Вы здесь
НЕИСТОВЫЙ МИЛЛИОНЩИК
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Если ты вздумал построить что-либо в охранной тридцатигектарной зоне Грушевского городища в Ставрополе или проложить дорогу, то обязан отвалить огромные деньги, порядка 60 миллионов рублей за гектар, на так называемые спасательные работы, раскопки. И бизнес, и казну энергичные охранители культуры пытаются нещадно стричь. А вот на само городище денег нет десятилетиями и, похоже, не будет. Сейчас этот исторический и культурный памятник ничего из себя не представляет. Туристу некуда приехать и нечего посмотреть. Даже самая сердцевина городища, так называемая цитадель, не видна. Она просто варварски засыпана мусором. Восьмиметровый слой!
Владимир Владимирович!
Вы, наверное, слышали про Грушевское городище - археологический и культурный памятник федерального значения. Располагается за юго-западным микрорайоном в Ставрополе, в лесистой балке. Улица Пирогова прямо в нее упирается. Вроде там в седьмом-третьем веках до нашей эры было поселение. С цитаделью и прочим. Слышали, наверное, и про то, что есть в наших рядах некоторые особенно злостные товарищи, которые спят и видят, чтобы этот самый памятник угробить, застроить и тем самым окончательно стереть с нашей ставропольской земли следы былой славной цивилизации, ослабить, значит, наш исторический и культурный потенциал и притягательность для всего просвещенного мира.
Все это описано в городской газете. Вроде целостная картина, в духе нашего беспощадного времени, имя которому время погони за золотым тельцом, и потому похожа на правду. Только вот рассыпается в прах, стоит только пристально присмотреться. Потому что, если вглядеться да документики полистать, то увидишь не картину заботы о культурном наследии и происках его врагов, а картину заботы об обогащении на фоне заботы о культурном наследии.
Застолбили
как золотую жилу
В 2008 году, Владимир Владимирович, - рассказываю подробно, так как вас у нас еще не было и вы этого не можете знать, - прямо напротив примыкающего к городищу поля вырос микрорайон. Застройщик хотел уже шагнуть через дорогу и возвести на этом поле еще один, что было логично ввиду прокладки им же дороги и сетей, как вдруг появляется решение властей о создании охранной тридцатигектарной(!) зоны вокруг городища. Включающей в себя и весь этот пустой земельный участок. Точно по его границам прошла охранная зона! Древние, значит, знали, как будут у нас теперь стоять микрорайоны, и только на чистых местах и селились?
А реально, как мне кажется, некие шустрые ребята застолбили себе золотую жилу. Ведь до сих пор в открытом доступе нет документов, из которых было бы ясно, на каком основании сформирована охранная зона. Еще момент - в правоустанавливающих документах на земельный участок нет обременений охранной зоной. В какой-то степени она полулегальная.
И тем не менее ее установление открывало радужную перспективу торговли наследием! Пожалуйста, строй. Но перед тем тебе следует (по закону!) проверить участок на предмет наличия в земле артефактов - косточек, черепков, наконечников стрел и прочего, что составляет предмет заботы и лихорадочных поисков всех археологов мира. То есть провести раскопки. Мы готовы это сделать. Цена вопроса - 40 миллионов рублей за гектар. Ее открыто назвали застройщику в ГУП «Наследие», подчиняющемся тогда министерству культуры Ставропольского края и от которого и исходила инициатива создания охранной зоны. Весь участок - где-то гектара четыре. Получалось, что цена вопроса - 160 миллионов рублей. Цена одного многоэтажного дома.
Застройщик, как человек производственный, даже представить не смог, на что можно потратить такую огромную сумму. На нее можно золотых монет купить, зарыть, а потом выкопать - и еще останется. Ведь задача - всего лишь просеять землю на глубину полтора метра. Тем более что те же археологи хвалятся о новых методах и технологиях, когда с помощью приборов просвечивают землю и все в ней видят. Покопался в интернете. Грушевское городище - это ровная площадка с небольшим углублением в центре и окаймленная валообразной насыпью. Фактически маленькая крепость, защищенная валом и рвами. Все сооружения располагаются на площади четыре тысячи квадратных метров. То есть 0,4 гектара. Откуда взялись тридцать гектаров охранной зоны? И почему не сто тридцать? Похоже, его хотят просто под научным предлогом обобрать. Поэтому застройщик подумал-подумал и ушел со своей стройкой на другие земельные участки. Где уже возвел несколько микрорайонов.
А вот история уже наших дней, как раз и заставившая, Владимир Владимирович, взяться за перо. Юго-западный жилой массив быстро развивается, проезжую часть улицы 45-я параллель городские власти решили расширить. И расширение пойдет как раз по краю этого злосчастного поля, очень для кого-то вовремя отнесенного к охранной зоне городища. Надо же проект делать, согласование, в том числе и с охранниками наследия, проводить. Комитет городского хозяйства краевого центра обращается в ГУП «Наследие» с просьбой провести археологические работы и сообщить о сроках и стоимости. И знаете, сколько ему «выкатили»? Не поверите, но опять прозвучали заоблачные цифры! 60 миллионов! Всего за полоску земли в несколько соток! Они там что, другой арифметики, кроме миллионной, не знают? Дорогая выйдет для бюджета города дорога!
В отличие от умеющих считать деньги бизнесменов городские чиновники, я уверен, заплатят эти миллионы. И дорога позарез нужна, ее в другое место не перенесешь и казна все стерпит. Это для нас, простых смертных, деньги конкретные. Для чиновников они всегда абстрактные. Только вот кому заплатят?
Монополия
на право копать
Вам, Владимир Владимирович, знакома фамилия Белинский? Конечно, скажете вы, начитанный, это глыба публицистики из девятнадцатого века, литературный критик, вошедший в историю своими по форме литературными рецензиями, а по факту - талантливейшими статьями о судьбах русского общества. Современники за полемический напор называли его еще Неистовым Виссарионом.
А вот не угадали. Я про современного Белинского. Он - Андрей Борисович. Но - такой же, скажу вам, неистовый, как однофамилец пращур. Только на другой ниве - ниве культурного наследия. Неистовство его, как мне кажется, имеет целью не общество разбудить, а деньги с него как можно большие слупить. До недавнего времени именно этот неистовый миллионщик пятнадцать лет возглавлял уже дважды упомянутое ГУП «Наследие». Сейчас, когда его в ходе реформирования оттуда ушли, вдруг появились еще две фирмы, которые стали заниматься тем же. Хотя и учредители, и руководители там другие.
Так вот, это от Белинского исходят астрономические суммы за раскопки культурного наследия. На основании ведомых только ему расценок. При полном молчании, а значит одобрении, министерства культуры края. И попробуй кто усомниться в их законности. На бедолагу сразу свалятся мыслимые и немыслимые проверки, общественность начнут стращать в прессе утратой памятника культурного наследия, создавая благодатный фон для выжимания из бизнеса дивидендов с этого самого культурного наследия.
А все потому, что только у него у нас в крае монополия на право копать историю. Подпертая званием кандидата наук, полевыми сезонами, научными работами, докладами на симпозиумах и прочим. А также якобы связями в археологических кругах в Москве, которыми он без устали козыряет. Конкурентов нет. Об этом заботится наше краевое министерство культуры. То есть ваше, Владимир Владимирович. Удачный, скажу я вам, тандем сложился. Министерство с подачи Белинского оценивает эти работы в огромные суммы, Белинский же и выполняет их, никого к этому денежному фонтану не подпуская. Факты? А вот, кстати, совсем недавно одна из новых фирм, за которой стоит Белинский, выиграла очередной конкурс на копательно-спасательные работы в районе реконструируемого Новотроицкого водохранилища. На сколько бы, вы думали? На 83 миллиона рублей! В декабре 2014 года зарегистрирована, ни кола, ни двора, уставный капитал 50 тысяч рублей, и чуть ли не в тот же месяц уже выиграла работу на десятки миллионов. Какие бешеные деньги, Владимир Владимирович! И на что? По моему скромному разумению далекого от археологии, но активно изучающего коррупцию и ее последствия журналиста, никакие черепки, которые, возможно, там будут найдены, этого не стоят.
Лучше бы эти бешеные деньги направляли на развитие собственно культуры.
Ищут
и не могут найти
Похоже, что история с выжиманием доходов из Грушевского городища - не единственная в своем роде. В августе прошлого года ГУ МВД по Ставропольскому краю заподозрило Белинского в хищении денежных средств в ходе выполнения работ по государственным контрактам. Будто создавал фирмы-однодневки, выводил на них бюджетные средства, а также списывал их на проведение фиктивных работ, закупку несуществующих товаров. Это были научно-исследовательские работы по памятникам археологии на двух участках строящихся федеральных дорог по Кавказу и научно-исследовательские спасательные археологические работы на строительстве водопровода по балке Грушевой, в районе все того же Грушевского городища. Полицией проводились оперативно-розыскные мероприятия, обыски, изымались документы в «Наследии». Чем закончилось - неизвестно. Похоже, ничем, поскольку все тихо. Вдруг удачно пропала вся информационная база на компьютерах. Похоже, и полиция прониклась тревогой о судьбе Грушевского городища, на фоне которой все остальные темы, в том числе и ответственности перед законом, просто мелочи, не стоящие внимания.
Да, Владимир Владимирович, еще ранее, в 2013 году, была проверка ГУП «Наследие» контрольно-счетной палатой края, представление прокурора по этому поводу. Беспорядок в учете основных средств, не совсем корректная сдача в аренду помещений, находящихся у него на праве хозяйственного ведения, излишняя аренда автотранспорта, хотя имелся собственный. Причем затраты на запчасти и аренду в несколько раз превысили стоимость самих машин. К примеру, затраты на аренду и обслуживание ГАЗ-66 за год с небольшим составили 798 тысяч рублей, а стоимость такого же по возрасту авто - 150 тысяч рублей. На аренду и содержание подержанного УАЗа, стоящего 100 тысяч, затратили в пять раз больше. Новые авто на такие деньги можно купить. И что? Волоса с головы Белинского не упало. Все закончилось ничем, если не считать предписания министерства культуры края об устранении выявленных нарушений. Даже замечания не объявили.
Чем больше у тебя денег, тем менее досягаем ты для органов.
Цитадель - под мусором
Я к чему это все, Владимир Владимирович? Дело, в конце концов, не в деньгах и в суммах. А в том, куда и кому они идут.
Именем Грушевского городища бизнес пытаются нещадно стричь. Да и казну. А вот на само городище денег нет десятилетиями и, похоже, не будет. Открыли городище еще в 1939 году, мы обязаны этим известному ученому краеведу Владимиру Георгиевичу Гниловскому. В 1945 году вторую часть поселения нашла археолог Татьяна Максимовна Минаева. В тяжелейшие для страны годы делались такие открытия! Как мы распорядились ими, что представляет собой сейчас этот исторический памятник? А ничего. В натуре абсолютно ничего, кроме умных рассуждений историков с археологами о том, что здесь ранее было древнее поселение. Даже в фотогалерее - камни и пеньки. Туристу некуда приехать и нечего посмотреть. Даже самая сердцевина городища, так называемая цитадель, не видна. Она просто варварски засыпана мусором. Восьмиметровый слой! Люди, которые городище в свое время, где-то в 60-е годы прошлого века, раскапывали, руками выносили из раскопа грунт, не могут сдержать слез. У нас, Владимир Владимирович, не памятник историко-культурного наследия всероссийского уровня. У нас - призрак этого памятника. Да к тому же загаженный.
Да, да, в шестидесятые здесь раскапывали историю, причем без всяких миллионов, силами энтузиастов и студентов. Сейчас - равнодушно позволяем засыпать мусором и попутно стрижем миллионы высоким именем того, что засыпаем. А кандидат наук, долгие годы возглавлявший государственное предприятие с гордым именем «Наследие», этого в упор не видел. И никакие общественные структуры типа ВООПИК по этому поводу не стенают. Напротив, как охранные псы воспринимают любое посягательство на липовую охранную зону: просто вопят, в полном соответствии со звучанием своей аббревиатуры.
Подпевалы коррупции, а не охранители культуры.
Александр Емцов.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
письма губернатору.
власть
Добавить комментарий