Вы здесь

ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/98634/st-vedomosti.ru/themes/bartik/images/bg.jpg).

Немного выше парка «Цветник», недалеко от Эоловой Арфы, в здании Академической галереи и в одном из самых живописных мест Пятигорска расположен музей насекомых. Примечательно, что такие тематические галереи в нашей стране, да и за рубежом, сегодня можно пересчитать по пальцам одной руки. Но интересен этот паноптикум не только своей удивительной коллекцией. Музей насекомых это, если можно так сказать, наглядное пособие, красноречиво повествующее о том, как простое увлечение может стать делом всей жизни.
Валентин Тихонов, создатель музея насекомых, энтомологией стал увлекаться еще в юности. Сначала он окончил Ставропольский педагогический вуз, а затем поступил в аспирантуру Санкт-Петербургского университета, где защитил диссертацию по специальности энтомология. В общем, к этому моменту можно отнести и начало образования столь редкой коллекции.
«Создание экспозиции изначально имело научную основу. Мы собирали насекомых по разным странам, часть из них служила только для изучения, часть пополняла личные коллекции. Но потом мы решили сделать такую экспозицию, которая не только служила бы науке, но и могла показать красоту и разнообразие животного мира окружающим», - рассказывает Валентин.
Началось все с выставки насекомых. И хотя в музее насчитывается порядка 700 разных видов одних только бабочек, коллекция смогла увлечь далеко не каждого посетителя, поэтому со временем экспозиция не только расширилась, но и ожила.
«Многим хочется увидеть все это живьем и даже потрогать. Поэтому сначала мы завели тараканов, скорпионов, пауков, палочников. Потом добавили террариумных животных, таких, как ящеры, змеи, лягушки. А в начале прошлого лета у нас появилась носуха, которая сразу же стала любимицей публики. Впервые я увидел это животное в Перу. Молодой парень ходил с ней на плече, как с обычным попугаем. Чучундра (именно так зовут местную любимицу) очень контактное животное, но приручить можно только молодых самочек, они и в дикой природе живут вместе, небольшими стайками. Тогда как самцы достаточно агрессивны и обладают специфическим запахом», - говорит основатель музея насекомых.
Но, несмотря на контактность и безобидный внешний вид, носуха - это, прежде всего, зверь и укусить может любого (хотя и не сильно), особенно если вы будете отбирать у нее то, что ей понравилось. А понравиться Чучундре может что угодно. Так, видимо, на память о нашей встрече она решила было оставить себе мои наушники. Как пояснил ученый, это излюбленная игрушка, которая у животного ассоциируется с орешками. Попробовать их на зуб млекопитающему с темно-серым мехом и удлиненным черным носом так и не удалось, авторитетное слово хозяина оказалось решающим. Однако до конца встречи попыток вернуть себе приглянувшийся предмет Чучундра так и не оставила.
Впрочем, в музее насекомых носуха далеко не единственный экзотический экземпляр. Сейчас здесь обитает четыре вида черепах, два из которых сухопутные: привезенная с Мадагаскара лучистая черепаха и наша средиземноморская. Эти пресмыкающиеся, как поясняет директор музея, вполне миролюбивы, а вот водяных черепах лучше не трогать, потому как они довольно агрессивны. В пятигорской галерее насекомых из них представлено два вида: каспийская и злой трионикс, отличающийся не только весьма своеобразным видом и мягким панцирем, но и достаточно ядовитой слюной.
Кроме черепах любителей экзотики привлекут пять видов лягушек. Наиболее любопытная из них - лягушка-бык - самая крупная представительница семейства. Пятигорской особи сейчас всего три года, и она еще не достигла своего максимума. Весит земноводное пока порядка 500 грамм, но уже не помещается на ладонях у посетителей. Кроме этого в закрытых аквариумах живут австралийские квакши и ядовитые лягушки - дендробатесы.
Здесь же, по соседству с земноводными, живет еще один подотряд пресмыкающихся - ящерицы. И одна из них - круглоголовка ушастая. Эта небольшая ящерица песочного цвета, по виду напоминает смесь скорпиона с бульдогом. Постоянно завивающийся хвост с черным кончиком то и дело поднимается, пародируя нападение скорпиона. Не вызывает доверия и широкая, слегка выдвинутая челюсть ящерицы. Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна, и мы этих животных пугаем гораздо больше, чем они нас.
«Опасных ящериц вообще нет. Некоторые из них очень похожи на змей, но отличить их не сложно. Если глаза закрываются, то это ящерица и ее вполне можно трогать руками, никакой опасности в этом нет. Но, конечно, в дикой природе они могут за себя постоять и даже укусить, причем достаточно больно, поэтому злоупотреблять их гостеприимством не стоит», - поясняет ученый.
Основную часть экспонатов Валентин собирает сам, иногда удается купить или обменяться ценными экземплярами с друзьями энтомологами.
«Путешествую я по всему Кавказу. Например, в этом году я был в Нахичевани, в азербайджанском анклаве, в самом Азербайджане, в Грузии», - говорит директор музея.
Из последней поездки ему удалось привезти редкие фотографии и немного коллекционного материала. Правда, не все экземпляры попадут в музейную экспозицию, большая часть из них важна для научной коллекции по бабочкам Кавказа, но любой желающий сможет посмотреть их на сайте музея. Все дело в том, что из-за природных и климатических особенностей подавляющее большинство насекомых Кавказа, несмотря на огромную научную ценность, отличается далеко не впечатляющей внешностью. А на стенды музея попадает все только самое красивое, большое и редкое как на Северном Кавказе, так и вообще в мире. Впрочем, прежде чем на стенд попадет новый экземпляр, потрудиться нужно немало.
«В разных странах действуют разные законы, и работать соответственно приходится по-разному. В некоторых странах, прежде чем отправляться в поле, нужно купить лицензию. Такие законы действуют, например, в Южной Америке. У нас тоже есть законодательные нормы, которые запрещают отлов краснокнижных насекомых, и если вы попадетесь с такой бабочкой, то будут большие проблемы. Поэтому, прежде чем вооружаться сачком, нужно изучить книги. К примеру, в Красную книгу Ставропольского края внесено 23 вида бабочек. А вообще на Ставрополье их обитает порядка 2 тысяч.
Кроме этого, нужно понимать и специ-фику той страны, в которой работаешь. Недавно мы были в Нахичевани. Так, нас на второй день там арестовали, приняв за шпионов. Но даже когда все выяснилось, собирать самостоятельно нам не дали, а приставили сотрудника из института экологии.
А когда последний раз ездили в Турцию и хотели подняться на гору Арарат, оказалось, что гора под контролем курдских сепаратистов и там иностранцы не приветствуются. Но нам удалось пособирать экземпляры, когда выяснилось, что мы из России», - рассказывает Валентин Тихонов.
Впрочем, насекомые не единственные находки. Не так давно энтомологу-натуралисту посчастливилось найти череп ископаемой лошади, возраст которой оценивается в 25 миллионов лет. Это предковая форма лошади, которая населяла территорию Кавказа, когда он еще представлял из себя остров.
Как ни странно, живые бабочки не так интересны людям. Валентин Тихонов объясняет это тем, что это насекомое нельзя потрогать или взять в руки. Однако один «поклонник» у комнаты «крылатых цветков» все-таки есть. Уже дважды туда проникала носуха, после чего этот отдел отправлялся на репродукцию. Кстати, бабочек в музее разводят самостоятельно, но удовольствие это не из дешевых. Один кокон сегодня стоит порядка 300-500 рублей, при этом вылупиться из них могут только около 50 процентов. Поэтому возобновление коллекции дело проблематичное и трудоемкое.
Однако, если бабочки привлекают посетителей преимущественно в засушенном виде, то пауку-птицееду и императорскому скорпиону на внимание гостей жаловаться не приходится, что иногда оборачивается историями с продолжением.
«Однажды вышел довольно казусный случай. Пришла девушка в платье с глубоким декольте. Скорпионов она боялась, и я решил достать скорпиона и показать его издалека. В этот момент скорпион вцепился мне в палец, и так получилось, что, автоматически отдернув руку, я перебросил его прямо на девушку, да еще и угодил в вырез на груди. Но самым неловким оказалось то, что спутник девушки тоже боялся скорпионов, и доставать питомца оттуда мне пришлось самому.
Не менее интересная история получилась и с пауком. Дело в том, что к нам достаточно часто приходят экскурсии из школ и детских садиков. И один раз поступил звонок от воспитательницы, которая рассказала, что паук укусил мальчика. Бедняга потерял сознание, и его отвезли в больницу. Но когда доктор стал обследовать ребенка, выяснилось, что тот насмотрелся мультфильмов и при виде огромного птицееда вообразил себя человеком-пауком, а никаких укусов на самом деле не было», - говорит энтомолог.
Кстати, несмотря на то, что уже сегодня музей насчитывает свыше тысячи экспонатов, останавливаться энтомолог не собирается.
«Вообще, самое большое количество заблуждений связано со змеями. Поэтому мы не только показываем пресмыкающихся, но ведем еще и просветительскую работу. Из тех змей, что сегодня представлены в музее, некоторых мы разрешаем даже потрогать. Единственное ядовитое животное, которое живет в нашем крае - это степная гадюка, но сегодня она встречается достаточно редко. И очень хотелось бы добавить ее в нашу экспозицию. Скоро в зал вернутся и хамелеоны, сейчас самка отложила яйца и мы ждем выводка. А еще добавим лягушек, сделаем больше контактных животных. Ведь городские дети практически не видят живых ящериц и редких насекомых. В городе такой возможности нет. Поэтому мы стараемся максимально восполнить этот пробел», - рассказывает ученый.
Этот пробел в Пятигорске восполняют на протяжении уже 20 лет. И это при том, что в здании нет ни централизованного отопления, ни воды. К тому же это необычный музей, и нужно не только следить за пылью и протирать стекла, которые здесь, стоит признать, до такой степени прозрачны, что не всегда понятно, какой аквариум закрыт, а какой нет. За два часа до открытия необходимо все убрать и почистить, накормить «экспонаты» и только потом можно открыть для посетителей. Впрочем, этот нелегкий труд окупается с лихвой.
За время существования музея была заполнена не одна книга с благодарными записями.
«Приятно слышать, когда приходят взрослые люди и говорят: «А мы здесь были еще в садике», - рассказывает Валентин Тихонов. - А еще приятно знать, что этот музей привлекает людей. Ведь изучение той планеты, на которой мы живем, доставляет большое удовольствие. На самом деле насекомых любят и знают очень мало людей, и еще меньше тех, кто хочет в этом разобраться. И, к сожалению, сегодня осталось очень мало настоящих энтомологов. Поэтому я приветствую любого, кто бы хотел не только посмотреть экспозицию, но и заняться изучением насекомых. И если кого-то заинтересует эта тема, то я буду очень рад оказать помощь, дать совет. Лабораторий специальных сейчас нет, как нет в них и смысла. Сейчас вполне хватает отдельной комнаты в доме, бинокулярного микроскопа, элементарных навыков, а с появлением Интернета собирать необходимые знания стало гораздо проще. И несмотря на это, число людей, которые хотели бы заняться этим, неуклонно уменьшается. Нет ни одного человека, который бы занимался дневными бабочками в Азербайджане. В Армении таких пару человек. На Северном Кавказе бабочками увлечены человек пять...».
А ведь даже сейчас, когда, казалось бы, нет ни одного неизученного клочка земли, энтомологам удается сделать много открытий в биологии, находить насекомых, о которых науке еще ничего не известно. Составляются карты, пишутся очерки, делаются фотографии, уйма материала сводится воедино, благодаря чему сегодня можно легко найти и определить любую бабочку, которая летает у нас на даче. Ведь у каждого, даже самого неприметного мотылька, есть не только название, но и огромная история, уходящая своими корнями в далекое прошлое.
И кто знает, быть может, глядя на обычного жучка, мы смотрим на самого древнего представителя земной жизни, предки которого жили бок о бок с динозаврами.
Светлана Лазебина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет