Вы здесь
НЕТ СИСТЕМЫ И КОНТРОЛЬ ХРОМАЕТ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В последние годы много говорят о том, что улучшение ситуации в сфере ЖКХ невозможно без активного участия в этих процессах представителей общественности. Будут жители и активисты держать руку на пульсе, участвовать в решении проблем - и управляющий бизнес станет работать лучше.
О том, насколько все это справедливо, корреспондент «Ведомостей» побеседовал с руководителем центра «ЖКХ-контроль» г. Ставрополя, практикующим юристом Иваном Должиковым.
- Иван Васильевич, как получилось, что вы занялись вопросами ЖКХ?
- В июне 2006 года я стал руководителем общественного движения «Протестный комитет г. Ставрополя». И на бесплатные юридические консультации ко мне в общественную приемную (а месторасположение ее неоднократно менялось) стали приходить люди. Больше половины вопросов они задавали по поводу ситуации в ЖКХ. И я старался помочь им найти ответы. Этим впоследствии продолжил заниматься и в общественной организации «ЖКХ-контроль».
- Сегодня, по вашему мнению, общественный контроль - это реальная сила?
- Думаю да. Хотя подводных камней немало. Напомню, в майских указах Президента РФ 2012 года обозначено, что в каждом субъекте РФ для помощи уполномоченным органам должна быть создана система ЖКХ-контроля. Однако что это за система, какие функции должна она выполнять, за счет чего финансироваться - конкретизировано не было.
В настоящий момент региональные центры ЖКХ-контроль существуют в 83 субъектах из 85. И в своей деятельности активисты сталкиваются с целым рядом проблем. С одной стороны, до сих пор неясно, за какой счет центры должны существовать, а с другой, вообще непонятно, насколько они правомочны в вопросах контроля. В прошлом году был принят федеральный закон «Об общественном контроле в РФ». И в нем субъектами контроля названы только советы при органах власти и общественные палаты, которых, как известно, одна в РФ, и по одной в регионе.
Но даже несмотря на отсутствие четкого законодательства, реальных прав и специально выделенных денежных средств, активисты все равно занимаются проблемами ЖКХ. И наша организация - тому подтверждение.
- И все-таки какую именно помощь вы оказываете населению?
- Мы участвуем в проверках проведенных капитальных ремонтов МКД, в работе краевой комиссии по лицензированию деятельности управляющих компаний, городской комиссии по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, городской комиссии по разработке плана социально-экономического развития города Ставрополя до 2030 года, краевой рабочей группы по разработке социальной нормы на электроэнергию, общественного совета и коллегии при министерстве ЖКХ края. Участвуем в просвещении граждан по вопросам ЖКХ, в обучающих семинарах советов микрорайонов. Проводим бесплатные юридические консультации в своем офисе на проспекте Карла Маркса, 64 (Греческое общество) по вторникам с 16 до 18 часов.
- А какие из проблем отрасли стоят, по вашему мнению, наиболее остро?
- Я считаю, что основные проблемы в ЖКХ - это бессистемность и отсутствие четкого нормативного регулирования этой сферы. Больное место сегодня - кадровый вопрос. Ни на федеральном, ни на краевом, ни на городском уровнях не прописано, что органы власти обязаны готовить квалифицированные кадры для ЖКХ. В итоге в год на Ставрополье обучаются 200 руководителей предприятий ЖКХ. Плюс к этому 100 человек готовит на краткосрочных курсах комитет городского хозяйства. При этом только в Ставрополе работают 500 ТСЖ и более 2000 домов, которыми управляют УК. Учитывать надо и то, что далеко не все руководители товариществ собственников жилья, старшие домов остаются работать на длительный срок. В общем, проблема решается наскоками. А когда нет компетентных работников - о каком результате можно говорить?
Очень часто приходят к нам с жалобами на работу управляющих компаний - рассказывают, что они предоставляют некачественные услуги и не в полном объеме, завышают их стоимость. И хотя на федеральном уровне приняты нормативные акты, которые регламентируют многие аспекты работы управляющих компаний, к сожалению, они несовершенны, даже более - противоречивы. Не обеспечен в полной мере и контроль за работой управляющих компаний. Не повлияло на ситуацию и введенное с 1 мая этого года лицензирование работы управляющего бизнеса. Большинство компаний получили лицензии и как работали, так и работают. А качество услуг не улучшилось.
Думается, если бы были четкие правила работы управляющих компаний и ТСЖ, жалоб стало меньше. И исков в суде тоже.
Министерство ЖКХ края на своем сайте опубликовало примерный договор управления. Но пока далеко не все компании привели договоры в соответствии с установленными требованиями. Хотя проконтролировать это сложно.
Если говорить о других острых вопросах, то уже не один год я поднимаю и вопрос отсутствия необходимой технической документации на МКД. Даже простое изделие изготовитель снабжает инструкцией по применению. А тут целый дом. В соответствии с постановлением Госстроя РФ № 170 от 2003 года и с постановлением правительства России № 491 2006 года установлен обязательный перечень документации на каждый МКД. Всего в нем 25 пунктов. Но в реальности необходимая документация в полном объеме есть только в самых новых домах. А у старых в наличии - лишь техпаспорт, выданный в момент ввода дома в эксплуатацию. И изменить это мало кто пытается, а поэтому содержание и эксплуатация дома у нас в основном идут на пальцах. Так легче, дешевле и проще, но это неправильно.
Очень много вопросов задают собственники и по поводу капремонта МКД. Понятно, что изменения в законодательство внесены, региональная программа капремонта сформирована, ведется сбор денежных средств. Однако и по сей день многие люди не хотят платить взносы, так как не верят региональному оператору. На слуху в обществе и примеры воровства денег.
Я сторонник того, что капитальный ремонт нужно делать. Но, как юристу, мне известно, как эту проблему можно решать по-другому. Любой МКД может подать иск в суд к администрации города с тем, чтобы ее обязали произвести капитальный ремонт дома. И на моей практике суд вынес решение в пользу собственников по двум таким домам и обязал комитет городского хозяйства выполнить ремонтные работы. Этим же путем могли пойти и жители других домов. Да и вообще, по моему мнению, в программы капремонта в большей мере должны участвовать городские, краевые и федеральные бюджетные средства и привлекаться частные инвестиции.
- Вы думаете, бизнесу это интересно?
- Думаю да. Есть такое понятие как энергосервисный контракт. Так вот по нему предприятие заключает с собственниками контракт на проведение в доме мероприятий по энергосбережению и вкладывает в них свои средства. Прибыль от экономии потребленных ресурсов получают и жители, и инвестор.
- Недавно министерство ЖКХ края предложило временно освободить жителей новостроек от взносов на капремонт? Вы поддерживаете это предложение?
- Поддерживаю, конечно. Как известно, по закону «О долевом участии в строительстве» на протяжении пяти лет после того, комитет градостроительства выдал разрешение на ввод построенного дома в эксплуатацию, застройщик должен устранять все недостатки за свой счет. И на этот гарантийный период собственников можно было бы освободить от уплаты взносов. Однако принимать решение по этому поводу должны власти субъекта РФ. Поэтому трехлетнего срока освобождения недостаточно. Считаю, что дума Ставропольского края должна принять этот закон и освободить собственников помещений в новостройках на 5 лет.
В ТЕМУ
ОПРЕДЕЛИЛИСЬ СО ЛЬГОТНИКАМИ
Список категорий граждан, имеющих льготы на оплату капремонта, будет расширен. Об этом сообщил на совещании по вопросу реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов председатель правительства России Дмитрий Медведев.
«Инвалиды I и II группы, а также семьи с детьми-инвалидами будут освобождены от уплаты взносов на капремонт в том же объеме, в котором они освобождаются от соответствующих платежей за коммунальную сферу, то есть на 50 процентов. Кроме того, правительство намерено рекомендовать регионам установить льготы для одиноко проживающих людей старше 70 лет. А именно: компенсировать им расходы на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50 процентов. Для тех, кому исполнится 80 и более лет, должна быть предусмотрена 100 процентная компенсация», - сказал председатель правительства страны.
Он уточнил, что эти рекомендации будут подкреплены соответствующей финансовой поддержкой региональным бюджетам.
Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою России совместно с Министерством труда и социальной защиты и Министерством финансов в ближайшее время представить согласованные предложения по изменению законодательства в этом ключе и определить источники финансирования.
Как сообщили в Минстрое, льготы будут доступны для граждан уже с 1 января 2016 года. На компенсацию льгот таких категорий граждан как инвалиды I и II группы, а также семьи с детьми-инвалидами обсуждается выделение порядка 5 миллиардов.
Было также отмечено, что до начала работы региональных программ капремонта в 2013 году было отремонтировано лишь 7 тысяч домов, с начала работы программы - уже порядка 19 тысяч.
Ирина ПОСТОВАЯ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
жкх
Добавить комментарий