Вы здесь

БЕЗ ТЕРПЕНЬЯ НЕТ СПАСЕНЬЯ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В этом году ГБУЗ СК «Станция скорой медицинской помощи» города Ставрополя отметила свой столетний юбилей. Встретили праздник медики традиционно: массовыми увольнениями опытных врачей из учреждения, красивыми отчетами руководства, что все у нас хорошо, жалобами пациентов на 12-часовое ожидание неотложек и молчащим региональным минздравом. Добавьте сюда открытые письма фельдшеров на адрес Президента РФ и Всероссийской общественной организации помощи пациентам с онкогематологией «СоДействие», почему и удивило нас приглашение главного врача Антона Вячеславовича Фарсиянца прийти на откровенный разговор о сложившейся ситуации. Мол, нам скрывать нечего, поэтому и собираем аж целую дискуссионную площадку вместе с уволившимися медиками и недовольными пациентами, чтобы расставить все точки над «i» и вывести интриганов на чистую воду.

 Впрочем, запала главврачу хватило ненадолго. Ровно за день до обозначенного дня «Х» Антон Вячеславович передумал. И вместо встречи нежданно-негаданно засобирался в отпуск, снова задвинув внутренний сор под лавку. В то время как официальная страничка губернатора Ставрополья в Инстаграме буквально завалена жалобами ставропольцев, что дождаться карету скорой помощи - это еще тот квест на выживание. Причем речь идет как о коронавирусных больных, так и иных пациентах с острой болью.

Скорая нескорая

23 августа у жительницы Ставрополя Эльвиры Даневой заболела мама. Диализник, инвалид первой группы, уже к вечеру Розалия Бигдусарьян перестала чувствовать запахи и вкусы. Еще позже до 38,5 градусов поднялась температура. Стало тяжело ходить и дышать. В общем, все признаки Covid буквально кричали о том, что инфекция не обошла и пожилую женщину стороной. Те самые признаки, при которых нам из каждого утюга советуют не заниматься самолечением, а незамедлительно обращаться к врачу или вызвать бригаду скорой помощи. Поскольку же плохо маме стало глубокой ночью, девушка и решила набрать спасительные «103».

 - Трубку взяли сразу. Но с 00:30 до 03:00 единственное, что слышала я от диспетчера, что свободных машин нет, все бригады на вызове или ваш вызов принят, ожидайте, - рассказывает Эльвира.

Врачи так и не приехали в ту ночь. Не было их и весь следующий день. Тогда как заболевшей пенсионерке становилось все хуже - температура не сбивалась, женщина жаловалась, что «будто камень на груди давит», появилась одышка. 25 августа во 2-ю больницу города Ставрополя Розалию Бигдусарьян доставляли уже на реанимобиле.

- Вот уже две недели врачи борются за здоровье моей мамы. Но говорят, что с имеющимся у нее букетом заболеваний нам было бы намного проще выкарабкаться, если бы лечение началось сразу, когда коронавирус только стал развиваться, - жалуется на упущенное время девушка.

Упущенное не по своей вине, но больно бьющее именно по их семье. И хотя говорят, что снаряд дважды в одну воронку не падает, но… Сразу после мамы слегла с коронавирусом и сама Эльвира. И снова вызывала скорую, и снова ждала ее более десяти часов, прежде чем получить необходимое лечение.

 - Я смутно помню тот период. То отключалась на несколько минут, то приходила в себя. Такой разбитой еще никогда себя не чувствовала. И физически, и морально. Особенно морально. Когда ты ждешь, ждешь, ждешь этой помощи, а к тебе никто не едет. Ты вызываешь скорую в 18:00, а тебя перезванивают только в 5 утра, чтобы уточнить адрес. Любой человек «сгорит» за это время, - недоумевает ставропольчанка.

 Ставрополье уже больше года живет с Covid, а организация лечебного процесса по-прежнему дает серьезные сбои. Когда вместо отлаженной работы скорой помощи пациенты слышат все те же оправдания руководства, мол, сами виноваты, что звоните попусту, перепутав экстренные и неотложные вызовы с хроническими болячками. Их лечение не входит в обязанности скорой помощи, однако из года в год они составляют половину телефонных вызовов! И вместо того чтобы ехать к больному с отравлением, нарушением сознания, дыхания, системы кровообращения или повреждением внутренних органов, фельдшер просто меряет давление очередной бабушке или успокаивает дамочку, сломавшую ноготь и решившую, что «весь мир подождет». Ей врач нужнее, даже если их на Станции скорой помощи острый дефицит. Насколько острый?

Здесь, к слову, тоже «показания» самих медиков и отчеты руководства Станции скорой медицинской помощи серьезно разнятся. Ведь согласно версии господина Фарсиянца, ежедневно на дежурство по Ставрополю выходит около 40 круглосуточных бригад. Сами же медики называют число куда более скромное - до 30. И это притом, что половина из них недоукомплектована. Соедините в одну связку двух фельдшеров, как положено медстандартами, и красивое число 30 превратится в катастрофически низкое количество дежурных бригад для стремительно разрастающегося города, к тому же вступающего, помимо коронавируса, еще в сезон гриппа и простуд.

 «На 4 сентября 2021 года в город вышло девять ковидных и 19 недоукомплектованных бригад для обслуживания иных вызовов. Всего же за девять месяцев этого года на Станцию поступило более 127 тысяч вызов. Разделите их на прошедшие 247 дней, увидите нагрузку», - предлагают решить нехитрую задачку медики. Где в качестве бонуса - наглядный пример того, почему врачи при всем желании не успевают приехать за день ко всем нуждающимся в помощи. 19 вызовов на каждую бригаду - это слишком много. Особенно по пробкам, в час пик, да и с неотлаженной маршрутизацией.

«Наши» переболели. А ваши?

О нюансах которой рассказывает ставропольский представитель Всероссийской общественной организации помощи пациентам с онкогематологией «СоДействие» Александра Еремина:

- Сегодня к нам со стабильной периодичностью приходят жалобы пациентов на работу скорой помощи. Людей возмущает и восьмичасовое ожидание врачей на дому, и что зачастую фельдшеры приезжают на вызов в обычных, а не противочумных костюмах к больным, у чьих родственников подтвержден коронавирусный диагноз. Когда же я попросила главного врача ГБУЗ СК «Станция скорой медицинской помощи» Антона Фарсиянца объяснить причины не соответствующей врачебному случаю экипировки, в ответ прозвучало, что «ничего страшного, наши врачи уже почти все переболели». Но это они переболели. А как быть другим пациентам? Кто даст гарантию, что следующим вызовом для этого сотрудника не станет вызов к старикам, ребенку или беременной женщине? - не понимает Александра этой «легкости бытия» от руководителя.

Как и смущает общественницу, что служба скорой помощи порой превращается в бесплатное такси для пациентов. Ведь вместо того чтобы обустроить в Ставрополе единый пункт приема пациентов и уже оттуда централизованно распределять больных по городским учреждениям здравоохранения, «сегодня врачебные бригады вынуждены возить пациента из одного учреждения в другое, пока кто-то не согласится взять больного. А время-то уходит».

Уходило оно и 23 августа. Как рассказывает ставрополец Олег, в понедельник у его 22-летнего сына резко поднялась температура и скрутил острый приступ боли в области живота. В 17:20 парень, живущий отдельно от родителей, вызвал скорую. В 18:50, когда отец приехал посмотреть, как чувствует себя сын, врачей еще не было. В районе 19:00 семья отменила вызов и сама доставила парня в приемное отделение 4-й городской больницы.

- Успели вовремя. У сына был диагностирован острый аппендицит, и уже через полтора часа после осмотра он был экстренно прооперирован, - делится Олег, как чудом удалось избежать трагедии.

А вот у Евгении Б. такой возможности не было. Евгения живет в Буденновске, ее папа - в Ставрополе. Жил. Пока 16 августа в телефонном разговоре с дочкой не стал жаловаться на головокружение и общее недомогание. Родственники вызвали скорую. Бригада приехала быстро. Но узнав, что пенсионер перенес черепно-мозговую травму, предположила, что перед ними клинические проявления микроинсульта, и передала вызов коллегам. Те же, осмотрев на месте Александра Ивановича Баранника, не подтвердили диагноз и тоже отказались вести его в больницу, сославшись на высокую температуру и подозрение на коронавирус.

- Почему я и позвонила на горячую линию минздрава, где нам подтвердили, что бригада не может отказать больному в помощи. Но те дежурные врачи просто взяли и уехали, - рассказывает Евгения и добавляет, что только на следующий день к ним пришел терапевт, взял мазки и назначил лечение. 27 августа в связи с ухудшением состояния Александр Иванович все же был госпитализирован в 2-ю городскую больницу. Недавно дедушку похоронили.

 - Я не знаю, можно ли было спасти моего папу. Но такое равнодушное отношение к пациентам, когда только с третьей попытки ты можешь попасть на лечение в медучреждение, тоже недопустимо, - не сдерживает слез девушка.

Из героев в изгои

В устной беседе с нами сами медики своих коллег не оправдывают, но понимают. С иронией замечая, что это только в самом начале борьбы с коронавирусом ставропольцы готовы были носить медиков на руках. Но чем дальше в лес, тем все больше вчерашние герои напоминают тех самых стрелочников, вынужденных отвечать за чужие ошибки и огрехи в организации медицинской помощи. Когда бы и рады тест у заболевшего взять, и приехать к больному раньше, и отвезти его в клинику, но и некуда, и не на чем, и не с кем.

«Работая на скорой помощи более 15 лет, мы никогда не видели ее в таком упадке. Нам не хватает лекарств, необходимых для качественного оказания помощи. Например, некоторые из препаратов, применяемые при инсультах, отсутствуют в наших укладках более года. Да и сама организация труда поражает неуважением к персоналу. Мы даже не о мизерных зарплатах говорим, которые становятся только меньше. За сутки, что мы находимся на дежурстве, нам выделяют 15 минут на еду один раз в день. Мужская и женская фельдшерская и врачебная бригады, спецбригады, педиатры - раньше у всех были свои кабинеты. Сейчас же в редкие минуты отдыха фельдшеры проводят в коридорах или можно отдохнуть в машине на носилках. Что касается формы, осенью пришло время носить те же нательные майки, на что нам было предложено выбрать из кучи тряпья что-нибудь получше, заштопать и носить», - цитирует отрывки из жалоб врачей представитель Всероссийской общественной организации помощи пациентам с онкогематологией «СоДействие» Александра Еремина.

Тех самых медиков, кто шел в профессию спасать людей, а теперь вынужден писать во все инстанции и просить о помощи, чтобы спасли медицину. Когда можно долго терпеть оскорбления, претензии, недовольство испуганных и болеющих граждан, входить в положение пациентов, но…

- Мы ведь тоже люди. А о нас и наших семьях кто-нибудь думает, когда с кулаками и матами встречает у дверей? В какой-то из дней пружина просто разжимается, и тебе хочется либо наплевать на все, либо уволиться, - рассказывают о внутренней дилемме сотрудники скорой помощи.

Рассказывают не первый год. Минимум пять лет мы пишем уже о кризисе системы ставропольского здравоохранения. За это время много чего произошло в отрасли - сменился глава министерства здравоохранения СК, и даже главный врач Станции скорой помощи сменился. Как и грянувший в это же время коронавирус еще ярче высветил застарелые проблемы местной медицины, требующие объективных оценок происходящего и серьезных внутренних решений. Ведь по большому счету, скорая помощь - всегда на передовой в борьбы с Covid. Чем эффективнее сработает служба, там больше шансов у заболевшего перенести болезнь без серьезных осложнений. Почему, соединив все эти три предпосылки в одно логическое звено, и ждали серьезных перемен медики. Увы, не дождались.

Переменой мест руководителей реформа закончилась, так и не успев начаться. Хотя в стране, повторимся, резко поменялась ситуация в сторону потребности в качественной работе скорой помощи. И поднятые сотрудниками Станции скорой помощи через А. Еремину вопросы, касающиеся того же центра распределения больных, обеспечения бригад лекарственными препаратами и противочумными костюмами, и, возможно даже, создание отдельной коронавирусной службы - это не взятая с потолка история, а успешный и эффективный опыт других городов. Равно как и восьмичасовое ожидания скорой - не «общероссийская тенденция», как пытался уверить общественницу господин Фарсиянц, а именно наше, родное, ставропольское ноу-хау. За которое не гордость, а оторопь берет. И страх: куда же мы дальше придем с такими темпами организации медицинского облуживания населения? Когда два локомотива скорой - «Потребности» и «Состояние» - идут с разной скоростью, но оба под откос. Почему и врачи бегут, а пациенты ждут, пока главврач отдыхает.

Марина Кандрашкина.

Имена главных героев изменены.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.6 (20 голосов)

Комментарии

причина этой чехарды в том, что текучка и высокая нагрузка, люди устали пахать за копейки. кто-то должен объективно разобраться и навести порядок

Статья конечно заслуживает внимания уже даже не министра Колесникова или губернатора Владимирова, а федерального центра в лице Мурашко, так как тут на месте проще скрыть проблемы, кумовство и панибратство процветает с огромной силой, никто не хочет решать возни кающие проблемы, проще крутить пальцем у виска, уверяя всех, что это "космические силы" дестабилизируют работу. Конечно, проще ходить и самому себе под нос бубнить о том, что прикроют и в обиду не дадут, собирая некий компромат на тех, кто якобы мешает "работать" - это вместо того, чтобы начать разбираться почему и от чего буксует работа СМП. Конечно, же проще рты закрывать, запугивать судами и увольнениями, проще окружать себя верной гвардией соратников для борьбы с бунтовщиками. А почему? да потому что работать и получать деньги проще, чем решать проблемы и наводить порядок. Нет лекарств, сломаны машины, увольняются сотрудники ... ну и что? придут новые, дадут машины, тешить амбиции главного специалиста (внештатного!!!) все же проще. Гори они эти больные, они необоснованно же вызывают скорую, написали же на машинах для них "Вызывайте скорую обоснованно", а они имеют наглость вызывать ее просто для того, чтобы измерить давление, сбить температуру и наконец-то просто успокоить старушку, которая не может дождаться участкового врача. Проще наверное набрать кучу юристов, экономистов, немедицинского персонала, чем удержать опытных врачей и фельдшеров. Завтра придут те, что получил вчера диплом в "авиценне". На них вся надежда главного врача, \то спасение. Почему Губернатор не поинтересуется, а сколько с приходом нового руководителя скорой уволилось сотрудников? и главное почему??? просто взять трубку телефона и позвонить им, спросить о причинах. Многие ответят откровенно, что устали терпеть и ушли, слава богу работать есть где. Поинтересуйтесь, почему до сих пор не функционирует полноценно подстанция на Тюльпановой, а ведь из бюджета идут расходы на содержание, почему??? да работать там некому - основания причина! при нормативе в 40 бригад в городе заступает 26-28 ежедневно и из ниц десяток под Covid. Вот поэтому и ждут люди скорую часами. Доигрался главврач, что нет постоянно дежурившей бригады реанимации, машины нахапали, ездят по городу, а реаниматологов с гулькин нос. Поэтому на реанимации приезжает фельдшер или в в лучшем случае врачебная бригада. Рассадив по одному фельдшеру на 26-28 машин, думают решили вопрос, а задачка проще, если этих фельдшеров посадить по двое в машину, сколько останется в городе бригад???? Пусть решает задачу главврач, который сидит в кресле закинув ногу на ногу и получая довольно не плохую зарплату. Как и главный экономист и главбух с заместителями. У них зарплаты гораздо больше чем у фельдшеров. Конечно, если отменят надбавки за работу с Covid, ведь сейчас спасибо Президенту они есть.

Идёт целенаправленный развал государства, увы...

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
8 + 6 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.