Вы здесь

ПОЧЕМУ ГРЕФ - ОН, А СТЫДНО МНЕ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Знакомо ли вам, читатель, ощущение жгучего стыда? Когда ты вроде бы ничего плохого не сделал, никакой подлости не совершил, а внутри настолько мерзопакостно, что выть хочется. Между тем, именно такие эмоции испытала я на прошлой неделе, когда увидела в сети один ролик. Честно говоря, я не любительница подобных просмотров, но когда только с утра на твою страничку в сети знакомые присылают тринадцать ссылок со словами: «А ты это видела?», становится понятно, что народ снова чем-то шокирован и возмущен. Чем? Плохую историю нельзя рассказывать, ее нужно описывать, поэтому не обессудьте, читатель...

Действие происходит в одном из московских отделений Сбербанка, где днем по полудню появился очень странный персонаж, чем-то отдаленно напоминающий человека. Как следует из Энциклопедического словаря, «Человек - это общественное существо, обладающее сознанием и разумом. Это носитель лучших интеллектуальных и моральных качеств». ТО же, что неумолимо надвигалось на сотрудницу офиса, вызывало на ее лице не столько вежливую улыбку, сколько гримасу ужаса и грядущей катастрофы. Черные брюки с наколенниками, черный объемный бронежилет, черные громадные наушники и черные очки, скрывающие половину лица. Резкие отрывистые движения, напряженные мускулы на той половине лица, что не скрыта очками. Когда-то в детстве у меня была приставка с игрой «Робокоп». Так вот посетитель Сбербанка в столь необычном наряде очень напомнил мне того виртуального героя. А еще он был похож на Терминатора и героя из «Звездных войн» вместе взятых. Словом, ему оставалось только произнести «Я пришел за тобой, мерзкий человечишка», и все, можно смело отправлять за Оскаром.

Однако вопреки законам жанра Терминато-Робокопу требовалась не жизнь своей жертвы, а всего лишь кошелек. Да и то не на безвозмездной основе, а в качестве кредита. Как пояснило электронное Чудище, он - инвалид с месячным доходом в тридцать тысяч рублей и пришел оформить сто тысяч на покупку инвалидного кресла. Удалось ли? Ну, учитывая, что рядом с «инвалидом» стояла тьма журналистов, то и дело раздавались вспышки фотоаппаратов и снующие операторы пытались выбрать наиболее выигрышный ракурс, было бы удивительно и как раз сенсационно, если бы нет. А так... Шоу закончилось даже раньше, чем ожидалось. Ибо тот не стал дожидаться решения по кредиту, легким движением руки снял с себя маску и... превратился в президента и председателя правления Сбербанка России Германа Грефа.

Тьфу, в прокурора Германа Грефа. Ибо, как объяснил руководитель «Сбербанка», таким образом он хотел проверить, как в учреждениях отлажена работа с людьми с ограниченными способностями.

А потом в страдающего Германа Грефа. «Я сегодня был в очках, симулирующих глаукому. Крупные цифры я видел, но я совершенно не видел монитор - видел только светлое пятно. Видел только размытое очертание лица девушки, которая со мной разговаривала», - делился впечатлениями банкир. Так же он добавил, что сотрудникам, которые работают с инвалидами, обязательно нужно и самим проводить «какое-то время в этих костюмах, чтобы почувствовать на себе. Все это развивает эмпатию. Когда мы думаем, что представляем себе ощущения людей с ограниченными возможностями, - это совершенно не то, что реально ощущают они».

А потом он превратился в Грефа-волшебника. Ибо, как уверял выступающий, «мы сделаем целый ряд выводов из моего нахождения в этом костюме. Я думаю, что мы также создадим специальные продукты для инвалидов под покупку специальных вещей, таких как коляска и так далее. Сегодня же дам задание, чтобы над этим поработали».

За сим занавес закрылся. Актеры раскланялись, придворные летописцы разнесли во все концы новость, как же замечательно все было придумано, его пример - другим наука и стали ждать реакцию россиян. Вот только навряд ли она была такой, на которую рассчитывали горе-актеры. Поскольку вместо народного признания получилось народное презрение.

«Почему Греф - он, а стыдно мне?», «Греф не в курсе, что инвалидность подтверждается справкой МСЭ, а не бронежилетом, перчатками и очками». «Интересно: никто не написал, что слепой инвалид Греф обслуживался не просто в отделении, а ВИП-отделении Сбербанка - Сбербанк Первый. А чтобы стать клиентом Сбербанк Первый, надо иметь не менее 15 млн. рублей сбережений», - комментировали ролик пользователи социальных сетей. И даже высказывали предложения на будущее: «А вы хотите, чтоб в следующий раз Греф переоделся грабителем и проверил работу охраны банка, а та сработала решительно?». «За» проголосовало более девяноста процентов посетителей сайтов.

И дело здесь не в жестокости или кровожадности россиян. Просто подобные кампании всегда имеют под собой очень зыбкую почву, когда нужно очень деликатно, с саперской внимательностью относиться к каждой мелочи, и думать, куда ты закладываешь мины, что пытаешься взорвать. А то рванет так, что мало не покажется.

Помнится мне, как пять лет назад подобный эксперимент проходил и в нашем крае. Тогда, переодевшись в самую обычную одежду, в Ленинский ОВД зашел новый начальник ГУ МВД РФ. Поскольку Александр Олдак был родом не из этих мест и его практически никто не знал в лицо, то никто, соответственно, не вытянулся по струнке ровно, когда он подошел к дежурившим ребятам и попросил помощи, мол, помогите, украли барсетку. Бросив в его адрес: «Мужик, посиди, не до тебя сейчас, у нас проверка», все продолжали готовиться к визиту высокого начальника. И каково же было удивление смены, когда они узнали, что это и была проверка руководителя на вежливость и готовность помочь гражданам. Говорят, что потом во многих кабинетах в течение недели пахло валерьянкой, и все ломали голову над словами нового шефа: «Нам с вами будет трудно, но интересно».

Что ж, реально было интересно. Как интересной была так же реакция ставропольцев на прошедшую проверку. Никто не верил, что что-то изменится, однако это никому не мешало с улыбкой вспоминать данный эпизод. Не обошлось, естественно, и без насмешек. Но не над начальством, а над подчиненными. Да и то они были не злые, а добродушные, сродни: «Во, мужики попали!». Тогда в чем же разница, спросите читатель? И почему в одном случае шоу с переодеванием выглядело забавной шуткой, а в другом - циничным глумлением над народом?

Я не психолог и не берусь судить об этом профессионально, лезть в глубины подсознания и сознания тоже, но чисто с обывательской точки зрения рвануло потому, что Герман Греф задел душу россиян. У каждого народа, у каждой нации есть темы, на которые наложено своего рода ироническое табу, и о которых можно говорить исключительно с уважением, без намека на ехидство. Еврей не будет смеяться над шутками о концлагерях, мусульманин оскорбится за Пророка... У нас с этим проще, полная анархия. Простите, демократия и свобода слова. А вот тема инвалидности пока еще находит живой отклик в душах многих россиян. Ведь все мы знаем, как нелегко живется людям с ограниченными возможностями в нашей стране. Включая телевизор, листая газету, нет - нет, да натыкаешься на истории про нехватку пандусов, современных средств реабилитации, про доступно-недоступную среду, о нежелании работодателей принимать таких необычных сотрудников на работу... Словом, проблем множество, но, вместе с тем, красной нитью везде проходят финансовые трудности.

А что же делает Герман Оскарович? Понятно, что не со зла, а скорее из-за банальной неосведомленности, но бьет в самое больное место, обозначая пенсию у человека с ограниченными возможностями в тридцать тысяч рублей. А ведь такая сумма, которая для чиновников может быть банальным счетом за ужин в ресторане, не просто мечта, а несбыточная мечта для многих россиян. Причем не только с ограниченными возможностями.

Чтобы не быть голословной, я обратилась в Ставропольскую городскую организацию Всероссийского общества инвалидов с двумя вопросами: «Какой средний размер пенсии по инвалидности сегодня?», и «Как часто люди обращаются в банк за кредитами?».

- Кредиты? - с недоумением переспросил председатель общества Ашот Сейранов. - Девушка, вы хоть понимаете, о чем говорите? На сегодняшний день у нас средняя пенсия колеблется в пределах девяти с половиной тысяч рублей. Если даже человеку одобрят заявку на кредит, с чего он его выплачивать будет? Лично я не знаю ни одного инвалида, кто пытался бы воспользоваться такими услугами.

Откуда же тогда взялась грефовская тридцатка?

- Ну, - пространно замечает мой собеседник. - Может, военных посчитали? Или в Москве такие пенсии... Вот и получается: там пятьдесят, наши десять. В итоге - средние тридцать. У нас же любит государство все в среднем высчитывать, усреднять. Как в анекдоте, «один прожил 20 лет. Второй - 120! Но в среднем по
70 лет пожили».

- Ну, или в медицине, - продолжаю сравнительный ряд уже я. - Зарплату санитарок и медсестер складывают с зарплатой главврача и высчитывают среднее арифметическое. Вполне приличная сумма получается. Только люди жалуются.

- Вот видите, вы и сами все понимаете. - На том конце провода льда в голосе уже как и не бывало.

- Ашот Егишевич, а как тогда понимать эту акцию от «Сбербанка». Банальный пиар? - почти по-приятельски болтаем мы. - Ведь, если человек что-то хочет узнать для себя, сделать определенные выводы и улучшить качество работы, он вряд ли будет приглашать толпу журналистов, выряжаться в нелепый костюм. Не логичнее ли нанять того же актера или попросить реального человека с ограниченными возможностями помочь во внутренней проверке? Надеть микрофон на него, и... выясняйте себе все на здоровье.

- Ну, это вопрос не по адресу, - задумывается Ашот Егишевич. - Лично для меня данный поступок больше похож на клоунаду, нежели реальное желание помочь нам с решением проблем. Даже чисто логически, кто из обычных инвалидов придет в отделение банка в таком костюме? Одень ты обычную рубашку, свитер, ботинки...

- А вот коллеги из других редакций писали, что такой наряд две тысячи долларов стоит. Костюм весит около 20 килограммов и каждый модуль отвечает за то или иное нарушение в работе организма: очки имитируют ухудшение зрения, наушники - потерю слуха, наколенники - плохую подвижность суставов.

- Так тем более! Это, считай, 120 тысяч рублей потратили только на один костюм. Лучше бы по десять тысяч рублей двенадцати инвалидам дали. Пользы было бы намного больше, - вздохнул собеседник.

- А смысл? - хмыкаю я. - Добро же должно быть самоокупаемым.

Хоть собеседник и молчит, но я чувствую, что он тоже улыбается. Без радости. С тенью грусти. Но улыбается. На том и распрощались. Говорить больше было не о чем. Право, не переливать же из пустого в порожнее, не рассказывать же человеку, что с ним солидарны десятки таких же руководителей обществ и тысячи самих людей с ограниченными возможностями. Он это и сам знает лучше меня. Вертится с данными проблемами каждый день. А не так как я наскоком, потому что случай подвернулся такой, что нельзя не отреагировать. И не рассказывать же, что я очень часто захожу на сайт с народными петициями, где тоже не редкость истории инвалидов, борющихся с ним за свои права. А в роли обидчиков выступают банки.

Вот, например, Светлана Лапина, инвалид I группы, четвертая стадия рака. Как пишет 13 мая 2016 года девушка, «в 2013 году брала ипотеку в ОАО «X» и по рекомендации сотрудника покупала страхование жизни и здоровья в компании ООО "X Страхование", 100 процентным акционером которой является ОАО "X". В 2014 году я тяжело заболела - рак 4 стадия, мне дали 1 группу инвалидности. Я собрала все необходимые документы и обратилась в банк для того, чтобы страховая компания произвела выплату. Страховая намеренно вместе с банком затягивали страховую выплату, мне пришлось подать на них в суд, который они тоже затягивали. Потом начались звонки и угрозы по телефону, чтобы я прекратила судиться. Суд принял мою сторону. НО! Банк, делая вид, что он не в курсе проблемы, насчитал мне пени и неустойки и подал на меня в суд, с требованием расторгнуть договор и продать квартиру, чтобы взыскать 800 т.р с меня. Как можно наживаться на тяжелобольных людях?»

Не менее трагична и история Дмитрия. Его петиция датирована 26 мая. «Работал водителем. Моя жена работает учителем. В сентябре 2014 мы в ипотеку, взятую в банке «Y», купили квартиру. А в феврале 2015-го я получил инфаркт, перенес две операции и, соответственно, стал инвалидом. По профессии я работать больше никогда не смогу. Конечно, доходы упали. В апреле 2015-го Правительство РФ приняло постановление 373 о помощи ипотечным заемщикам. Мы с женой с июля начали посещать банк «Y» на предмет помощи, но получали отказы. Не знаю, что помогло, но в конце января 2016-го у нас с женой соизволили принять документы, мы их начали собирать. Казалось бы, ничего сложного, но нас постоянно тормозили сотрудники банка «Y». В общем, отказали, сославшись на то, что доход наш не снизился. А обосновали это тем, что доход жены перед получением кредита в 2014-ом году был 2 500 рублей, теперь 10000 рублей. Подпишите, пожалуйста, мою петицию, так как сил, средств и здоровья бороться самостоятельно с банком у меня уже не осталось».

Вот такие ситуации. Успокаивает, что в обоих случаях после поднятой народной шумихи и огласки решения по данным вопросам самими банками были спешно и без проволочек приняты в пользу авторов петиций. Кстати, в обоих случаях, банк упоминается один. Только филиалы разные. Какой? Догадайтесь. Или посмотрите на сайте. Неприятно удивитесь. Впрочем, как показывают события, не в первый раз. Но меня почему-то не покидает стойкое ощущение, что именно волна народного гнева стала залогом позитивного решения. И поэтому вдвойне любопытней, что было бы, если бы не подобные петиции. Не знаю. Но как-то гадко все это. И данный ролик про что угодно, но только не про мораль. Ее здесь как раз кот наплакал. Наплакал с гулькин нос. И положил в коляску, которую хотел купить глава банка. А баба думала малина, откусила половину. И выплюнула. А теперь сидит и радуется, что она хотя бы не Греф. А то со стыда бы померла.

Марина КАНДРАШКИНА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
12 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.