по своему разумению. Мы хотим так жить, а не иначе. Хотим держать свалку там, где она прижилась. Хотим - огораживаем ее забором. Хотим - проводим ярмарки выходного дня, хотим - не проводим. И нам не надо на них ни особых планов, инструкций и схем со сплошными линиями, ни кинокамер, ни специальных постов. Неужели вам из прекрасного своего далека виднее, как нам жить? Не мешайте.
Скажут такие резкие, но правдивые слова станичники своим содержанкам? Конечно, нет. А жаль. Тогда скажу я, журналист.
А пока эксперимент не удался, колхоз «Россия» и сегодня так или иначе помогает муниципалитету. Конечно, не в тех объемах, что еще двадцать лет назад. Но помогает. С тем же забором для свалки. И одновременно исправно платит государству налоги.
Хотя давно сказано - Боливар не выдержит двоих. Вот только освободиться от этого самого второго так, как это сделал обаятельный книжный герой О`Генри, не получится. Другой век на дворе.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru