Вы здесь
ОТ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО ПАТРИОТЫ, ИЛИ КОМУ-ТО ПОРА УЧИТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК И ИСТОРИЮ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Заметила я тут, читатель, одну прелюбопытную тенденцию, из года в год повторяющуюся и заключающуюся в том, что чем ближе май, тем чаще в обществе звучат разговоры про патриотизм. Хотя, в общем-то, ничего удивительного в этом и нет. Позади 1 мая, впереди - 9 мая - памятные для нас даты. Да и Владимир Владимирович Путин с экранов телевизоров все чаще называет патриотизм единственной национальной идеей. И спорить с данным тезисом абсолютно бесполезно, особенно если учесть, насколько благосклонно россияне восприняли новый законопроект, предусматривающий уголовное наказание за оскорбление государственного гимна.
В пояснительной записке к документу уточняется, что необходимость поправок возникла после инцидента в Севастополе, когда 8 апреля перед началом мероприятия на большом экране транслировалась оскорбительная версия российского гимна с искаженными словами и мелодией.
- Гимн, герб и флаг являются государственными символами России. За оскорбление герба и флага предусмотрено наказание лишением свободы на срок до года. Гимн же защищен только Административным кодексом. Статья 17.10 КоАП РФ «Нарушение порядка использования государственных символов РФ» за оскорбление гимна предполагает штраф: для граждан - три тысячи рублей, должностных лиц - семь тысяч рублей. Это ничтожно мало, - замечают авторы проекта. Поэтому и предлагают ввести одинаковую уголовную ответственность за оскорбление всех трех госсимволов - ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.
Что ж, дай-то бог, чтобы проект быстро прошел через очистительное горнило всех трех слушаний, и на самом деле помог заставить хулиганов Родину если не любить, то хотя бы уважать патриотические чувства своих соотечественников. В чем я, положа руку на сердце, сильно сомневаюсь. Потому как... нет никаких патриотических чувств. А если и есть, то не в таком масштабном объеме, как принято описывать. Помните, как наше все Александр Сергеевич Пушкин объяснял причину дружбы Онегина с Ленским?
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Вот, собственно, меня не покидает стойкое ощущение, что современные патриоты, равно как в поэме, «от делать нечего патриоты», и их гневное роптанье «наказать и принять меры» всего лишь дань моде, дань Путину, дань новому тренду. Сейчас объясню почему.
Согласно официальному определению данного явления, патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Словом, знание родного языка и истории своей родины - одни из фундаментальных положений патриотизма.
А теперь, читатель, положа руку на сердце, ответьте, многие ли из нас, сегодняшних, умеют грамотно писать и изъясняться на родном языке, а кто без подготовки и подглядывания в Интернет назовет дату крещения Руси? Теряетесь в догадках? Мы тоже на досуге не смогли прийти к общему знаменателю, поэтому и решили проверить знания ставропольцев и гостей города. Выйдя на улицы краевого центра, мы озадачивали молодое поколение и людей постарше вопросами из русского языка и, - коль уж впереди 9 мая, - о событиях ВОВ. Что из этого получилось? Обо всем по порядку.
А начнем, пожалуй, с того, что в середине апреля в стране прошел очередной «Тотальный диктант», в котором приняло участие более 146 тысяч человек, и только один процент из них получил «пятерку». Не густо. Зато вполне объяснимо. Чего греха таить, мы на самом деле забываем русский язык. Точнее сначала упрощаем его донельзя, а потом сокращения воспринимаем как данность, актуальную альтернативу для современного века высоких скоростей. Право, зачем в знак благодарности кому-то писать «спасибо», когда можно просто на компе поставить смайлик с цветочком в руках или написать «спс»? А представляете, читатель, сколько нужно стукать по клавишам пальцами, чтобы набрать «здравствуйте», не проще ли явить миру «здрям»?!
Эх, еще бы слово « экзистенциальный» и «евангелие» научиться сокращать, тогда бы и не было столько ошибок в их написании, как в прошлом году на аналогичном диктанте. Но ошибок становится все больше. Мы «ростем» вместо «растем», ходим на рОботу, где включаем компьютОр и отсылаем свое резюме на должность ведущего менИджера, и свято верим, что установленная внутри железного друга чудо-программка скроет наши грамматические огрехи. Запятые как попало, двоеточия и кавычки вообще за гранью нашего внимания. Обидно это, читатель, очень обидно. Мы учим английский, испанский, французский, а свой родной язык забываем.
Вот и в этот раз, предложив случайным прохожим написать слова «палисадник», «беседка», «коллективизм», «вполуха», «агентство», «прецедент», мы с грустью обнаружили, что аналитики не ошиблись. Из 30 наших испытуемых только 10 человек получили четверки и трое не допустили ни одной ошибки.
Первопроходцем стала студентка первого курса СКФУ Люба Ересько.
- Что, правда, все верно? Ой, значит, все-таки не зря при подготовке к ЕГЭ с репетитором занималась. Еще свежи в памяти полученные знания, - радовалась девушка. Правда, как призналась сама, на экзамене она не смогла ими блеснуть так, как перед нами. - Сама не знаю почему, но я так разволновалась, что наделала в тесте ошибок. Конечный результат всего 70 баллов был.
А вот пенсионер Иван Ефимович Приходько всю жизнь проработал на заводе. Без университетов, репетиторов и высшего образования, он, тем не менее, оказался в передовиках, дав фору многим молодым. Откуда столь глубокие познания?
- Книги нужно читать, молодые люди. Классику. Достоевского. Гончарова. Гоголя. А не ваши детективы, где нет ни сюжета, ни слога, ни слова, сплошные «жизнь пронеслась перед глазами, перед тем, как она упала замертво», - улыбнулся ставрополец.
Между тем, другая отличница тоже оказалась, что называется, в своей колее.
- Ну, знаете, мне было бы стыдно за себя, если бы сделала в словах хотя бы одну ошибку. Профессия как-никак обязывает, - заметила учитель русского языка с двадцатилетним стажем работы Наталья Серова. А потом, как и положено, учителю, решила проверить и нас на знание великого и могучего, спросив, как пишутся слова: «инаугурация», «эзотерика», «трещотка», «ухажер», «патефон». Результат? Ну, скажем так - учебник Д. Розенталя по русскому языку уже является настольной книгой в нашей семье. И, по-видимому, скоро достойным соседом для него окажется и учебник по российской истории.
Несмотря на наши крики о патриотизме, как показал экспресс-тест, в основу которого легли освещенные в школьной программе вопросы по Великой Отечественной войне, здесь у ставропольцев тоже имеются большие пробелы, если не сказать черные дыры в памяти.
«История ничему не учит, только наказывает за незнание своих уроков», - говорил историк Василий Ключевский. Наверное поэтому по словам социологов, в последнее время интерес россиян к истории совершил неимоверный скачок. Интересующихся за последние два года стало на двадцать три процента больше. Зачем нам надо лезть в исторические дебри? Примерно половина людей хочет таким образом расширить свой кругозор, узнать и понять собственные корни. Почти каждый четвертый ищет в истории ответы на вопросы сегодняшнего дня, «чтоб до истины докопаться». Лед тронулся? Не надо обольщаться. Как замечают те же эксперты, интерес этот в значительной степени пассивный. Рыться в архивах - удел ученых. Остальным россиянам хватает просмотра фильмов и телепередач на исторические темы (78,3 процента), разговоров с друзьями (41,8 процента), наблюдений за полемикой в СМИ (35,8 процента), чтения исторических романов (34,9 процента), посещения музеев или выставок (31,8 процента). Собственно, поэтому, как показывает практика и подтверждает наша «Провокация», интерес никак не превращается в знание.
И так, снова 30 респондентов, - среди которых школьники, их родители, пенсионеры - и четыре вопроса на засыпку. 1. Назовите начало и конец ВОВ. 2. Верховный главнокомандующий Советской армией. 3. Какой подвиг совершил советский солдат Матросов? 4. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?
Легко? Оказалось, что без Интернета не очень. Причем затруднение вызвал уже первый вопрос. Поразительно, но если младшее и старшее поколение назвали дату начала войны без запинки и тени сомнения в голосе, то вот некоторые из 35-летних респондентов никак не могли определиться с летним днем: кто-то называл 21 июня, другие настаивали на июле, дескать, еще в школе какое-то стихотворение про это учили, чтобы не забыть.
- И все-таки забыли, - с грустью замечала большая часть опрошенных, наизусть цитируя бессмертные строчки:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили
Что началась война.
Не обошлось без казусов и при описании личности главнокомандующего. Пока наши деды и прадеды с почтением в голосе называли Иосифа Виссарионовича Сталина, внуки сошлись во мнении и отдали почетную должность Георгию Жукову и даже... Суворову. Вот такой скачок во времени. Или каша в головах?
Между тем, не вспомнило молодое поколение и подвиг Александра Матросова, приписав ему авторство «Катюши», спасение девочки на пожаре, водружение флага над Рейхстагом.
- Ребята, вы что? Знамя победы было водружено 1 мая в Берлине военнослужащими Красной Армии Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария. А Матросов он же вражескую амбразуру грудью закрыл, - продолжали на «пять с плюсом» отвечать на наши вопросы представители старшего поколения.
И мы уже совсем было отчаялись получить от современного поколения правильный ответ, как выяснилось, рано мы поставили на них крест.
- Блокада Ленинграда? Ой что-то чуть больше года, - стали потихоньку включатся в викторину студенты.
- 872 дня. Девушка, это стыдно не знать, - заметил парень на остановке в центре города.
- Ой, сейчас, подождите минутку.. Мы недавно фильм смотрели про это страшное время. Там говорили, что 872 дня, - гордые за свои познания, делились с нами студентки технического колледжа Варя и Тая.
Еще больше порадовало, когда на вопрос «Любимый фильм о войне», ставропольцы, что стар, что млад, оказались на редкость единодушны в своих предпочтениях. Кинолента «А зори здесь тихие», снятая в 1972 году, и «В бой идут одни «старики» - стали лидерами нашего опроса. Что же касается современного кинематографа, в числе фильмов, снятых уже в XXI веке, ставропольцы чаще всего называли «Мы из будущего», «Диверсант», «В августе 44-го» и «Сталинград».
А вот просьба назвать любимую книгу о войне снова ввела наших испытуемых в очередное замешательство, когда все как один снова твердили об «А зори здесь тихие», вспоминали поэму «Василий Теркин» Александра Твардовского и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Хотя...
- Я бы с удовольствием роман «У вой-ны не женское лицо» Светланы Алексеевич прочитал/прочитала, за который она Нобелевскую премию получила, но когда пришел/пришла в библиотеку, сказали, что уже есть очередь из таких желающих. А покупать слишком дорого, 430 рублей в магазине стоит, - жаловались ставропольцы.
- А вы прочитайте пока «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, «Живые и мертвые» Константина Симонова. Тоже очень достойные произведения, - попытались мы пробудить у наших собеседников тягу к чтению. Но не тут то было.
- Не... Я хочу с Нобелевской премии начать, - последовал ответ.
Что ж, все лучше, чем ничего. Остается только надеяться, что тяга не пропадет, когда книга появится на полке, и делать выводы.
Какие? Да очень простые. Что пора нам становиться патриотами не на словах, а на деле. То есть не просто повязывать георгиевские ленточки в знак солидарности, не просто становиться в строй Безымянного полка с фотографиями своих дедов и прадедов, не просто горланить «Расцветали яблони и груши», а знать что-то большее про историю своей страны, свой язык. Тогда и не понадобятся нам экстренные меры по защите национального гимна, герба и флага, ибо потребности в них не будет, когда в стране есть настоящий, а не лже-патриотизм.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий