Вы здесь
АКТИВНАЯ ЖИЗНЬ НА ЗАСЛУЖЕННОМ ОТДЫХЕ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).1 октября отмечается Международный день пожилого человека. Накануне праздника «Ведомости» побывали в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения «Ставропольском краевом геронтологическом центре» и узнали, как там живут пожилые люди, что они пережили, и чем занимаются сейчас.
В народе не зря говорят: «Старость не радость». Пожилой возраст приносит большинству людей обострение хронических и появление новых заболеваний, увеличение риска травм и ограничение физических возможностей. Кроме того, появляется эмоциональная угнетенность, которая может быть вызвана как одиночеством и связанными с этим затруднениями в быту, так и мыслями о том, что человек превращается в обузу для своих родных и близких, особенно в тех случаях, когда он не может самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.
Конечно, в основном, стариков забирают к себе родственники или нанимают сиделку. Но бывает много различных ситуаций, когда ничего не остается, как отправится в дом престарелых.
Сейчас в ставропольском краевом геронтологическом центре проживает 379 постояльцев, хотя центр рассчитан на 370 человек, 49 - ветераны Великой Отечественной войны.
- Наше учреждение пользуется спросом у жителей края, - говорит директор центра Константин Больбат. - В краевом министерстве труда и социальной защиты населения даже существует очередь из желающих попасть сюда. К нам может попасть любой человек, получающий социальную помощь от государства или пенсию. Если вдруг человеку стало одиноко или он попал в трудную жизненную ситуацию, он может написать заявление в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства. Ему дадут список документов, которые он должен собрать.
В дом престарелых приходят в основном пожилые люди и молодые инвалиды из Ставропольского края, но есть и несколько человек из других регионов России. Например, Игорь Баринов с Урала, с детства страдающий ДЦП, ставропольский центр нашел по интернету и добился перевода сюда.
Центр состоит из шести отделений. В отделении социальной адаптации и оздоровления люди не только работают в этом же центре на оплачиваемых должностях, но и ведут активный образ жизни, занимаются общественной деятельностью. 22 человека работают охранниками, вахтерами, лифтерами, убирают территории, швеями. В отделении геронтологии живут те люди, которые уже перенесли инфаркты и инсульты. В двух отделениях милосердия проживают в основном инвалиды-колясочники и люди, которые пережили, например, уже несколько инсультов. В геронтопсихиатрическом отделении находятся лежачие больные, которые не то, что с кровати встать не могут, они даже ложку в руках не удержат.
- Бытует мнение, что у нас закрытое учреждение или нам чего-то не хватает, - продолжает Константин Эдуардович. - Это абсолютно не так. Все проживающие свободные граждане России. Они не лишены дееспособности и в правах не ограничены. Но если постоялец захочет, например, две недели погостить у родственников или друзей, он должен в письменной форме уведомить об этом учреждение. Кстати, к нам часто обращаются жители края, которые предлагают нам одежду своих умерших бабушек и дедушек. Хочу сказать, что нам ничего не нужно. У проживающих все есть. Центр существует за счет бюджетных средств и части пенсий или пособий по инвалидности постояльцев. То есть эта часть средств не отдается на руки человеку, а распределяется внутри учреждения. Деньги идут на их питание, одежду и досуг.
В центре предусмотрено четырехразовое питание и оно не отличается от питания в садах и школах. Пожилые люди прилично одеты. Да и в свободное время, которого у них предостаточно, есть чем заняться. Видимо девиз геронтологического центра: «Активное долголетие с высоким качеством жизни», избран не случайно. В центре есть тренажерный зал, зал лечебной физкультуры, актовый зал, библиотека, чей фонд составляет 2500 экземпляров, в которой есть и электронные книги, и аудиокниги для слабовидящих. Существует 12 различных кружков. Это бисероплетение, вязание, вышивание, цветоводство, шахматный клуб, бильярдный клуб, литературный клуб, рыбалка, скандинавская ходьба и другие.
Кроме того, в центре развит так называемый социальный туризм. Постояльцы выезжают в горы, на горячие источники, да и просто путешествуют по городу Ставрополю. Имеется свой хор «Рябинушка», который выступает на городских и краевых мероприятиях, а также на благотворительных вечерах. С центром активно сотрудничают краевой драматический театр и филармония.
Но как бы ни старались сотрудники скрасить жизнь подопечных, в центре находятся пожилые люди со своими переживаниями, проблемами, со своей судьбой, в конце концов. И порой не легкой. Кто-то остался совсем один, кого-то родственники выгнали из дома. Одна старушка, пожелавшая остаться неизвестной, учитель по образованию. Всю жизнь проработала в школе. Одна вырастила сына. Вскоре сын женился, и у нее родилась внучка. Когда девочка была еще маленькая, бабушка переписала на нее свою квартиру. Девочка выросла, а в это время сын погиб в ДТП. И невестка с внучкой выгнали бабушку на улицу. С тех пор уже пять лет она проживает в геронтологическом центре и с родственниками больше не общается.
А вот 76-летнего Геннадия Шамова дети никак не хотели отпускать, но пенсионер сам настоял на помещении в центр.
- Полгода назад у меня умерла жена, - рассказывает Геннадий Александрович. - Я остался один. Дочь предлагала мне купить квартиру или переехать к ним. Но у меня астма. Приступ может случиться в любой момент. Вот уйдут они с зятем на работу, а я и «скорой» не дождусь. А здесь я постоянно под присмотром и уходом. Мне здесь очень нравится.
Пять лет живет в центре и 82-летняя Лидия Домашнева. До этого женщина жила в Ташкенте. В свое время она окончила авиационный институт и проработала инженером-технологом 40 лет.
- Муж у меня погиб на полигоне, когда испытывал самолеты, - рассказывает Лидия Александровна. - Так случилось, что и дочь умерла в возрасте 28-ми лет. Подруга предложила переехать к ней в село Красногвардейское. Вскоре умерла и подруга. Так я оказалась здесь.
Нина Бабаева является старостой в своем отделении. Это как, например, в многоквартирном доме старшая дома или подъезда.
- По образованию я техник-строитель, - рассказывает Нина Максимовна. - В свое время принимала участие в строительстве завода «Авторприцеп-Камаз». Когда у меня умер муж и сын, я сильно переживала по поводу их кончины, постоянно плакала. Попав сюда, я весила 56 килограммов. Сейчас поправилась на 12 килограммов. И до сих пор поправляюсь. Здесь я воспряла духом, ожила. Много занимаюсь общественной работой. Благо, здоровье еще позволяет.
86-летний Виктор Павлючук - не просто пенсионер. Он ветеран Великой Отечественной войны, офицер-подводник. Воевать начал с 12 лет. В 16 лет награжден орденом Красной Звезды.
- Морем я «заболел» с раннего детства, - рассказывает Виктор Петрович. - Мой дядя был моряком. В войну, к сожалению, он погиб, и звание Героя Советского Союза ему было присвоено посмертно. Осенью 1941 года в Ставрополе формировалась 82-я отдельная морская стрелковая бригада, и мы вместе с другом Мишкой Страховым решили попытать счастья и пришли на прием к командованию бригады поступать на службу. Офицер серьезно отнесся к нашим намерениям и отвел нас к батальонному комиссару. Хотя на тот момент мне шел 13-й год. Другу отказали. Меня же тогда взяли, потому что я остался совсем один. Отец погиб на фронте, а мачеха умерла от болезни. Так я стал воспитанником отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Наша часть в апреле 1943-го года вела оборону Северного Дона, освобождала несколько населенных пунктов Ростовской области, в том числе Луганск и Новочеркасск.
Накануне Пасхи немцы сбросили на наши позиции листовки, предупредив, что праздника не будет. И действительно, с самого утра фашисты стали бомбить села. Налет вражеской авиации продолжался до обеда, бомбы перепахали каждый метр земли. Когда, наконец, наступило затишье, я пошел в соседний окоп проведать друга-снайпера и попросил у него посмотреть винтовку с оптическим прицелом. В объективе увидел немецкого офицера, не удержался - и нажал на курок. Потом другу пришлось отвечать за то, что отдал винтовку постороннему лицу, а меня за уничтожение немецкого офицера наградили медалью «За боевые заслуги». В июне 1944-го года я попал на знаменитую «щуку» - подводную лодку Щ-318, где получил должность трюмного машиниста. В октябре наша субмарина вышла в первый раз в боевой поход. А вот в феврале 1945-го года с нами произошел интересный случай. Тогда мы базировались в Финляндии в городе Турку. Второго февраля мы вышли в море, а 15-го услышали шум винтов. Мы решили, что это торпедоносец. Но, как потом оказалось, это был сухогруз с никелированной рудой из Норвегии. Командир дал команду на всплытие. И как только мы всплыли, то почувствовали удар. Свет погас, было очень страшно, все испугались неизвестности. Мы обратно погрузились. Начали проверять характер повреждений и в седьмом отсеке обнаружили течь. Мы не знали, что делать и начали опять всплывать. Когда открыли люк, то увидели, что пять метров кормы перебито. Своим ходом добрались на базу и отбуксировали лодку на ремонт. Как потом выяснилось, на момент аварии ни русских, ни немецких, ни каких-либо других подлодок в этом квадрате не было, и кто атаковал нас тогда, мы так и не узнали.
В центр Виктор Павлючук попал по совету знакомых. Кто-то ему посоветовал подписать дом сыну, а самому пожить в доме престарелых до тех пор, пока он не получит новую квартиру как ветеран войны. Виктор Петрович так и сделал. А когда попал в центр, стал узнавать на счет квартиры и выяснил, что ветеранам, добровольно ухудшившим свои жилищные условия, жилье не положено в течение пяти лет.
Кстати, в ставропольский краевой геронтологический центр можно приехать как в санаторий. Подлечиться недельку- другую - и обратно домой. Благо, условия позволяют. В центре существует магнитотерапия, лазеротерапия, электрофорез. Есть пневмомассажная камера, которая улучшает кровообращение в организме, способствует улучшению памяти, сердечно сосудистой деятельности, нормализации давления. Есть аппарат для лечение диабетической невропатии. Это аналог солевой шахты, где люди дышат солью. Есть зубопротезирование, УЗИ брюшной полости, простаты, женских половых органов. Есть гидромассажная ванна, которая выполняет комплекс водных процедур.
- Мы сотрудничаем со всеми больницами города и края, - говорит Константин Больбат. - И если мы своими силами не справляемся с какой-либо патологией, то направляем своих пациентов туда.
Между прочим, пациентов ничуть не смущает, что лечат их не только профессионалы. В центре проходят практику и студенты-медики.
Так что, несмотря на преклонный возраст, для большинства пенсионеров жизнь продолжается. А насколько она активна, разнообразна и насыщена каждый решает для себя сам.
Елена Чурюда.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий