Вы здесь

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ «ВЫШИБАЛАМ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В последнее время взыскание долгов коллекторами все чаще напоминает рэкет в стиле лихих 90-х. Из разных регионов страны приходят шокирующие истории, которые подпадают под статьи Уголовного кодекса РФ. Депутаты Госдумы РФ намерены принять законы, которые позволят ограничить произвол коллекторов. А что сегодня, в нынешних реалиях, заемщик может противопоставить «вышибале»? С этим вопросом «Ведомости» обратились к руководителю широко известного на Юге России ОАО «Юридическое агентство «СРВ» Роману САВИЧЕВУ.

-Отмечу сразу, что на этом рынке работают как цивилизованные компании, так и «вышибалы», не признающие законов, - констатирует Р. Савичев. - Давайте обратимся к вопросу, какие действия коллекторы вправе совершать, а какие нет. Среди наиболее распространенных методов воздействия на должников, к которым прибегают «взыскатели», можно назвать судебные тяжбы, беспрестанные телефонные звонки и личные визиты. По большому счету, это весь легальный арсенал коллекторов.

В кредитном договоре и сопутствующих ему документах, как правило, заемщик подписывается под согласием на обработку персональных данных, в том числе и передачу их третьим лицам. Потому изначально признать надоедливые звонки противоправными действиями сложно. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» наделяет как банк, так и коллекторов (в законе они названы агентами банка) правом напоминать о долге, в частности, посредством почтовых сообщений, телефонных звонков и рассылки СМС-сообщений. Но происходить это должно исключительно с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов в выходные и праздничные дни. Те же самые ограничения действуют и в отношении личных встреч, также разрешенных законом.

Понятно, что закон прописывает цивилизованное общение - без грубостей и любых действий, связанных с нарушением прав и законных интересов должника. То есть никаких угроз жизни и здоровью, насильственных мер и т. д. Подобное рвение - однозначно вне рамок правового поля и грозит административной и уголовной ответственностью. Людям, столкнувшимся с проблемой возврата кредитов, все это нужно хорошо осознавать. Коллекторские агентства - это обычные фирмы, которые не вправе давать гражданам какие-то указания и директивы. Наряду с этим, как бы банально ни звучало, нужно знать о своих правах. Не поленитесь их хорошо изучить, это придаст уверенности в общении с коллекторами и не даст им возможности вас запугать.

Как правило, эффективной является фиксация грубого общения на любые технические средства, будь то диктофон или мобильный телефон. Эти доказательства значительно подкрепят заявления в правоохранительные органы.

По каждому случаю злостных нарушений обращайтесь в правоохранительные органы. В некоторых случаях эффект приносит и обращение к руководству коллекторской компании, например, по электронной почте. Начальство, как правило, заинтересовано не в дополнительных проблемах, а в защите собственного бизнеса, балансирующего на грани закона, от внимания правоохранителей. В отличие от рядовых сотрудников, которые, прежде всего, гонятся за достижением необходимых показателей.

Все это может если не прекратить, то хотя бы свести к минимуму вмешательство в вашу жизнь коллекторов. Замечу также, что подобные советы на деле могут оказаться более действенными, чем обращение в так называемые антиколлекторские агентства. На их рекламу «клюют» загнанные в угол должники, но в конечном итоге остаются и с долгами, и с коллекторами. Антиколлекторские агентства на самом деле не имеют никаких реальных и законных возможностей воздействовать на «выбивал».

Как предлагают оградить граждан от террора со стороны коллекторов законодатели? Они намерены прописать полный перечень «правил игры» для этого сегмента рынка: начиная от уставного капитала (не менее 10 млн рублей) до расписания звонков должникам.

В частности, в России предполагается создание единого реестра, куда обязаны будут попасть фирмы, занимающиеся взысканием долгов. К деятельности таких организаций не смогут привлекаться люди с испорченной репутацией, ранее судимые.

Что касается регламента общения с должниками, то его нарушение грозит штрафами до 2 млн рублей. Звонить должнику коллектор сможет не чаще двух раз в неделю, а проводить личные встречи - не чаще раза в неделю. Незаконным должно стать сокрытие номера или адреса электронной почты.

Согласно тексту законопроекта, несовершеннолетние и недееспособные не смогут быть объектами взаимодействия с коллекторами. Кроме того, предполагается введение прямого запрета на применение физической силы, угрозы ее применения, причинение вреда здоровью, повреждение имущества, психологическое давление и введение в заблуждение. Законопроект также запрещает сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещать сведения о должнике, будь то Интернет или стены здания.

Важно, что правила общения с должниками будут едиными для коллекторов, банков и микрофинансовых организаций.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.