Вы здесь
В ТИСКАХ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Так описывают свое состояние жители домов № 258 и 260 на улице Ленина, оказавшись зажатыми между многоэтажками.
Пожалуй, я не согрешу против истины, если скажу, что как о хозяйке дома гости судят по чистоте на ее кухне, так и о городе в целом впечатление случайного путешественника складывается, когда тот совершает прогулку по его центральной части.
Разбитые клумбы и цветники, уютные скверы, лавочки для отдыха, чистые тротуары - днем и разноцветная богатая иллюминация - вечером. Право, идешь так по Ставрополю и всей душой соглашаешься с экспертами, признавшими наш город самым благоустроенным и зеленым в России. Дескать, зрили в корень, когда давали столь высокий и громкий титул. Но в корень ли? Потому как стоит свернуть с проспекта Октябрьской революции на улицу Ленина и чуть пройти вниз по тротуару, как восхищенную улыбку на лице сменяет сначала полное недоумение, а потом и вовсе разочарование от того, что тебя обманули, и король оказался вовсе не королем, а умелым иллюзионистом.
Улица Ленина, строения № 258 и 260. Свежая побелка, выкрашенные оконные рамы, кое-где облупившийся вход...Как же нелепо и несуразно выглядят эти низенькие кирпичные домики, давно разменявшие сотню лет, на фоне окруживших их со всех сторон современных блочно-панельных многоэтажек. Они словно бедные родственники, нечаянно попавшие на чужой праздник жизни. И судя по тому, какими быстрыми темпами идет застройка близ прилегающих территорий, бал начался далеко не вчера.
- Я бы сказала, в начале 2000-х годов, - улыбается владелица одной из квартир по указанным адресам Людмила Францевна Касперская.
Свою часть домовладения на Ленина, 258 супружеская чета Касперских купила около тридцати лет назад. Заходишь к ним в гости, и первое что бросается в глаза - огромная библиотека, занявшая собой две комнаты. Тургенев, Лермонтов, Пушкин, Достоевский - все сплошь классика. О таких, как наша героиня и ее супруг Станислав Шакирович обычно говорят «интеллигенты от кончиков ногтей и до корней волос». И действительно, пока другие без устали могут рассказывать, в какую копеечку им обошелся евроремонт, сколько стоили вон те обои в полосочку и мраморная плитка в клеточку, старики гордятся книгами, мол, прожили жизнь не напрасно, будет, что внукам и правнукам почитать. Бесхитростные они, в общем. Нет в них деловой жилки и материальной привязанности к вещам. Отсюда и непонятный с точки зрения простого обывателя давний обмен просторной квартиры на две комнаты в доме начала 1900-х годов. Хотя сами супруги объясняют решение просто: и сыну помощь, и к истории ближе. И поди там разберись, что первично, а что вторично.
- Вы посмотрите, из какого камня он сделан. Это же строение царских времен, когда только очень зажиточные люди могли позволить себе строить из кирпича. А качество материала? Вот вы говорите рухлядь, что новые технологии соответствуют вызовам времени.... Между тем, когда расселяли наших соседей из 256 дома, застройщик каждый кирпичик вывез, ничего выбрасывать не стал, - с любовью рассказывает Людмила Францевна. - Если бы не это массовое заполнение улицы высотками, еще бы век простоял и ничего ему не стало.
Но жизнь не знает условного наклонения. Особенно когда речь идет о динамично развивающемся городе и его центральной части. Поэтому неудивительно, что месторасположение этих строений понравилось не только рядовым ставропольцам, но и новым инвесторам, которые в конце 90-х стали потихоньку проявлять интерес к данной территории. А когда же администрацией города Ставрополя был утвержден Проект планировки улиц, согласно которому земельные участки по адресу Ленина были отнесены к функциональной зоне «Зона жилой застройки повышенной и средней этажности», интерес и вовсе перерос в бульдожью схватку титанов, кто первый отщипнет лакомый кусочек и поувесистее.
2001, 2002, 2003... 2007, 2010... Может, для истории десятилетний промежуток - это капля в море, но для небольшого провинциального города - весьма серьезный показатель работы власти на местах, понимания чиновников, куда путь держим. А держали же, в сторону развития экономики и бизнеса, строительства. Тихая, спокойная, несуетливая улочка постепенно превращалась в загазованный, торговый центр города, а на месте ветхих лачужек вырастали многоэтажные монстры.
Как отнеслись сами жильцы к переменам?
- Вечный грохот, скрежет метала, звон, шум, крики рабочих. Не поверите, но сначала все эти неудобства даже радовали нас. Мы-то воспринимали их как вестник грядущих перемен к лучшему. Ведь чуть ли не каждый день к нам наведывались застройщики, чтобы посмотреть участок, да и городские власти на словах тоже заверяли, что не сегодня завтра грядет расселение, так как наши лачужки здесь ни к чему, - горько улыбается еще одна владелица квартиры на Ленина, 258 Маргарита Н.
А когда же в 2014 году инвестор нашелся для домов № 256 и 262, ставропольцы и вовсе взялись собирать чемоданы. На которых так и сидят по сей день: ибо за расселение коммуналок № 258 и 260 никто из инвесторов не берется. Во-первых, из-за плотной заселенности, с точки зрения экономики, невыгодно, а, во-вторых, если строительную компанию и заинтересует объект, то процесс зачастую тормозится самими жильцами, которых не устраивают озвученные предложения. Чего хотят? Есть, конечно, среди них и мечтатели о большом куше, (точнее компенсации в четыре миллиона рублей), но большая часть настаивает на равнозначном обмене.
- У меня трое детей, которых я поднимаю сама. И здесь у нас две комнаты в центре города, - объясняет свою позицию Маргарита. - Когда же приходили потенциальные застройщики, максимум, что они предлагали - однокомнатную квартиру на Ташле или в Перспективном районе. Такой же обмен был предложен и Касперским, их «двушку» с пристройкой - на крохотную «однушку» в юго-западном. Разве это справедливо?
Ох, не знаю. Не имея экономического образования, не берусь судить. Но в чем я уверена на все сто процентов, так это в том, что не хотела бы стать такой же заложницей ситуации, как наши герои. Отвлекаясь немного от темы, замечу, что тоже живу в многоэтажке, где год назад наш нижний сосед затеял глобальный ремонт в своей квартире, тем самым обрек нас на девять месяцев ада. Мы ругались с ним до хрипоты, писали жалобы, заявления в Жилищную инспекцию, но покой вернулся в нашу семью, только когда его семья въехала в отремонтированную квартиру. А тут стройка в режиме нон-стопа... Днем и вечером... Слева и справа... В любое время суток и круглогодично... Этакий строительный плен, лабиринт, из которого нет выхода, только вход.
- Когда высотки возводились в десяти метрах от нас или за нашими домами, уже тогда от грохота и толчков осыпалась штукатурка в квартирах, лопались обои, небольшие трещинки в стенах превращались в глубокие расщелины от пола до потолка, в которые при желании можно было смело просунуть руку, - вклинивается в разговор и Станислав Шакирович. - Но, как правильно вам сказала Маргарита, мы, скрепя сердце, молча все замазывали, заделывали, затирали, пока чиновники кормили нас «завтраками». Время которых никак не наступало. Зато вместо них все ближе и ближе подкрадывалась очередная стройка. Теперь уже не просто в отдаленной близости, а прямо по соседству - в трех метрах от наших героев. В выкупленном доме № 256 стали расселять жильцов.
- Я где-то слышала, что когда заканчивается порог терпения, начинается порог выносливости. Так вот эта фраза, как нельзя более точно описывает наше существование, - горько замечает Людмила Францевна. - Потому что я не понимаю, как так можно издеваться над людьми, не уважать их? За что? Когда дом расселили, разоренные квартиры стали обителью для всех лиц без определенного места жительства в округе, а наш общий проходной двор и вовсе грозил превратиться в мусорную свалку, благодаря такому соседству. Мы и жалобы в полицейский участок писали, и обращения в администрацию города.
Что помогло навести порядок? Вряд ли вы удивитесь, читатель, если я скажу, что тот самый петух, который клюнул за одно место. Причем сделал это дважды. Первый раз в августе прошлого года, когда в заброшенном доме начался пожар.
- Два пожарных расчета работали тогда около трех часов. Залили водой, завалили кусками обгоревшего дерева и шифера въезд в наш двор, но к ним претензий нет, они сделали свою работу и не допустили распространения огня на другие дома. Но убирать-то весь беспорядок пришлось нам. Как и в октябре месяце. Когда снова из дымохода того же злосчастного дома № 256 валил густой едкий дым, заполонивший всю округу. Пришлось заново вызывать спасателей, которые в одной из комнат обнаружили нетрезвого человека. Это он решил согреться, развел костер и уснул, заодно чуть не спалив и нас, - вспоминает те жаркие во всех смыслах этого слова дни Станислав Шакирович.
Поэтому, когда в этом году на участок заехала строительная техника застройщика, ставропольцы восприняли ее появление с ликованием. Вот только длилось оно не более суток. И снова голоса рабочих, скрежет, пыль, цемент летели прямо в форточку соседям. Деревья стояли белые...
- Я вообще-то не люблю дожди и слякоть, - виновато оправдывается Людмила Францевна. - А тут радовалась, как девчонка, когда синоптики непогоду обещали. Для нас, стариков, это был единственный шанс посидеть в тишине и подышать свежим воздухом, когда дождь всю эту цементную пыль к земле прибивал.
Что происходит на Ленина сейчас? Дом снесен, и пустырь огорожен высоким жестяным забором. Такой же забор - только полиэтиленовый, с белыми ромашками на голубом фоне, скрывает от посторонних глаз строительную площадку на месте дома № 262. Так и живут люди между двумя стройками, между серым забором и «ромашками», с ужасом ожидая, когда над домами снова будет болтаться подъемный кран и во дворах работать техника. А то, что это вопрос ближайшего времени, никто из них даже не сомневается.
- Мы попытались выяснить, кто застройщик и что планируют строить на выкупленных территориях, но официального ответа из администрации не получили. Из неофициальной же беседы с прорабом стройки узнали, что на месте дома 256 планируется девятиэтажка с тремя подъездами. С таким «монстром» мы вообще тогда света белого не увидим, - вздыхает Людмила Францевна.
И, кстати, в случае с Касперскими это не просто утрированная фраза, поскольку дом на Ленина 256, расположен таким образом, что потенциальная высотка полностью закроет старикам окна. Как быть?
- Мы не знаем, - вздыхают люди.
Все обращения к власти не приносят результата, получается только бег по кругу. Выхода из которого жители уже не видят:
- У нас получается не просто круг, а замкнутый круг. На все наши обращения в администрацию города Ставрополя, министерство строительства СК, даже Президенту РФ, мы получаем один и тот же ответ, дескать, ничем помочь не можем, «ваш дом не входит в программу переселения из аварийного и ветхого жилья», «не является памятником культуры», поэтому собственник сам должен нести бремя содержания и обязан поддерживать принадлежащее ему имущество в надлежащем состоянии, следить за ним и ремонтировать. Другими словами, выпутывайтесь и разбирайтесь сами. Но КАК? На самостоятельную покупку жилья - ни у нас, пенсионеров, ни у наших соседей, среди которых есть инвалид, мать-одиночка с тремя детьми, нет средств. Капитально ремонтировать дом? Опять же, за что? И есть ли смысл, когда каждая новая стройка проходит рикошетом и по нашим квартирам? - разводит руками Станислав Касперский и продолжает. - Боюсь, что нашего желания здесь все-таки недостаточно. Здесь нужно волевое решение властей, когда тоже разрешение на строительство должно выдаваться не только в интересах инвесторов, но и простых горожан. Только тогда город будет не только внешне выглядеть благоустроенней, но и жить в нем станет действительно комфортней.
Что ж, золотые слова... Кстати, моего коллеги, члена Союза журналистов и Союза писателей России, который всегда отстаивал правду простых людей перед бизнесом и чиновниками, а теперь сам же волею случая, оказался загнанными ими в тупик. Но Станислав Шакирович старается об этом не думать. У него и так серьезные проблемы со здоровьем, тревоги и волнения напрочь противопоказаны. Поэтому, дабы поднять настроение, он все-таки не прекращает мечтать. О чем? На этот раз о земном. Что - коль уж стройку и новые прогрессивные веяния времени остановить нельзя, - власти их услышат, помогут решить квартирный вопрос, и он пусть не в этом, так в следующем году, вместе с супругой въедет в новую квартиру, где справят свою «золотую» не под звук работающей техники, а звон бокалов в кругу семьи. Но сбудутся ли мечты ставропольцев? Время покажет. А «Ведомости» обязательно напишут о дальнейшем развитии событий.
Марина КАНДРАШКИНА.
Фото Веры ДРОБИНОЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий