Вы здесь

Откуда берется дентофобия?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

10.07.2013
Откуда берется дентофобия?
Галина Сергушина

На днях в Ставрополе прошел «круглый стол» по проблемам стоматологии. Главный вопрос, который задавали представителям этого направления медицины журналисты, - как правильно выбрать клинику, чтобы потом не сожалеть, что вместо качественного лечения получил мучение. Сегодня только в одном Ставрополе 163 стоматологических клиники. Выбирать есть из чего.
Прошлым летом я специально взяла отпуск в июне, чтобы полечить зубы. По моим расчетам месяца вполне должно было хватить на пломбирование, а также изготовление и установку коронок (протезирование). Однако месяц растянулся на полгода. Пройдя через огромные страдания, потратив уйму нервов и денег, только в феврале я смогла, наконец, с облегчением сказать себе, «зубная история» вроде бы относительно благополучно завершилась.
Если вы думаете, что я пошла лечить зубы в какой-то новорожденный стоматкабинет, где претендующий на крутизну молодой доктор держит пальцы веером, то вы ошибетесь. Лечиться я отправилась в известную с советских времен госклинику, к врачу, которого знала много лет и которому вполне доверяла. И сейчас скажу, что доктор, в самом деле, очень хороший, пролечила и запломбировала она мне зубы отлично и передала ортопеду. И здесь поначалу все шло нормально, а потом на одном из приемов молодой врач то ли поторопился, то ли просто проявил невнимательность, но ткнул сверлом бормашины в здоровый восьмой зуб. На мой вопль он заметил: - Что вы кричите, он же мертвый.
- Да он живее всех живых - выговорила я, морщась от боли.
- Значит, у вас кариес, - не смутился молодой ортопед. - Идите, лечите его.
Терапевт посмотрела сделанный ранее рентгеновский снимок якобы кариесного зуба и сказала: нормальный зуб. Потом вдруг предположила: может вам снимок перепутали в рентген-кабинете?
Хождение по мукам
Ясно было одно: злополучную «восьмерку» надо было пломбировать. Обычно стоматологи в подобных ситуациях этот зуб удаляют, так как он не участвует в процессе жевания, а лечению поддается трудно. Но в моем случае «восьмерку» необходимо было сохранить, иначе не за что было бы цеплять «мост». Дальше возникла еще одна проблема: зуб не смогли обезболить: укололи, подкололи, еще раз подкололи - за два часа три укола. Щека распухла, рот перекосило, чувствительность потеряло, кажется, все, кроме злополучного зуба. Велели прийти наутро. Анестезию делал уже другой доктор. Терапевт смогла положить мышьяк, чтобы убить нерв. Теперь мой вчера еще живой зуб стал действительно мертвым. Но последняя анестезия стала роковой. Открывание рта сопровождалось дикой болью. Стоматологи сказали: тризм. В переводе с греческого trismos - тоническое напряжение жевательных мышц, вид судорог, часто наблюдается при воспалительных процессах в области нижней челюсти. Мой терапевт повела меня к одному, другому хирургу, советовали мазать лечебными мазями, назначали обезболивающее, но сказали, что без интенсивной механотерапии проблему не решить. Механотерапия же в данном случае предполагала одно: разрабатывать мышцу упражнениями: превозмогая боль, открывать рот с помощью бельевой прищепки. Другого в век модернизации медицины не придумали. Пять дней помыкалась я с этим лечением и опять пришла к своему терапевту. Она сказала, что меня, наверное, сглазили.
Выяснять, в каких кабинетах поликлиники угнездилось колдовство, я уже не стала. Отправилась прямиком в челюстно-лицевое отделение четвертой горбольницы Ставрополя. Рассчитывала на то, что в «больнице скорой помощи» не откажутся проконсультировать. И мне действительно очень повезло. Врачи челюстно-лицевого отделения, сотрудники кафедры медицинского университета, базирующейся здесь, консультировали меня заинтересованно и совершенно бесплатно. Отвели к заведующей физиотерапевтическим отделением больницы Анне Ашотовне Кущенко. Анна Ашотовна, мало того, что высокопрофессиональный специалист, еще и человек очень отзывчивый на чужую боль. Назначенное ею лечение стало помогать. Но не так быстро и эффективно, как хотелось бы. Решила я позвонить в краевой минздрав, полагая, что должен быть в крае специалист по моей проблеме. Александр Анатольевич Слетов, главный челюстно-лицевой хирург края, поставил диагноз - выход диска из сустава. Диагноз ужасный. Крайняя мера - замена родного сустава титановым. Но это для молодых, у кого мышцы эластичные. Мне, в мои годы - явно неподходящий вариант.
Мне порекомендовали частную клинику, где осваивают необычную методику возвращения диска на место с помощью специального приспособления и упражнений. Вернуть мой диск с ходу не получилось. Посоветовали поехать в Краснодар в частный медицинский центр, где эта методика давно практикуется и дает свои положительные результаты. В то же время другой специалист по челюстно-лицевой хирургии поставил диагноз: контрактура (непроизвольное длительное сокращение мышцы, ограничение подвижности сустава) и рекомендовал продолжить физиолечение. Учитывая разночтение диагнозов, я решила, что пора воспользоваться плодами модернизации медицины. По своей инициативе проплатила в кассу четвертой горбольницы томографию. И здесь еще раз очень повезло. Удалось попасть на исследование на магнитно-резонансном томографе к большому профессионалу в этом деле, московскому профессору Панову, который в течение двух дней проводил в Ставрополе мастер-классы. Вердикт маэстро - выход диска есть, но только частичный. Операция не нужна.
Долечивалась в частной клинике. Лечение стоило мне намного дороже, чем в госстоматполиклинике. Но платила я здесь не в руки врачу, а в кассу, и получала платежный документ. Я до сих пор не знаю, что было записано в моей медицинской карте в госстоматполиклинике. На руки мне ее ни разу не дали.
К сожалению, мой случай далеко не единичный. В Интернете немало публикаций, связанных с ошибками в стоматологии. Приведу лишь две. «Я лечилась у стоматолога, через месяц поехала в другой город. В течение недели у меня этот зуб разболелся... флюс и острая боль заставили незамедлительно обратиться к стоматологу. Зуб удалили вследствие того, что предыдущий врач рассверлила очень много, и зуб по месту бифуркации корней треснул. Пломбировочный материал попал на костную ткань, вызвав воспаление. 4 раза хирург разрезал десну и все оттуда вычищал. А карте запись - периодонтит. Хирург-стоматолог признал, что это произошло по вине врача, но писать он, конечно же, что-либо отказался.
Все знакомые мне люди убеждают в том, что доказать это будет просто нереально, хотя карта из клиники у меня есть, снимок тоже. Ах да, зуб лечился по поводу банального кариеса...».
Случай второй. Стоматолог осматривает пациента, который пришел с жалобами на сильную зубную боль. Врач видит, что на одном зубе пломба раскололась, и началось поражение пульпы. Рентгенограмма показывает разрежение кости в месте разделения корней зуба. Идет воспалительный процесс. Врач решает, что спасти зуб не удастся и предлагает его удалить. Пациент соглашается. Врач вводит пациенту анестетик и уходит на некоторое время осматривать другого пациента. Возвращается и удаляет не больной зуб, а соседний. Испугавшись за свою репутацию, говорит, что инфекция распространилась и на соседний зуб, который тоже требует удаления. Пациент опять соглашается. Затем благодарный «внимательному» доктору оплачивает удаление двух зубов. В результате врач без моральных потерь, а еще и с материальной прибылью.
Дочке одной моей знакомой в известной частной клинике Ставрополя поставили коронки, по цвету не совпадающие с цветом ее собственных зубов. В ответ на претензии молодой доктор заявил: и так сойдет. Она подала в суд. Частично деньги ей вернули. Переделывать брак она пошла уже в другую клинику. Другой знакомой при лечении зубов проткнули щеку, тоже в Ставрополе.
Ответственность размыта
Понятно, что обещание каждому сделать голливудскую улыбку - не более чем рекламный трюк. Но ведь на самом деле большинство людей идут к стоматологу отнюдь не за красотой, однако надеются, что профессиональная работа умелого доктора сделает зубы более здоровыми, а улыбку более красивой.
В Ставрополе из 163 стоматологических клиник лишь 4 - государственные. Конкуренция, по признанию самих же стоматологов, огромная. Как определить, какая из ваших клиник лучшая? И частная или государственная? - напрямую спрашивали журналисты участников «круглого стола». Ищите не клинику, а хорошо проверенного врача, - откровенно отвечали стоматологи.
В принципе, сегодня нет особой разницы между частной и государственной. В клинике, оказывающей услуги по полису обязательного медицинского страхования, пломбу могут поставить бесплатно, но при этом скажут, что она долго не продержится, к тому же некрасивая. Поэтому мы ставим фотопломбы, которые влетают в копеечку. В муниципальных и государственных поликлиниках цены несколько ниже, чем в частных. Но в частных, как правило, более современное оборудование, те же анестетики.
Итак, если выбирать оборудование и материалы, лучше пойти в частную клинику. А вот что касается специалистов, тут сложно. Старые профессионалы работают преимущественно в госклиниках. Возможность на казенном оборудовании делать свой маленький бизнес их устраивает. Молодые идут в частную стоматологию. Но здесь тоже не просто. Владельцы частных клиник открывали их не ради благотворительности. Им нужна прибыль. Увеличить ее можно несколькими путями. За счет большего числа пациентов. Но тогда нужно больше врачей, и соответственно больше отстегивать на зарплаты им. Можно увеличивать цены на услуги. Но это тоже не может быть бесконечным. В конце концов, пациенты уйдут к конкурентам, где дешевле. Поэтому уже завоевавшие на рынке стоматологических услуг место и имя клиники берут на работу молодых-зеленых стоматологов, которым платят немного, а те под маркой авторитетного бренда делают свою работу как умеют. Тем, кто к ним попадает, не всегда везет. А платим мы в данном случае за имя клиники, а не за высокий профессионализм врача.
Есть частные клиники, которые посылают своих врачей на стажировку в Германию, Израиль. Стажировки дороги. Чтобы их окупить, деньги берут с пациентов за счет накручивания к основной услуге дополнительных, вовсе не обязательных, но дорогостоящих. В этом признаются сами стоматологи. Так что, приходя в клинику, где вам расскажут, что доктор N. прошел обучение за рубежом, будьте готовы заплатить за его дополнительные знания.
Понятно, что до Германии, куда русская аристократия ездила лечить зубы еще до 1917 года, нам и сегодня как до Луны. Понятно и то, что дентофобия, как называют психологи боязнь стоматологов, свойственна не только нам, но и продвинутым гражданам других стран. По данным Британской Ассоциации стоматологов, в Европе примерно каждый десятый житель опасается идти лечить зубы. При этом женщины больше мужчин переживают перед посещением стоматолога. Наибольший страх и у женщин, и у мужчин вызывают бормашина и уколы, которые необходимо делать для обезболивания. Даже в Америке, согласно проведенным исследованиям, 80 процентов жителей боятся ходить к стоматологу. И это при том, что только в СШа посещение зубного врача расценивается как поход на маникюр. И при том, что западные и американские врачи живут под страхом потерять лицензию, и от того неаккуратность или халатность крайне редки.
У нас нет саморегулируемых стоматологических организаций. Нет понятия эксперт ассоциации. Лицензию получает не конкретный врач, а медицинское учреждение, государственное, муниципальное или частное. Т.е. за ошибки врача отвечает учреждение, в котором он работает. И мы имеем немало примеров того, как в борьбу за честь мундира включаются не только руководство клиники, но и чиновники разных уровней.
Участники «круглого стола» сетовали, что «экспертизой качества не занимаются профессионалы, нас контролируют чиновники…». К сожалению, в российских реалиях так. Но еще неизвестно, как заговорили бы наши стоматологи, начни их беспристрастно и тщательно контролировать профессионалы. Сегодня при повсеместном внедрении стандартов в медицину, стандартов стоматологии до сих пор нет. Есть протоколы лечения, которыми пользуются в частных клиниках.
- Сегодня люди видят, на каком высоком уровне стоматология за рубежом и хотят то же получить здесь, - заметил вице-президент Российской стоматологической ассоциации, главный детский стоматолог края Владимир Зеленский. По его мнению, по уровню стоматологических услуг Ставрополье не отстает от Российской Федерации и Южного федерального округа. А по словам главного челюстно-лицевого хирурга края Александра Слетова профилактика стоматзаболеваний с раннего детского возраста на Ставрополье поставлена даже лучше, чем в Ростовской области и на Кубани. Но когда сам сталкиваешься с врачебной ошибкой, недобросовестностью, неаккуратностью или халатностью, как-то совсем не хочется гордиться за всю стоматологию края.
Думается, вся беда в том, что врач в России не субъект права. Он не дрожит за то, что у него могут отнять лицензию. И в этом плане мы отстаем от Запада, где получивший лицензию доктор постоянно учится, нарабатывая профессионализм, тратится на современное оснащение своего рабочего места, на современные материалы. Поэтому состоятельные россияне едут лечить зубы в Германию и Израиль, а остальные надеются на то, что повезет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет