Вы здесь

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ

Она вспоминается, когда знакомишься с историей выдела земли в селе Елизаветинском.

86 пайщиков решили выделить свою долю из общего земельного массива. В мае провели собрание пайщиков, заявили о своем выходе, заказали новые кадастровые паспорта на 13 участков общей площадью 3 тысячи гектаров. Однако обрабатывающее эту землю ЗАО «Родина» не согласилось, обратилось в суд с жалобой на незаконность образования новых земельных участков и нарушение прав арендатора. Заявило обеспечительные меры в виде запрета Росреестру производить государственную регистрацию прав на вновь образуемые земельные участки. Суд ходатайство удовлетворил. Так что до вынесения судом основного решения по этому делу процедура выдела не может быть завершена.

Вроде ничего необычного в этой истории нет. По краю таких сейчас десятки, если не сотни. В нынешнем году как раз наступил период массового перезаключения договоров аренды земель сельхозназначения, вот некоторые собственники и заерзали, ищут лучшей доли в смене арендатора. Однако история в Благодарненском районе все же необычная. И не только потому, что недовольные решением суда 13 фермеров, планировавшие уже этой осенью взять землю в обработку и не получившие ее, вывели свою технику и стали препятствовать технике
ЗАО «Родина» обрабатывать землю. Чуть до драки дело не дошло. И с той, и с другой стороны, кстати, были односельчане, соседи.

Необычность сегодняшней истории - в ее предыстории.

Такая «корова» нужна самому...

Четыре года назад «Родина» была на грани банкротства. Неподъемные долги за 120 миллионов рублей, казалось, навсегда поставили крест на благополучии хозяйства и села Елизаветинского, для которого оно градообразующее. Благодарненские районные власти стали искать выход. Буквально упросили владельца соседнего ООО «Моя мечта» И. Минину забрать бедствующее предприятие в свой холдинг. Тем более, что ранее она уже взяла «Луч» и «Большевик», и поставила их на ноги. Та после больших колебаний и сомнений согласилась. Заплатила огромные долги и стала хозяйкой «Родины». Хотя могла бы дождаться банкротства и выкупить за бесценок и имущество, и права на использование паевой земли. Как это у нас обычно и происходит.

Давно замечено, что у разваливающихся сельхозпредприятий первой страдает земля. Когда не хватает денег на зарплату, на горючее, когда кредиторы у ворот в очереди стоят, кто же думает о внесении удобрений, о своевременности обработки почвы, о защите ее от сорняков? Тем более - земли арендованной. Конечно же, никто. Так оказалось и в «Родине». Мининой досталась истощенная, донельзя запущенная пашня. Стыдно сказать, но до нее здесь на парах(!) получали по 28 центнеров зерна с гектара.

Обследовали каждое поле, разобрались, какие удобрения и в каком количестве вносить, разработали севооборот, подобрали оптимальные культуры, технологии их возделывания, приобрели и освоили современную почвообрабатывающую технику...

И вот результат: в последние годы в «Родине» на полупарах получают не менее 40 центнеров зерна с гектара. На уровне лучших хозяйств этой почвенно-климатической зоны. Кстати, и «Луч» в 2007 году она взяла с урожайностью 12 центнеров с гектара и 56 миллионами рублей долга. В этом году получили по 42 центнера. И «Большевик» вытащила. Минина чуть ли не единственная во всей округе раз в пять лет проводит обследование земли на содержание не только азота, но и микроэлементов, фосфора, калия.

Но и не это главное. Минина ушла от двуполки к универсальному севообороту, начала выращивать здесь многие невиданные доселе культуры, в том числе пряные. Построила в Елизаветинском два перерабатывающих производства. Первое по глубокой очистке кореандра, второе - по переработке трав.
Причем производства по своему уникальные, таких в крае больше нет. Объем капиталовложений - свыше 200 миллионов. Можно смело сказать, что инвестиции, за которые сейчас борются крупные города, она притащила в забытое Богом село.

- Сегодня невозможно подсчитать, сколько сил и средств было вложено в землю, в хозяйство, в село, наконец. Но однозначно - сотни миллионов рублей. И вот теперь, когда все с такими трудами налажено, когда только и остается, что пожинать плоды и дальше только развиваться, кто-то приходит и выдергивает самое основное в сельхозпроизводстве - землю. Это не по совести, да и не по уму. Надо иметь в виду, что плантация лаванды закладывается на пятьдесят лет, душицы - на 20 лет, шалфея - на 25 лет. Как это резать? Глаза разгорелись на чужой успех? Такая «корова» нужна самому? Где же, такие энергичные, вы раньше, четыре года назад, были! Почему таких долгов наделали? - возмущенно восклицает Минина.

Любопытный и очень красноречивый факт в тему. Три недели назад муниципалитет выставил на аукцион в аренду на 49 лет двести гектаров земли в окрестностях Елизаветинского. Земля была в полном смысле слова убитая. Так ни один фермер даже заявку не подал.

От какого арендатора они отказываются

«Моя мечта» и другие предприятия Мининой широко известны в крае, да и в стране, как успешный агрохолдинг, выращивающий оригинальные пряные культуры, травы. Без всякой натяжки - единственный в своем роде на всю нашу необъятную страну.

Автор этих строк вырос на селе, что-то понимает в сельском хозяйстве. Но, признаться, о некоторых культурах, выращиваемых здесь, услышал впервые. Вот, например, чуфа. Оказывается, это земляной орех. Его масло один в один с оливковым. Только вот оливковые сады дают до трех тонн плодов с гектара, а урожайность чуфы в Благодарненском районе - все семь тонн. К тому же оливковые деревья у нас не растут, чуфа же чувствует себя прекрасно. Или Витекс священный, больше известный как Абрамово дерево. Его плоды - тот же черный перец. Опять же традиционный черный перец - культура субтропическая, у нас не растет, мы его за валюту берем, а Витекс священный - как дома. Кумин - растет только в Индии и у нас, на полях хозяйств Мининой. Покупают страны Востока, и в больших количествах. Кореандр, как это ни странно, заказывает у нас, и также в больших количествах, Индия, его родина. Отгадка простая: у нас содержание масла в нем в несколько раз выше, вот и берут. Душица, лаванда, шалфей... эти названия нам знакомы, но больше - как полевые цветы, хвори ими лечат. У Мининой ими засеяны целые плантации, здесь они технические культуры. Сад разбили, тыкву стали выращивать для фармацевтических целей...

Но есть здесь, разумеется, и зерновые. Вообще-то злаковых культур в хозяйствах «Моей мечты» возделывается... свыше шестисот(!). Полбу мы знаем по сказке Пушкина о Балде, помните: «Есть же мне давай вареную полбу?». Оказывается, это нечто среднее между пшеницей и ячменем, она известна уже 14 тысяч лет, повсеместно возделывалась на Руси в допетровские времена. По содержанию белка даже лучше, чем распространенные у нас пшеницы. Но есть у нее одна проблема: чешуйки трудно отделяются от зерен. Потому еще царь Петр в целях борьбы с бескультурьем, когда кашу ели фактически с половой, своим специальным указом запретил сеять полбу и повелел выращивать более легкую в очистке пшеницу, культуру из Европы. Сегодня технологии очистки позволяют легко справиться с чешуйками. К тому же полба практически не болеет, дает высокие урожаи. Ее не едят наши мыши и моль. Может, забыли ее вкус за триста лет, а может природа заложила в них нечто такое, что отталкивает. Почему же, решила Минина, не выращивать ее? Тем более, что пшеница твердых сортов, идущая на макароны и крупы, у нас не растет, а полба как раз имеет качества твердой. Или вот еще одна новая культура - спелька. Пшеница, которой уже 12 тысяч лет, но которая тоже была забыта у нас. И напрасно. Она также не подвержена болезням, урожайна.

Минина большой экспериментатор. Чтобы хоть одну культуру адаптировать к местным условиям, нужно не менее шести лет. Прежде всего нужно подобрать оптимальный для нее состав почвы. Тут особо не мудрят, просто берут семена и сеют по самым разным полям, клочками. Где лучше выросло - там и оптимальные условия. Есть культуры, которые надо сеять на одном и том же месте из года в год. Та же чуфа. Оказывается, ее корни находят в земле каналы от корней таких же растений с предыдущего года, и чем больше таких каналов, чем глубже они, тем лучше чувствует себя растение.

Любопытно, что выращивание в промышленных масштабах пряных культур дало толчок развитию пчеловодства. Летом на здешних полях стоят до двухсот тралов с ульями со всего края. Отцветает одна культура - зацветает другая. И так все лето. Надо ли говорить, что мед с луговых трав по вкусовым качествам отменный.

Практически в каждом селе, где находятся хозяйства Мининой, созданы перерабатывающие производства. Причем, по несколько штук. На ее предприятиях работают свыше 600 человек. Все из местных сел. Фактически четыре ее хозяйства главный в этих местах работодатель. В основном молодежь работает. Современная техника, технологии, необычные подходы к делу привлекают. Современные хранилища продукции, ангары для техники. Емкостей для жидких комплексных удобрений здесь, например, на две тысячи тонн! Значит, их можно купить заранее, когда цена ниже.

Раз молодые имеют рабочие места, то они не уезжают, как обычно водится на востоке края, на заработки, сохраняются семьи. В этих населенных пунктах наблюдается и прирост населения. В селах за счет холдинга строятся и ремонтируются социальные объекты, прокладываются дороги, проводятся праздники.

Уровень арендной платы за землю в хозяйствах Мининой на шаг опережает соседей. Вот и в дополнительном соглашении к договору аренды, которое утверждено общим собранием пайщиков 2 августа, арендатор обязуется выдавать на пай уже не 3 тонны, как было ранее, а 4 тонны продовольственного зерна ежегодно. Ну и масло, мука, хлеб, компенсация налогов - все как положено в такого рода документах.

За кем будущее

Если у фермеров выгорит с выделением, к какому хозяину уйдет земля?

Я даже не о том, что один из страждущих, например, младший сын в фермерском роду, в котором ничего не получилось у отца, затем у старшего брата... Где гарантия, что у младшего получится? И не о том, что некоторые фермеры в разговорах не знают, сколько стоят удобрения или средства защиты растений. Или не используют, или используют ворованное. Это все частности. Давайте говорить о тенденциях.

Магистральная дорога развития современного сельхозпроизводства, и особенно в зерновом производстве, - его укрупнение. К этому побуждают прежде всего техника и технологии, которые с каждым годом все мощнее, все разнообразнее, и тем эффективнее используются, чем больше у обработчика пашни. Чем больше у тебя земли - тем ты конкурентоспособнее. Россия ушла от фермерства к крупному сельхозпроизводителю чудовищным, ломающим судьбы силовым приемом, - через коллективизацию. Зачем же было возвращаться назад, в прошлое, тем более, что таким тяжелым способом достался прогресс?

Почему-то вернулись. Еще в 1992 году. В том Указе Б. Ельцина о земельной реформе было больше политики, чем экономического расчета, и тем более - здравого смысла. Прошедшие с того момента два с половиной десятилетия только подтвердили этот вывод.

В «Моей мечте» и остальных хозяйствах Мининой ежегодно с каждого гектара получают по 17 - 18 тысяч рублей дохода, выплачивают опять же с каждого гектара по 7 тысяч рублей налогов в казну, на каждой тысяче гектаров занято по 16 человек. Фермеры района опять же с гектара получают доход в несколько раз меньший, выплачивают всего по 200 - 300 рублей налогов и используют намного больше рабочей силы в расчете на гектар. Первые давно ушли от паров, у вторых - традиционная двухполка. Первые собирают по 40 и выше центнеров зерна с гектара, вторые - по 20. У первых все как один работники оформлены, получают «белую» зарплату, а у вторых, как правило, даже трудовых книжек нет, все на «серых» схемах. Красноречивый факт: в уборку в хозяйствах организовано трехразовое питание, работает столовая, которую проверяют все, кто только может - от санэпиднадзора. А работникам фермеров обеды готовит... тетя Маша у себя дома.

И такая картина везде по краю. По глубокому убеждению Мининой, фермерство не только малоэффективно в современных условиях, но и реально тормозит развитие аграрного сектора. Тем хотя бы, что неэффективно использует землю, не в состоянии применять современные сорта, технологии, закупать прогрессивную технику. Да и что греха таить, именно в мелкие фермерские хозяйства течет с больших ручеек ворованного.

Собственно, написанное выше - уже не откровение. Все давно поняли, за кем будущее. Не исключаю, что где-то лет через пятьдесят в учебниках по экономике сельхозпроизводства будет написано: «А в начале девяностых годов двадцатого века сельское хозяйство России волевым актом откатилось назад, в фермерство».

Но вот конкретная ситуация: люди хотят добровольно вернуться в это самое «назад». Хотят использовать шанс. Попробовать стать хозяином на своей земле. А может, и получится?

Как это не покажется странным, пример в этом им подает сама Минина. Ведь она начинала с двадцати гектаров. А сейчас под ее началом обрабатывается 30 тысяч гектаров. Этот пример тем более заманчив, что именно Минина открыла сельчанам целый пласт сельхозкультур и технологий, о которых ранее в этих глухих краях никто и не слышал. Сама находит сорта, сама в поле с ними, подбирает технологии возделывания, сама даже соавтор разработки комбайна для уборки зеленых культур. Ее предприятие непременный участник Российских и всемирных выставок по пряным культурам и ингредиентам: Москва, Греция, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Франция... Вот в октябре опять едет в Париж на самую крупную выставку продуктов питания. Показала сельчанам, и как сделать на травах деньги, и как стать знаменитой.

Ничего не попишешь, такова диалектика развития. Только вот разница: Минина начинала, ни у кого ничего не отрывая. И дальше подбирала фактически бесхозное, брошенное, чистила-блистила, вкладывала в сельхозпроизводство огромные средства, заработанные в другой сфере. В итоге привела в образцовый порядок и теперь только развивает. Ее противники идут совершенно противоположным путем. Вроде и язык не поворачивается сказать, что это путь хищников. Все же свое забирают, которым вольны распоряжаться по закону. Но это такое «свое», в котором уже много чужого. Эту особенность хозяйствования на селе, когда тот, кто добросовестно обрабатывает землю, обогащает ее, добавляет тем самым ее стоимость, к сожалению, не понимали ни земельные реформаторы, ни законодатели, предусмотревшие механизм выделения из общих земельных массивов. И это трудно объяснимо.

Межевали - веселились, посчитали - прослезились.

Но вернемся к тому, с чего начали - к судебному спору.

На деле вся эта Елизаветинская история с выделением земли выглядела так. Еще 4 мая сами пожелавшие выделиться пайщики созывают собрание. Третий вопрос повестки дня - «Несогласие собственников земельных участков с продлением договора аренды с ЗАО «Родина» на новый срок». Принятым решением 86 человек (меньше тридцати процентов от общего числа пайщиков) утверждены как не согласившиеся с продлением договора.

Уже на другой день, 5 мая такое же собрание пайщиков созывает ЗАО «Родина». Оно, вообще-то, было объявлено давно, но фермеры чуть опередили. В борьбе за землю ведь все средства хороши. Повестка дня - заключение договора аренды на новый срок. Но собрание этот вопрос даже не рассматривает. Несогласные продлевать договор практически срывают собрание. Из протокола следует, что оно лишь подтверждает несогласие уже 105 собственников земельных долей заключать договор аренды с ЗАО «Родина».

Что накопали незаконного в этих собраниях юристы «Родины», с чем пошли в суд? О, они много чего накопали. Закон дает исчерпывающий перечень вопросов, которые относятся к компетенции общего собрания пайщиков. Но вся штука в том, что как раз выражения несогласия пайщиков на заключение договора аренды там нет. Оно, это самое несогласие, заявляется, но совершенно иным образом. Юристы «Родины» делают закономерный вывод, что принятое собранием от 4 мая решение ничтожно по своей сути. Это первое.

Второе состоит в следующем. Собранием от 5 мая рассмотрен вопрос, которого... не было в повестке дня. И в этом случае закон однозначно говорит, что решение собрания ничтожно, если принято по вопросу, не включенному в повестку дня. Правда, несколько недель спустя якобы в порядке исправления технической ошибки глава Елизаветинского сельсовета выдал новый протокол, из которого следует, что основной вопрос рассмотрен и принят. Хороша «ошибка»: весь протокол переписан! Кстати, секретарь собрания отказалась подписать «исправленный» протокол, и это говорит о многом.

Был на последнем собрании и явный казус. Те самые 105 человек при голосовании несогласия высказались «против», хотя должны были голосовать «за». Тем самым они невольно подтвердили свое согласие с заключением договора аренды на новый срок.

Похоже, страждущие земли фермеры так завелись и так накрутили односельчан, что в голове только и было, что выделение. За него только и голосовали. Не вдумываясь в смысл голосуемой формулировки.

Немаловажно с юридической точки зрения и то, что выдел земли пайщиками был произведен без согласия обрабатывающего ее предприятия, то есть «Родины». Здесь прямое нарушение закона.

Таким образом, у «Родины» есть реальные перспективы выиграть дело в суде. То есть признать незаконной всю процедуру образования новых 13 земельных участков и оставить землю в обработке в хозяйстве.

А может быть это и к лучшему для самих владельцев паев. Ведь ни кто-нибудь, а сам народ сложил поговорку: «От добра - добра не ищут». Да и в степях, где выращивают сказочную полбу, как не вспомнить сказку Пушкина про золотую рыбку? Особенно то, чем она кончилась.

Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 14 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.